Правила поведения в природе или

Пять лесных заповедей

Береги природу от огня

Береги растения

Береги животных

Береги природу от мусора

Береги природу от шума

Как правильно разводить костер

Цель материала -  научить ребят элементарной культуре поведения в природе. Очень важно, что зрители в сюжетах увидят модели правильного поведения в природе: как убирать за собой мусор, собирать березовый сок, разводить и тушить костер и т. д. Неправильные действия, например вырывание кустика черники с корнями или сжигание пластиковых бутылок, на экране перечеркиваются. Содержание сюжетов не сводится к перечислению запретов. Для формирования осознанного восприятия правил мы объясняем, почему то или иное делать не следует. Оказывается, многие поступки лишены смысла, например, делать широкие зарубки на деревьях ради березового сока или забирать диких зверей домой. Дети ввиду малого жизненного опыта не могут представить последствия своих действий, тогда как в сюжетах это возможно. Они увидят, как долго не заживают на деревьях раны от ножей, как слабый огонек перерастает в сильнейший травяной пожар, как загорается лесная подстилка от осколка стекла и как беззащитны птенцы и птичьи гнезда.

    Важно было показать варианты альтернативных действий: если нельзя бросать ножи в живые деревья, то можно в пни; если нельзя срывать цветы, то можно их сфотографировать; если нельзя включать громкую музыку, то можно одеть наушники и т. д. Таким образом можно найти способ сделать то, что хочется, и при этом не навредить природе. Мы призываем ребят думать. Во-первых, думать, где они находятся, ведь то, что можно делать далеко за городом, нельзя делать в городском парке. Во-вторых, думать наперед: идешь с друзьями на пикник – возьми мешок для мусора, лопатку и ткань для туалета, собираешься в лесу разводить костер – запасись лопаткой и водой для тушения огня. Видеоряд обладает еще одним важным свойством: эмоциональностью. Документальные кадры горелого леса и масштаб выжженных лугов никого не оставят равнодушными.

Береги природу от огня

(9 мин 10 сек)

Сюжет состоит из двух частей. Первая - страшные картины последствий лесного пожара. (Снято во время засухи 2010 года). Вторая - травяные палы. К сожалению, эта глупая забава чрезвычайно живуча. Разумные доводы в сюжете есть, но обычно этого мало чтобы перевесить всемогущее "хочу". Давайте показывать, что это еще и глупо. Быть "лохом" для детей весьма неприятно, никто не хочет выглядеть глупым посмешищем. Считаю, что этот психологический момент надо брать на вооружение. 

Береги РАСТЕНИЯ

(10 мин 30 сек)

Сюжет можно показывать по частям. Весной, перед выходом на пикник - первую часть (сбор березового сока, метание ножей, вытаптывание травы, собирание цветов). А осенью - вторую часть (сбор ягод и грибов).

Береги живые деревья от ножей и топоров; как брать березовый сок; не вытаптывай траву - большой группой ходите по тропинкам; береги цветы; как правильно собирать ягоды и грибы.

Береги ЖИВОТНЫХ

(6 мин 30 сек)

Главный принцип - не вмешивайся в природу. Не трогай и не бери домой птенцов и животных, береги  пресмыкающихся, муравейники и насекомых.

Ещё раз по поводу птенцов. В детских книжках мы читали, как благородные пионеры с риском для себя возвращали несчастных птенчиков, якобы ВЫПАВШИХ из гнезда, обратно в гнездо. ЧУШЬ! Они не выпадают, а вылетают. Ну да первый полет далеко не показательный. Летать надо учиться. И ещё. В траве, в лесу теряются только наши дети, а птенцы там ЖИВУТ! Алгоритм ваших действий: увидели птенца - обойдите его и не трогайте. Его родители рядом. Просто они острожны и прячутся, ждут когда вы уйдете. И постарайтесь увести свою собаку, пока она его не съела.

Береги природу от МУСОРА

(6 мин 20 сек)

Битое стекло, пластик, жестяные банки, бумагу из леса надо уносить и выбрасывать в мусорные контейнеры. Мусор нельзя ни сжигать, ни закапывать. Есть хорошее правило: ВСЕ ЧТО ПРИНОСИМ В ЛЕС, УНОСИМ С СОБОЙ. Мне его подсказал   замечательный человек -Яблоков М.С. - он был директором "Полистовского заповедника", а затем заповедника "Заповедное Прибайкалье"... Просто с ним я познакомился, когда сюжет уже был сделан. 

Береги природу от ШУМА

(3 мин 40 сек)

КАК ПРАВИЛЬНО РАЗВОДИТЬ КОСТЁР

(7 мин 30 сек)

Если спросить детей, что нужно для разведения костра, они ответят - спички. На самом деле это не так. Без инструментов (пилы, ножа, топора) костер сделать непросто. А еще желательно не пораниться и не обжечься, значит, нужны брезентовые или кожаные рукавицы, но никак не тоненькие синтетические. Уходя из леса, нужно чем-то затушить угли, следовательно, нужны лопата и бутылка с водой. Да и разводить его можно не везде... Костровища на земле не заживают годами.

Немного об истории создания цикла.

Съемки были начаты еще в 2005 году. Окончательно сюжеты оформились только в начале 2011 года. Материал вынашивался и обдумывался мною довольно долго. Когда на экране все просто и ясно, значит, была большая предварительная авторская работа. В начале 2000-х годов в школы «спустили» экологию, имея в виду не науку о взаимосвязях в природных сообществах, а охрану природы. Но ЧТО тогда преподавать было не ясно. На каждой образовательной выставке ко мне – разработчику учебного видео – подбегали озабоченные учителя и спрашивали: по экологии что-нибудь есть? –А что вам нужно? В ответ – тоска в глазах. Сейчас за полтора десятка лет все стало более-менее на свои места, и содержание экологического воспитания стало системным, логичным и доступным детям.  В 2000-е мы были первопроходцами. Что было поднято на флаг? Вечные страшилки из наследства СССР: выжигание лесов в Африке, торговля редкими видами животных, загрязнение вод Байкала и т.п. Я считаю, что это далеко не главное и более того – увод в сторону. Во-первых, дети ничего в этом не понимают, а во-вторых, ничего поделать с этим не могут. Давайте учить тому, что реально нужно для  сохранения нашей природы и тому, что по силам детям!

Первая ступень – как вести себя на природе: на прогулке, на пикнике. Миллионы людей на майские праздники идут в лес… Вот эти миллионы должны знать «что такое хорошо и что такое плохо». Итак, первая ласточка – правила поведения в природе. Но как это сделать? Сколько этих правил? Как-то в Дарвиновском музее мне попался хороший буклет: «правила поведения в природе». Все хорошо написано, четко, коротко и ясно. Одно смущало: правил было не менее десятка. Т.е. когда доходишь до последних, первые уже как-то забываются. Тогда я понял, что правил должно быть немного. Три, пять… Вспомните, что у Моисея было всего 10! Итак, была выбрана пятерка – пять пальцев на руке. Легко преподавать и запоминать. Все многочисленные моменты были сгруппированы в пять главных направлений. Так и родились «Пять лесных заповедей». Второй момент. Надо было убрать «нельзя». Психологи знают, что «НЕ» не усваивается подсознанием. Нужен конструктивный, а не запрещающий посыл. Так родился посыл «береги». Вот теперь все стало на свои места: я берегу природу, мы бережем природу…