Охрана природы. Заповедник

Что такое особо охраняемая природная территория

Заповедник и его устройство

Охрана заповедника

Научная работа в заповеднике

Экологическое просвещение

Правила поведения в заповеднике

Из Федерального закона "об ООПТ"

Государственные природные заповедники - природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Территории заповедников полностью изымаются  из хозяйственного использования.  Государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, они являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. 

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;

д) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Все слышали, что есть заповедники, национальные парки, заказники. К сожалению, у большинства граждан знания об охране природы на этом исчерпываются. А чем отличается нац. парк от заповедника?  "Всё нельзя" или "всё можно"? Что должен знать "каждый школьник" об этом? Что должен вспомнить каждый гражданин при виде таблички "заповедник" или "национальный парк"? Нынешние школьники - это завтрашние туристы, фермеры, предприниматели, чиновники. Посмотрите вопросы в контрольных таблицах ДО просмотра сюжетов. Сможете ли вы, педагоги, ответить на эти элементарные вопросы? Тема ООПТ важная и сложная! В этих сюжетах благодаря опыту экопроса дана простая схема  усвоения этих знаний, универсальная для всех охраняемых природных территорий нашей страны.

Зачем охранять природу? Вот информация для размышления. В 70-х годах я  пил воду из под крана. Сейчас каждый школьник знает, что это опасно для здоровья, а пить рекомендуется только бутилированную воду. На очереди - воздух. В Китае компания Vitality Air успешно продаёт чистый горный воздух их Канады, потому что в крупных городах Китая дышать фактически нечем из-за смога. 

Заповедник и его устройство

(4 мин 20 сек)

Охрана заповедника

(3 мин 10 сек)

Экологическое просвещение

(1 мин 30 сек)

Правила посещения и поведения в заповеднике

(4 мин 30 сек)

    Я хочу передать свой земной поклон людям, благодаря которым появились эти сюжеты. Эти люди встречали, показывали, водили, возили, организовывали специальные съемки, объясняли тонкости природоохранного законодательства и практику работы в ООПТ. Они правили мои черновые варианты текстов, приводя их в нужный вид. Без них материала бы никогда не получилось. Мой земной поклон директору государственного природного Полистовского заповедника Яблокову М. С., заместителю директора по охране территории Егорову В.Н., инспекторам Иванову И. Ф. Лифанову О. И., Котысову Н. В., директору государственного Окского заповедника Маркину Ю. М., заместителю директора по эколого-просветительской работе Дидорчук М.В., начальнику опергруппы Меркулову С. М., инспектору Буданову И.А., Старичкову А.И., Рогалёву В.А., Семененко А.А. методисту отдела экопросвещения Бем Н. Д., ведущему научному сотруднику Кашенцевой Т. А. (питомник журавлей), старшим научным сотрудникам Котюкову Ю. В. (орнитолог), Николаевой А. М. (энтомолог), Цибизовой Е. Л. (питомник зубров), начальнику гаража Мишнину А.А.

    Так же я хочу выразить свою большую благодарность за помощь руководителю Российской программы Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий Анисимовой О. Ю., начальнику детского экологического центра «Лосиный остров» Солодушкину В. В., директору эколого-просветительского центра «Заповедники» Данилиной Н. Р., специалисту эколого-просветительского центра «Заповедники» Буториной Н. Н., а  также Авиловой К. В., Анисимову А., Анисимову В. А., Барташеву И. В., Войтехову М. Я., Дьяченко И. В., Ильину Д. С., Князевой О. В., Коблику Е. А., Комову В.В.,  Конторщикову В. В., Костровской Л., Кругляковой Л. Е., Мосалову А. А., Разумному С. Д., Смирнову О. В., Тихомировой А. В., Усачеву И. А., Фридману В. С., Чекулаевой Ю. В., педагогам и учащимся экологического клуба «Хозяин Мещеры» средней школы № 47 г. Рязань.