Аннотация на сюжеты цикла "Двенадцать месяцев" для учителей

       Данный видеоматериал предназначен для использования в детских дошкольных учреждениях, начальной школе и для домашнего воспитания. Это яркие сюжеты и увлекательные рассказы о природе родного края и смене времен года по мотивам произведений русских и советских писателей.

      Очень сложно определить жанр, ибо это совершенно новый вид кинотворчества. То, что мы называем фильмом, представляет собой набор маленьких самостоятельных сюжетов. Всего сюжетов 58, и они охватывают целый год. Определенному месяцу посвящено четыре-пять сюжетов длительностью от 3 до 4 минут о том, что происходит в данный момент в природе.

       Сюжеты являются прекрасным иллюстративным материалом для занятий по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Дело в том, что наглядного материала по теме смены времен года немного. В основном это плакаты. Видеосюжетов, охватывающих целый год, до сих пор не было. Истинное познание природы включает в себя два аспекта: изучение явлений и эстетическое восприятие ее состояний. Необходимо сочетать одно с другим. Наш материал в первую очередь имеет ознакомительно-познавательный характер. Сюжеты формируют понятия о неживой и неживой природе. Мы показываем различные природные явления: пургу, иней, туман, росу, проталины, типы облаков, радугу, грозу, листопад, заморозки на земле и морозные узоры на окнах и т.п.. Знакомим с многообразием растительного мира: показываем более 50 видов цветов (с апреля по сентябрь), июльские и августовские ягоды, ранние и поздние грибы. Учим узнавать деревья летом по форме листовой пластинки и зимой по форме кроны и веточкам. Несколько сюжетов посвящены жизни насекомых, птиц и лесных зверей. 

       Есть сюжеты, специально предназначенные для воспитания художественного восприятия природы. Это «Разноцветная осень», «Золотая осень», «Какого цвета снег», «Зимняя графика». Сюжет «Снежные фигурки» призван развить у детей фантазию. Использование функции «пауза» позволяет применять сюжеты на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Наблюдая естественные краски природы, дети легко смогут рисовать не по памяти, а с натуры, причем любое время года.

       Все сюжеты сопровождаются шедеврами мировой классической музыки. В некоторых сюжетах есть целый музыкальный рисунок. Главными критериями в подборе музыки были доступность, выразительность и соответствие настроения музыкального произведения настроению сюжета. Мы развиваем музыкальный слух детей и прививаем им хороший музыкальный вкус.

       Специально отметим, что материал универсален с точки зрения методики преподавания. Поскольку вопрос о соответствии нашего материала той или иной программе задается довольно часто, мы обращаем внимание, что смена времен года в природе происходит сама по себе, а не по принятым и утвержденным программам. Поэтому задача сюжетов – показать нашу природу, дать наглядный иллюстративный материал о том, что происходит сейчас в ней. Как это использовать в конкретном занятии с детьми – решает сам педагог. Сюжеты многоплановые и дают огромный простор для педагогического творчества.

       Данный видеоматериал рассчитан на детей от 5 до 8 лет. Построение материала позволяет дозировать информационную нагрузку на ребенка. Редкие сюжеты имеют длительность немногим более 4 минут, что соответствует известным санитарно-гигиеническим нормам. Сюжет «Осенние хлопоты бобра» длится 8 минут, но состоит из двух равных частей. И при необходимости можно первую часть показать на одном занятии, а вторую – на другом. Темп подачи материала, построение и взвешенность кадров, дозированный объем информации, ритм смены планов и их смысловая однозначность соответствуют особенностям детского восприятия.

       Смена времен года является сквозной темой, которую начинают изучать еще в детском саду и продолжают в школе. Все, что ребенок увидит в фильме, будет фундаментом для обучения по предмету «Окружающий мир».

       Фильм также развивает память. Мы учим сопоставлять факты. Для облегчения этой работы мы специально демонстрируем поочередно два кадра, показывающие один и тот же объект в разные месяцы, например иван-чай в июле и августе, борщевик в начале и конце лета, высоту снега в декабре, феврале и марте. Важно, что, показывая те или иные объекты или явления природы, диктор обязательно проговаривает, где и при каких условиях это можно наблюдать.

       Сейчас благодаря иностранным фильмам создается впечатление, что самое интересное проходит мимо нас, где-то далеко в джунглях, саваннах, глубинах океана, но только не рядом с нами, тогда как удивительные вещи буквально лежат у нас под ногами. Важно научить детей видеть красоту нашей природы, понимать и ценить ее. Это подарит вашему ребенку в дальнейшей жизни много счастливых мгновений, сделает его духовно богаче и счастливее. Покажите маленькому человечку, как интересен мир, в котором он живет, и ребенок научится быть наблюдательным.

       Кроме знакомства с объектами и явлениями живой и неживой природы важное значение имеет развитие речи. Дикторский текст имеет четкие, понятные детям формулировки, богат народными пословицами и поговорками, знакомит с интересными народными приметами. Дети слышат образец чистой, богатой, грамотной русской речи.

       Огромное значение для воспитания имеет эстетическое восприятие состояний природы. Любовь к Родине, природе родного края начинается именно с этого любования ее состояниями: цветущим лугом, набухающими почками, летящим тополиным пухом. Увидеть, остановиться и восхититься – вот чему мы должны учить наших детей.

       Итак, мы подошли к самому важному. Этим фильмом мы хотим научить маленьких граждан любить нашу землю. Любить свою Родину – это так же, как любить своих родителей. Ведь если честно, папа – не самый сильный в мире мужчина, а мама – не самая красивая в мире женщина… Но какое это имеет значение? Ведь они – самые лучшие, потому что они – родители. Так и здесь. Где-то есть более величественные пейзажи, где-то живописнее леса, где-то шире реки и звонче ручьи. Но мы любим именно свою Родину, потому что она самая родная. 

Вот об этом мы и сделали фильм.