Месяц голубых снегов и голубых теней
Оттепель
Последний снег, первые проталины
Капель
Талая вода
Как замерзают лужи
(4 мин 00 сек)
Как называется первый весенний месяц?
Почему в народе говорят: «В марте зима зубы показывает?»
Как в марте светит солнышко?
Что происходит со снегом?
Какая весенняя примета связана с облаками?
Как изменилась длительность дня?
Почему день 22 марта называют днём
весеннего равноденствия?
Рекомендуем на урок «Последовательность смены времён года, названия месяцев. Признаки каждого времени года». 1 класс
Назначение: окружающий мир, портрет месяца.
Развиваем умение отмечать состояние природы в марте.
Иллюстрируем: день весеннего солнцестояния.
Знакомим с народными поговорками и приметами.
В музыкальном сопровождении звучит: "Утро" из сюиты "Пер Гюнт" Эдварда Грига.
(2 мин 50 сек)
Каким становится воздух в оттепель?
Каким становится снег в оттепель?
Назначение: окружающий мир.
Иллюстрируем состояние природы, туман, особенности мокрого снега.
В музыкальном сопровождении звучит: "Март" из альбома "Времена года" Петра Ильича Чайковского.
(3 мин 00 сек)
Как называется снег с замёрзшей корочкой?
Кто может идти по насту и не проваливаться? Какие зверьки?
Какие животные проваливаются, идя по насту?
В каких местах снег начинает таять раньше и появляются проталины?
Каким стал снег в марте?
Рекомендуем на уроки «Сезонные явления в природе. Весна». 2 класс
«В гости к весне».
«Весна в неживой природе.» 2 класс
Назначение: окружающий мир.
Иллюстрируем приметы весны.
Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия.
В музыкальном сопровождении звучит: "Лунный свет"
Клода Дебюсси.
(2мин 00 сек)
Где можно увидеть капель?
Какое настроение в природе во время весенней капели?
Рекомендуем на уроки «Сезонные явления в природе. Весна». 2 класс
«В гости к весне».
«Весна в неживой природе.» 2 класс
Назначение: окружающий мир.
Иллюстрируем приметы весны.
Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия.
В музыкальном сопровождении звучит: Пиццикато из балета "Сильвия" Лео Делиба.
(4 мин 10 сек)
Где скапливается талая вода?
Каким стал лёд на озёрах?
Какие водоёмы освобождаются ото льда раньше, а какие позже?
На что похожи расколовшиеся льдины на больших реках?
В этом сюжете в очередной раз было потрясающее совпедение настроения сюжета и настроения музыки. Такое слияние было, видимо, задумано где-то свыше. Я поражался как точно смена музыкальной темы совпала с переходом сюжета от ручейков к льдинам, от нежной напевности к мощным аккордам, олицетворяю-щим тяжесть крупных льдин, которые несёт река.
В музыкальном сопровождении звучит: "Рапсодия в голубых тонах" Джорджа Гершвина.
Снять ледоход - чрезвычайно трудная задача. Река часто вскрывается ночью, а к утру поверхность воды уже чистая. Лёд проходит за несколько часов. Мне повезло - льдины сковало ночным морозом и я успел снять хотя бы не плывущие, а неподвижные. Зато какие они громадные! И только через 10 лет мне удастся краешком "зацепить", буквально ухватить "за хвост" ледоход на Угре. И то с большими приключениями. Смотрите стихотворение "Весенние воды"
(4 мин 45 сек)
Это полностью авторский сюжет, созданный уже вне стен Телекомпании. Материал собирался долго и по крупицам. Толчком к монтажу сюжета послужила та самая гигантская "снежинка" на льду. Я шел с работы, и вдруг буквально в метре от проезжей части среди застывшей грязной земли буквально вспыхнула в отраженном свете фонаря эта удивительная снежника. Ее было видно только с одной точки. Я сфотографировал ее и понял, что это знак свыше: материал весь собран и пора приступать собственно к созданию сюжета. Я благодарю Всевышнего, за то что он позволил мне осуществить это.
В музыкальном сопровождении звучит: "Ария индийского гостя"
из оперы "Садко" Н. А. Римского-Косакова.
Такие узоры образуются на мокром асфальте, когда температура падает ниже нуля.
Первые пять сюжетов были созданы во времня работы в Телекомпании СГУ ТВ. Телекомпания является их правообладателем, но размещая их в youtube, там решили отрезать титры, что несправедливо по отношению к авторской команде, которая их создавала. Поэтому я хочу здесь поблагодарить моего консультанта - Птицыну М.Ю. - педагога дошкольного образования с колоссальным опытом за её неоценимую помощь в создании понятного детям языка сюжетов. Огромная заслуга моего замечательно оператора - Вентцеля М.П. за дивные картинки. Два года съемок природы с ним были для меня хорошей школой, практикумом, в процессе которого я смотрел как работает настоящий мастер. Огромная благодарность Солодушкину В.В. за его знания русской природы и фенологии. В подборе музыкального сопровождения для сюжетов неоценимую помощь оказала Матвеева Т.И. Она раскрыла для меня глубину и красоту классической музыки. Огромная благодарность редактору - О. В. Вьюновой, которая заставляла меня искать варианты фраз, находить нужные слова для выражения своих мыслей. Грамотная русская речь в закадровом тексте - во многом именно ее заслуга. Сюжеты рождались непросто. Конечно, я прочел все рассказы о родной природе для детей наших классиков - В. Бианки, Соколова-Микитова, Э. Шима, М. Пришвина, К. Паустовского и др.,
но все-таки окончательные идеи для сюжетов рождались "в полях", а не в кабинете.
Прокатное удостоверение № 216003307 от 26.01.2007 г.