Галогены

Урок объяснения нового материала по программе О. С. Габриеляна. 9-й класс

Иванова Татьяна Юрьевна, учитель химии, ГБОУ гимназия № 1587 ЮАО г. Москвы

На этапе освоения новых знаний используются видеосюжеты:

- Получение и собирание хлора.

- Возгонка йода.

- Взаимодействие хлора с сурьмой.

- Взаимодействие брома с алюминием.

- Взаимодействие хлора с растворами бромида и йодида натрия.

из альбома Галогены

 

Тип урока: объяснение новой темы

 

Цели урока:

Образовательные: повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов; изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах неметаллов на примере химических свойств галогенов.

Воспитательные: развить умение работать с источниками медиа-информации, наблюдать, делать выводы, формулировать вопросы. комментировать свои наблюдения по видеосюжету.

Задачи урока:

1. Личностные:

- развитие умения формировать высказывания, суждения, делать предоложения;

- развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы.

2. Метапредметные:

- развитие умения делать выводы на основании своих наблюдений;

- формирование устной речи: формулирование вопроса и ответа на вопрос;

- перекодирование информации с видеосюжета в опорную схему;

- владение способами самоконтроля и самооценки;

- умение работать в парах.

3. Предметная (см. цель урока).

 

Оборудование и реактивы

1. Компьютер, проектор.   

2. Бумажный носитель: рабочий лист для каждого ребёнка (приложение 1).

3. Химические вещества: бром, йод, спиртовой раствор йода, крахмальный клейстер.

 

Ход урока

Этап 1. Устное приветствие. Формулирование задач и целей урока.

Вводная часть. Четверо учеников дают историческую справку по теме «Галогены». Задание было выдано накануне. Цель задания: привлечь внимание учащихся к изучению темы.

План исторической справки.

1. Кем и при каких обстоятельствах открыт галоген? (Обратить внимание на сложности получения фтора в свободном виде.)

2. Интересная информация о галогене: 1) фтор – вещество-убийца, подвиг ученого Анри Муассана; 2) использование хлора в Первой мировой войне; 3) антисептические свойства йода.

3. Этимология названия галогенов.

 

Этап 2. Изучение новой темы

2.1. Строение атомов галогенов

Вопросы

1.  Что общего в электронном строении галогенов?

2. Исходя из электронного строения атомов объясните, какие степени окисления проявляют галогены в химических соединениях.

3. Почему у атома фтора проявляется только отрицательная степень окисления?

4. Задание в парах: сравните электронное строение атома и иона химического элемента.

1-й ученик ФТОР

2-й ученик ХЛОР

Осуществите взаимопроверку. Два ученика в это время работают за закрытой доской, после окончания работы результаты проверяют.

 

2.2. Физические свойства галогенов

Рассматриваем бром и кристаллы йода. Обсуждаем условия хранения брома, отвечая на вопросы:

- Что значит слово «бром»?

- что значит слово «йод»?

- Какого цвета йод? Работаем с таблицей № 7. Физические свойства галогенов. [1, с. 20].

Ответа на вопрос: «Почему же йод фиолетовый?» пока не получено.

Речь идёт о парах йода в тексте таблицы, но нет объяснений, как эти пары получают.

Видеосюжет № 2 «Возгонка йода».

Цель работы с видеосюжетом: научиться наблюдать и объяснять свои наблюдения.

Вопросы к видеосюжету

1. Почему же йод в переводе означает «фиолетовый», если мы видим чёрно-серые

кристаллы йода?

2. Какой процесс называют возгонкой?

3. Какие условия применяются для проведения возгонки?

4. Почему йод конденсируется на холодной части прибора?

5. Что представляет из себя прибор и почему он закрыт герметично?

6. Объясните, основываясь на знаниях о строении вещества, явление возгонки.

2.3. Получение хлора в лаборатории и описание его физических свойств

Затем вспоминаем, что получение фтора в лаборатории стоило жизни 15- «родителям» и рассуждаем на тему, можно ли получить хлор в лаборатории и из каких веществ. Поступают предложения использовать для получения хлора хлорид натрия, хлорид калия, соляную кислоту. Далее рассуждаем на тему, каким образом можно «заставить» атом хлора отдать один электрон. Чаще всего ученики не вспоминают конкретный окислитель, но правильно предлагают окислить хлор.

Ученикам предлагается смоделировать прибор для получения хлора в лабораторных условиях, если исходными веществами являются концентрированная соляная кислота и перманганат калия (кристаллический). Обычно предлагают воспользоваться прибором Кирюшкина для получения газа. Поместить в него перманганат калия и приливать концентрированную соляную кислоту. Вспоминаем, что хлор ядовит, следовательно, опыт будем проводить под тягой.

Видеосюжет №1. «Получение и собирание хлора».

Цель работы с видеосюжетом: перенос видеоинформации в форму таблицы. Проведение анализа между тем, что ожидается и тем, что происходит на практике.

Заполняем таблицу на бумажном носителе.

Таблица 1.

Вопросы

Предлагаем получать хлор так

Как происходит в видеофрагменте

Почему

Где, в каких условиях получать?

Под тягой

+

+

Из каких реактивов?

Концентрированная НCl + КМnO4

+

Что увидим?

Пары желто-зеленого газа

+

Как собираем газ?

Вытеснением воздуха из пробирки, направляя газоотводную трубку вниз

+

Хлор тяжелее воздуха

Какой прибор используем?

Прибор Кирюшкина

Колба Кляйзена и делительная воронка с конц. HCl

Жидкость удобно приливать к твердому веществу

Обсуждаем, где ошиблись и почему ( в таблице помечаем цветной ручкой).

Делаем стоп-кадр и ещё раз внимательно рассматриваем прибор.

Задание: в чем преимущество в использовании этого прибора по сравнению с прибором Кирюшкина?

Дают ответы

1. Более равномерное нагревание.

2. Больший объем хлора можно собрать.

3. Можно в любой момент прекратить подачу концентрированной соляной кислоты в реакционную смесь и завершить химическую реакцию.

 

2.4. Химические свойства галогенов

1. Оцените химическую активность галогенов по сравнению с соседями по периоду.

2. Какой галоген проявляет самую высокую окислительную способность? Почему?

3. Закончите фразу: «Галогены проявляют окислительные свойства, следовательно, они вступают в реакции с …».

Химические свойства галогенов

Галогены взаимодействуют с металлами. Металлы – восстановители.

 

Видеосюжет № 5 «Взаимодействие хлора с сурьмой».

Задание: составьте не менее пяти вопросов к видеосюжету.

Запишите их в рабочий лист.

1.___________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

Поменяйтесь рабочими листами и ответьте на вопросы друг друга (работа в четвёрках).

Видеосюжет № 6 «Взаимодействие брома с алюминием».

Задание: посмотрите видеосюжет без звука и напишите свои комментарии к нему в рабочем листе. Повторно смотрим сюжет, но со звуком. Обратите внимание на окраску солей-галогенидов! Составьте уравнение химической реакции и составьте к нему окислительно-восстановительный баланс.

Более активный галоген вытесняет менее активный из его соли.

Видеосюжет № 7.

В первой части видеосюжета, где еще раз комментируют устройство прибора для получения хлора,

звук выключаем и просим одного из учеников озвучить демонстрационный опыт. Другие ученики дают оценку комментариям.

Затем перематываем сюжет на начало и смотрим весь сюжет со звуком.

В рабочем листе дописываем комментарии к лабораторному опыту.

Обращаем внимание на появляющуюся окраску брома и йода в растворе солей при пропускании хлора. Повторяем физические свойства простых веществ.

Далее учитель обращает внимание учеников на качественную реакцию на йод.

Лабораторный опыт: к раствору крахмального клейстера добавляется несколько капель спиртового раствора йода. При этом обращается внимание на окраску раствора.

 

Этап 3.

Итоги урока

1. Проведите оценку своих достижений на уроке по 10- балльной шкале.

2. Оцените своё эмоциональное состояние:

а) комфортное; б) некомфортное.

3. Считаете ли вы, что урок был наглядным: а) да; б) нет.

4. Считаете ли вы, что материал трудно воспринимается, т. к. опыты с галогенами не проводил сам учитель: а) да; б) нет.

Сдайте свои рабочие листы на проверку учителю.

1. Габриелян О. С. Химия, 9 класс: в 2 ч. Ч. 2: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. –159 с.: илл.

Домашнее задание

§ 18, стр. 25, № 1, 4, 5. [1]

По желанию: провести анализ хлеба и варёной колбасы на содержание крахмала и подготовить видеофрагмент на отдельную оценку.

 

 

Приложение 1

Рабочий лист

Видеосюжет № 2 «Возгонка йода».

Цель работы с видеосюжетом: научиться наблюдать и объяснять свои наблюдения.

Вопросы к видеофрагменту

1. Почему же йод в переводе означает «фиолетовый», если мы видим чёрно-серые кристаллы йода?

2. Какой процесс называют возгонкой?

3. Какие условия применяются для проведения возгонки?

4. Почему йод конденсируется на холодной части прибора?

5. С какой целью можно применять возгонку йода?

6. Объясните, основываясь на знаниях о строении вещества, явление возгонки.

Видеосюжет № 1. «Получение и собирание хлора».

Цель работы с видеосюжетом: перенос видеоинформации в форму таблицы.

Проведение анализа между тем, что ожидается, и тем, что происходит на практике.

Заполните таблицу 1

Вопросы

Предлагаем получать хлор так

Как происходит в видеофрагменте

Почему

Где, в каких условиях получать?

Из каких реактивов?

Что увидим?

Как собираем газ?

Какой прибор используем?

Делаем стоп-кадр и ещё раз внимательно рассматриваем прибор.

Задание: в чём преимущество в использовании этого прибора по сравнению с прибором Кирюшкина?

Дают ответы:

1. Более равномерное нагревание.

2. Больший объём хлора можно собрать.

3. Можно в любой момент прекратить подачу концентрированной соляной кислоты в реакционную смесь и завершить химическую реакцию.

Химические свойства галогенов

Галогены взаимодействуют с металлами. Металлы – восстановители.

Видеосюжет № 5 «Взаимодействие хлора с сурьмой».

Задание: составьте не менее пяти вопросов к видеофрагменту.

Запишите их в рабочий лист.

1.___________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

Поменяйтесь рабочими листами и ответьте на вопросы друг друга (работа в четвёрках).

Видеосюжет № 6 «Взаимодействие брома с алюминием».

Задание: посмотрите видеофрагмент без звука и напишите свои комментарии к нему в рабочем листе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повторно смотрим фрагмент, но со звуком.

Обратите внимание на окраску солей-галогенидов!

 Составьте уравнение химической реакции и составьте к нему окислительно-восстановительный баланс.

2. Более активный галоген вытесняет менее активный из его соли.

Видеосюжет № 7.

Приготовьтесь комментировать фрагмент.

Запишите свою оценку комментариев товарища.

Ваши замечания

Удачно____________________________________________________________________

Неудачно__________________________________________________________________

Что еще важно отметить_____________________________________________________

Обратите внимание на появляющуюся окраску брома и йода в растворе солей при пропускании хлора. Назовите физические свойства простых веществ.