Двенадцать месяцев. Декабрь

Тонкое покрывало зимы

Снежные кружева

Зимующие птицы

Узнай дерево зимой

Волшебный мир кристаллов

Из зимних сюжетов вы узнаете:

почему снеговые козырьки не падают и как по сосулькам предсказать весну,

почему на поверхности водоема могут образовываться темные круги,

чем опасен для зверей наст и как в народе называют февраль,

как по морозным узорам на окнах предсказать погоду

и на каких окнах можно увидеть морозные узоры,

когда на крышах появляются «слоеные» шапки

и следы какого зверя образуют ровную строчку,

почему в солнечный день в тени снег синий

и какие птицы зимуют в наших краях?

Тонкое покрывало зимы

(3 мин 30 сек)

Как называется первый месяц зимы?

Какое настроение у природы?

Чем зимой укрывается земля?

Какие растения можно увидеть зимой в лесу зелеными?

Как выглядит снег на кустах?

Что происходит с озёрами?

Отчего на озёрах в некоторых местах тёмные пятна на льду?

Каким стали день и ночь в декабре?

Чем интересен день – 22 декабря?

В музыкальном сопровождении звучит: "Зима" из цикла "Времена года" Антонио Вивальди и "Пастораль" из Музыкальных иллюстраци к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Васильевича Свиридова

Снежные кружева зимы

(4 мин 20 сек)

Что ждёт зима, чтобы запорошить снегом деревья и кусты?

Какого цвета стало все вокруг?

Что окрасила зима белой краской?

Почему в лесу тихо? 

Чем укутала зима елочку?

Что одела зима на травинки?

На что могут быть похожи снеговые шапочки?

Почему ветер легко сдувает снег c еловых лап, а не с сосновых?

В музыкальном сопровождении звучит:  "Декабрь" из цикла "Времена года" Петра Ильича Чайковского

Зимующие птицы

(4 мин 10 сек)

Как живут зимой воробьи? 

Чем питаются синицы? 

За что синицу прозвали лазоревкой?

Что ищет дятел под корой деревьев? 

Что за серо-розовые птички с хохолками прилетели на дикий виноград? 

Почему сойку трудно увидеть?

Как помочь птицам зимой?

Что можно положить птицам в кормушки?

Это мои первые съемки птиц. Долгие дороги и десятки месяцев съемок цикла "Оседлые и перелётные птицы еще впереди.

В музыкальном сопровождении звучит:  "Арабеска" Клода Дебюсси и "Сорока-воровка" Джоаккино  Россини

Узнай дерево зимой

(4 мин 10 сек)

Как узнать зимой ель, на что она похожа? 

Чем отличается хвоя ели от хвои сосны?

Как узнать лиственницу?

Чем от всех деревье отличается береза? 

Как отличить иву, липу?

Как определить клён?

В музыкальном сопровождении звучит:  "Танго" Иссака Альбениса и Вальс из «Серенады для струнного оркестра» Петра Ильича Чайковского

Волшебный мир кристаллов

(3 мин 20 сек)

На что похожи кристаллики льда?

Какими цветами искрятся льдинки?

Где и когда можно увидеть такие кристаллы? 

Какое настроение у природы в этом фильме?

В музыкальном сопровождении звучит: "Музыкальный ящик"  Георгия Васильевича Свиридова и фрагмент «Марша Черномора» из оперы "Руслан и Людмила Михаила Ивановича Глинки.

Этот материал родился "в полях". Это было 2 января. Снег еще не глубок. Ясная морозная ночь и дивное солнечное утро. У осно-ваний пучков трав - своеобразыне отдушины и испаряющаяся с земли влага конденсировалась на стеблях. В результате  возникли такие удивительные миры! Гуляющие по опушке люди с удивлением смотрели, как я стою на коленях с камерой посреди поля и что-то там снимаю... Они видели этой красоты, которая была у них фактически под ногами...

Правообладатель отрезал титры, поэтому я хочу поблагодарить моего консультанта - Птицыну М.Ю. - педагога дошкольного образования с колоссальным опытом за её неоценимую помощь в создании понятного детям языка сюжетов. Огромная заслуга моего замечательно оператора - Вентцеля М.П. за дивные картинки. Два года съемок природы с ним были для меня хорошей школой,  практикумом, в процессе которого я смотрел как работает настоящий мастер. Огромная благодарность Солодушкину В.В. за его знания русской природы и фенологии. В подборе музыкального сопровождения для сюжетов неоценимую помощь оказала Матвеева Т.И. Она раскрыла для меня глубину и красоту классической музыки. Огромная благодарность редактору - О. В. Вьюновой, которая заставляла меня искать варианты фраз, находить нужные слова для выражения своих мыслей. Грамотная русская речь в закадровом тексте - во многом именно ее заслуга. Сюжеты рождались непросто. Конечно, я прочел все рассказы о родной природе для детей наших классиков - В. Бианки, Соколова-Микитова, Э. Шима, М. Пришвина, К. Паустовского и др.,  

но все-таки окончательные идеи для сюжетов рождались "в полях", а не в кабинете.