8 КЛАСС. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

 Химическая связь

6.1 Образцы щелочных металлов и галогенов

6.2 Взаимодействие щелочных металлов с водой 

6.3 Получение и свойства амфотерного гидроксида 

7.1 Взаимодействие йода с алюминием

7.2 Вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений:

      вытеснение йода и брома хлором

Автор идеи, режиссер, продюсер - Разумный Д.В. Постановка опытов, озвучивание - Кокуева Г.Н. Оператор - Вентцель М.П.

Прокатное удостоверение № 216010808 от 09.04.2008.

Эти прокатные удостоверения были сделаны в 2008 г. взамен прежних, т.к. материал серии "Школьный химический эксперимент. 8 класс", занимавший  138 минут, вместо двух видеокассет по 70 минут, выпущенных в 2001 г., 

было решено было выпустить на трёх DVD-дисках по 44, 46 и 48 минут.

6.1 Образцы щелочных металлов

и галогенов

2 мин 20 сек

Показаны ампулы с простыми веществами двух естественных семейств элементов. Хорошо виден металлический блеск щёлочных металлов и летучесть галогенов. Можно обратить внимание на слабый желтоватый цвет цезия, особенно в сравнении с другими металлами. Фрагмент можно использовать также при обсуждении тем «Химическая связь» и «Типы кристаллических решеток».

6.2 Взаимодействие щелочных металлов с водой

7 мин 00 сек

Чрезвычайно важный опыт. Если нет возможности показать его «вживую», то следует показать это видео. Важно, что во фрагменте показана реакция с водой трёх щёлочных металлов: лития, натрия и калия. Наблюдая их друг за другом, школьник в состоянии самостоятельно сделать выводы:

- об усилении химической активности металлов при увеличении атомной массы;

- об уменьшении температуры точки плавления;

- об усилении мягкости металлов;

- об увеличении плотности металлов в этом же ряду.

Следует также подчеркнуть общие свойства металлов: лёгкие, мягкие, активные. Они реагируют с компонентами воздуха при обычных условиях. Можно видеть, как укорачивается время потери металлического блеска на свежем срезе. Эти металлы реагируют с водой при обычных условиях и образуют при этом щёлочь и водород. С точки зрения химиков это – типичные металлы, естественное семейство элементов. В то же время с точки зрения обывателя – экзотика (металлы, хранятся под слоем масла, легко режутся отнюдь не острым шпателем). 

Этот фрагмент уместно повторить при изучении тем «Скорость химических реакций», «Щёлочные металлы»

Важно напомнить, что работать со щёлочными металлами можно только по достижении возраста 21- года, и только после прохождения экзамена по технике безопасности. Опыт проводится экспериментатором в защитных очках и резиновых перчатках.

6.3 Получение и свойства амфотерного гидроксида

1 мин 20 сек

Классический опыт демонстрации амфотерности. При этом использован не типичный амфотерный гидроксид алюминия, а гидроксид цинка, который школьники запоминают как исключение. Типичными амфотерными свойствами обладают всё-таки гидроксиды трёхвалентных металлов. Важно подчеркнуть, что главное свойство любой кислоты, даже нерастворимой, это – реакция со щёлочью. Главное свойство основания, даже не растворимого в воде, это – реакция с сильной кислотой. Амфотерные гидроксиды – вещества, обладающие свойствами слабой кислоты и слабого основания, поэтому  реагируют и с сильной кислотой, и с сильной щёлочью. Признаки этих реакций одинаковые – растворение осадков, а продукты разные! Оба продукта – соли, но в одной соли цинк находится в качестве катиона, а в другой – в составе аниона.

Понимание амфотерности как свойства оксидов и гидроксидов имеет важное философское значение при изучении темы «Периодический закон Д.И.Менделеева», изучении закономерностей в изменении свойств соединений элементов.

Опыт также можно использовать в теме «Ионные реакции обмена».

7.1 Взаимодействие йода с алюминием 

1 мин 40 сек

Опыт яркий, интересный. Не всегда проходит так, как в этом сюжете. Может не быть пламени. И тогда школьники могут сделать вывод, что признак этой реакции – появление паров йода. Важно обсудить, что пары йода появляются только потому, что выделилась теплота. А теплота могла выделиться только при химической реакции. В данном случае между металлом и неметаллом. В опыте хорошо виден главный признак: соль алюминия белого цвета. Если опыт ставится не под тягой или при плохо работающей тяге, то пары йода будут мешать увидеть цвет соли. Опыт важно повторить в темах:

- «Галогены», особенно в сравнении с реакцией алюминия с бромом;

- «Скорость химических реакций»;

- «Общие свойства металлов»;

- «Алюминий».

7.2 Вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений:

вытеснение йода и брома хлором

1 мин 50 сек

Показан опыт между газообразным хлором и растворами бромида и иодида натрия. Опыт классический, яркий. Хорошо видна окраска простых веществ галогенов. Жёлто-зелёный хлор, красно-бурый бром, плохо растворимый в воде, коричневый осадок молекулярного йода, не такого летучего, как бром. Параллельно показан лабораторный способ получения газообразного хлора. Опыт уместно показать при изучении тем: «Галогены» и «ОВР».