Предельные углеводороды (алканы)

Малярова Светлана Евгеньевна, МОУ СОШ № 14, г. Тверь

На этапе объяснения нового материала с целью иллюстрации химических свойств алканов демонстрируются сюжеты: 

1.1. Определение качественного состава парафина по продуктам горения.

1.2. Модели молекул метана и других углеводородов.

1.3. Отношение предельных углеводородов к растворам щелочей, кислот, перманганата калия.

1.4. Качественное обнаружение углерода и водорода в органическом веществе 

Из альбома Предельные углеводороды

Цель урока: сформировать представление о предельных углеводородах как классе органических соединений.

Задачи обучения: формировать основные понятия органической химии на примере алканов.

Задачи развития:

- развивать логическое мышление при установлении причинно-следственных связей между строением, составом и свойствами;

- развивать умение работать с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;

- отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.

Задачи воспитания: способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; таблица «Электронное и пространственное строение алканов»; демонстрационный материал.

Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Межпредметные связи и вопросы интеграции: Двойственная роль метана в биосфере: источник углерода для метаноокисляющих бактерий и загрязнитель-разрушитель озонового слоя Земли. Техника безопасности при обращении с горючими веществами на производстве и в быту.

 

ПЛАН УРОКА

I. 3 мин. Организационный этап. Приветствие. Заполнение журнала. Повторение ДЗ.

II. 7 мин. Проверка ДЗ. Тест по терминам. Соотнесите термин и характеристику.

ПОНЯТИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

1) валентность

2) гибридизация

3) гомологи

4) гомологическая разность

5) гомология

6) изомерия

7) изомеры

8) искусственное органическое вещество

9) номенклатура

10) органическая химия

11) природное органическое вещество

12) синтетическое органическое вещество

13) фотосинтез

14) химическое строение

a) группа атомов - CH2

b) из CO2 и H2O образуются O2 и глюкоза

c) одинаковый состав, но разное строение и свойства

d) различный состав, но похожее строение и свойства

e) образованы в природе

f) получены путём обработки природных веществ химическими реагентами

g) порядок соединения атомов в молекуле

h) процесс выравнивания орбиталей по форме и энергии

i) синтезированы в химической лаборатории

j) система построения названий веществ

k) способность образовывать электронные пары

l) химия соединений углерода

m) явление существования гомологов

n) явление существования изомеров

Ответы на тест: 1k, 2h, 3d, 4a, 5m, 6n, 7c, 8f, 9j, 10l, 11e, 12i, 13b, 14g.

Критерии оценивания: отметка «5» - в тесте допущено 0–2 ошибки;

                                      отметка «4» - 3–5 ошибок,

                                      отметка «3» - 6–8 ошибок,

                                      отметка «2» - в тесте допущено более 9 ошибок.

III. 2 мин. Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан. «Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?» После получения ответа учитель объявляет тему урока.

IV. 25 мин. Изучение нового материала. На этапе происходит представление сообщений и мультимедийных презентаций подготовленных обучающимися самостоятельно в малых группах и демонстрация видеофрагментов. Класс составляет опорный конспект и записывает его в тетрадь.

Темы сообщений

Примерное содержание

Использование видеофрагментов

1. История открытия предельных углеводородов, общая характеристика класса

1785 г., Бертолле и болотный газ; 30-е гг. XIX в., Райхенбах и парафин;

1868 г., Уэст, термин «парафины», особенности строения, общая формула, определение

Видеофрагмент 1.4 «Качественное обнаружение углерода и водорода в органическом веществе»

2. Номенклатура алканов

Правила образования названий разветвленных алканов по международной номенклатуре (ИЮПАК)

-

3. Гомологический ряд и изомерия алканов

Формулы и названия алканов состава СH410H22 и радикалов; изомерия углеродного скелета, положения заместителей

Видеофрагмент 1.2 «Модели молекул метана и других углеводородов»

4. Физические и химические свойства алканов

Агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; горение, галогенирование, нитрование, крекинг, взаимодействие со щелочами и окислителями

Видеофрагмент 1.1 «Определение качественного состава парафина по продуктам горения»;

Видеофрагмент 1.3 «Отношение предельных углево-дородов к растворам щелочей, кислот, перманганата калия»

5. Способы получения алканов

Восстановление алкенов, спиртов, карбонильных соединений, синтез Кольбе, реакция Вюрца

-

6. Биологическое действие и области применения алканов

Двойственная роль метана в биосфере; применение алканов и их производных в медицине, быту, химическом синтезе и др.

-

V. 6 мин. Закрепление материала. Беседа по вопросам.

О каком газе шла речь в начале урока? Почему произошел взрыв? Часто ли мы встречаем его в обычной жизни?

Почему М. И. Коновалов назвал алканы «химическими мертвецами»?

Одну порцию смеси метана и хлора облучили рассеянными солнечными лучами, другую – прямыми. Одинаковы ли будут продукты реакции?

Школьный учебник по химии утверждает: «Метан – газ без цвета и запаха», почему же тогда при слабой утечке природного газа в квартире ощущается неприятный запах?

Что имел в виду Д. И. Менделеев, говоря: «Сжигать нефть – всё равно что топить печь ассигнациями».

VI. 2 мин. Учитель обсуждает с обучающимися ДЗ, дети записывают ДЗ в дневник.

базовый уровень: §3 + записи в тетради

углубленный уровень: базовый уровень + составьте формулы изомеров состава C5H12

углубленный уровень*: углубленный уровень + назовите полученные вещества по систематической номенклатуре