Школьный химический эксперимент в видеозаписи - новое средство наглядности

Кокуева Галина Николаевна, Разумный Дмитрий Владимирович, 2002 г.

     Содержанием этих видеопособий является демонстрационный и лабораторный химический эксперимент для средней школы. Другими словами, на видеозаписи те опыты, которые школьники наблюдают, как демонстрацию на уроке, и некоторые из тех, которые они делают сами, согласно школьной программе. Опыты лаконичные, их продолжительность составляет в среднем 2–4 минуты. Каждая кассета содержит около 12- демонстраций. Содержание демонстраций полностью соответствует программам Федерального перечня. 

   Подчеркнем, что главная цель видеодемонстраций – информационная, т. е. фильмы должны дать необходимую и возможную информацию, факты на заданную тему. Авторы не ставили перед собой задачу создать обучающий видеофильм по химии или видеофрагмент урока. Они стремились продемонстрировать собственно химический эксперимент во всей его красоте. Важным является то, что удалось не только показать крупным планом суть химических процессов, но так же и тонкости подготовки, проведения и окончания различных опытов. Зрители получают возможность рассматривать с разных ракурсов различные вещества, наблюдать их взаимодействие, изучать технику типичных манипуляций с лабораторной посудой и оборудованием. На съемках демонстраций серьезное внимание уделялось соблюдению правил техники безопасности и определенного уровня культуры проведения химического эксперимента. 

     Эти видеоматериалы предназначены для демонстрации неподготовленным зрителям – ученикам, которые может быть впервые в жизни видят такие объекты (оборудование, вещества, реакции). Поэтому чрезвычайно важным является управление вниманием учащегося во время демонстрации. Любому учителю очевидна необходимость своевременного акцентирования внимания учащихся на существенных деталях, так как неподготовленный зритель может просто не обратить на них внимания. Для этого зрительный ряд видеодемонстраций обязательно сопровождается словесным комментарием за кадром, который содержит грамотную расшифровку происходящего в кадре. Это является частью реализации принципов наглядности и иллюстративности.

  Необходимо сказать несколько слов о месте данных наглядных пособий в современном учебном процессе. Во-первых, видеодемонстрации ни в коем случае не предназначены для подмены живого эксперимента. Экран телевизора, как и экран монитора компьютера представляют собой виртуальный мир. Тогда как детям чрезвычайно важно, если не потрогать, то по крайней мере увидеть своими глазами явления не на экране, а в действительности, «живьем». Однако в тех случаях, когда на уроке живой эксперимент по  разным соображениям затруднен или недоступен для  непосредственного наблюдения на уроке (взаимодействие калия с водой, алюминия с бромом, свежеперегнанного анилина и т.д.), этот пробел может восполнить видеодемонстрация.

   Поэтому, по мнению авторов, видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а новой составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента.

     Во-вторых, выше уже отмечалось, что видеозапись демонстрации не является видеофрагментом урока с демонстрацией опыта. Любой фильм или видеофрагмент урока отличаются логической целостностью, построены на определенной методике преподавания и соответствуют конкретной программе. Однако именно это, как правило, затрудняет использование этих учебных пособий в другой методике преподавания и в другой программе. В результате учителя вынуждены кроить уже имеющиеся фильмы, перезаписывая только нужные им фрагменты. Это нарушает логическую целостность закадрового комментария, снижает качество демонстрируемых записей и отнимает чрезвычайно много времени у учителей.

    Видеодемонстрация наоборот – фрагментарна и не связана с определенной методикой изложения темы. Это дает возможность педагогам творчески использовать данные пособия. Так, например, учитель имеет возможность показать либо весь опыт, либо только его фрагмент. Можно дать свой словесный комментарий к демонстрации, повторить запись,  остановить или «паузировать» то или другое изображение  и т. д. Опыты можно показывать в произвольном порядке, поскольку они абсолютно самостоятельны. Видеодемонстрацию, также как и натурный опыт можно использовать и как демонстрацию к изложенному на уроке, и в качестве мотивации перед изучением новой темы путем создания проблемной ситуации. Видеоматериалы пригодны для проверки знаний учащихся. Для этого следует попросить ученика дать самостоятельный комментарий к происходящему на экране при выключенном звуке. 

    В-третьих, видеодемонстрация не содержит готового знания, что является качественным ее отличием от существующих учебных видеофильмов. Она – лишь объективный научный факт, источник необходимой информации, которую ученик должен и может добыть сам. Фактически такой подход в предъявлении учебного материала можно по праву назвать эвристическим. Задача пособий – преподнести новый материал настолько ясно, что бы новое знание оказалось на поверхности и доступным для осознанного усвоения учеником. Ученика надо вплотную подвести к самостоятельному «открытию» законов и связей, но это открытие школьник должен сделать сам.

   В заключение хотелось бы перечислить основные принципы создания видеоматериалов по школьному демонстрационному эксперименту: иллюстративность, фрагментарность, методическая инвариантность и эвристичность.

     Как показывает практика использования данные видеодемонстрации очень удобны для экономии времени. Многообразие исследуемых веществ, архитектура и настройка оборудования, отточенность движений, лаконичность формулировок представляются полезными для обогащения опыта молодых специалистов. Кассеты могут служить в качестве пособия для студентов и начинающих учителей. Такие видеоматериалы незаменимы учителям надомникам, а так же учителям, занимающимся репетиторством. Они будут полезны в любой школе как комфортный метод достижения наглядности, например, в качестве страховки. Имея такие пособия можно проводить полноценные уроки и занятия в кабинетах не оборудованных специальным оборудованием: вытяжным шкафом, демонстрационным столом, водопроводом и т. п., что расширяет возможности заполнения школьных классных помещений.

    Авторы выражают надежду, что разработанный подход к созданию видеодемонстраций получит признание и поддержку у учителей, а разработанные материалы будут широко применяться в современных общеобразовательных школах, а так же были бы очень признательны тем педагогам, которые поделятся своими способами в методике использования этих видеоматериалов.