Используются сюжеты:
- «Охрана и восстановление зубров» из альбома «Охрана стерхов и зубров»;
- «Береги животных» из альбома «Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей».
Видеосюжеты применяются на этапе объяснения нового материала.
Силкина Людмила Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1494 г. Москвы
Цель: познакомить учащихся с влиянием человека на природу.
Задачи
отношение к природе
Планируемые результаты
Предметные:
- устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
- приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; объяснять, что такое ответственное отношение к природе.
Регулятивные:
- принимать и сохранять целевые установки урока;
- овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
- сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием;
- формулировать выводы из изученного материала.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий.
Личностные УДД:
- осознавать необходимость ответственного отношения к природе;
- осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование
У учителя: карточки для индивидуальных заданий, рисунки, фотографии цветов, DVD-диски СГУ ТВ: «Экология. Правила поведения в природе, или
Пять лесных заповедей» (сюжет «Береги растения», «Береги Животных»), «Экология. Охрана природы».
У учащихся: Окружающий мир, 3-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1 / Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе. Цветные карандаши.
Используемая литература: Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А. А. Плешакова («Школа России»). В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2014.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем урок окружающего мира.
Индивидуальные задания.
(Карточки с заданиями 3 чел.)
а) Приведи примеры экологических связей:
Живое – неживое, природа – человек.
б) Приведи примеры экологических связей:
Неживое – живое, растение – животное.
в) Подчеркните, что составляет окружающую среду лося.
Почва, река, берёза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.
Фронтальный опрос
- Что такое окружающая среда? (Ответы детей)
- Что изучает наука «экология»? (Ответы детей)
- Какие книги по экологии вы нашли? (Ответы детей)
3. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы.
4. Работа по теме урока.
Беседа. Природа в опасности!
- С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это нужно человеку. Но для этого приходится уничтожать леса.
Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом остаётся всё меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. А мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека.
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.
- Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?
- Если умрёт природа, что будет на Земле?
- Прочитайте в учебнике на с. 29 текст «О маленьких ранах…».
- Что такое маленькая рана у природы?
- Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.
- Теперь прочитаем текст на с. 29 «О ранах больших».
- Что такое большая рана?
- Приведите примеры больших ран природы.
- Почему загрязняются реки и воздух, исчезают растения и животные?
- Конечно, это связано с деятельностью человека.
- Сейчас я расскажу вам одну историю.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок для своих мам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, но учительница рассердилась:
- Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и…
- Но почему? – чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые!
(На доске фотографии цветов: ландыши, колокольчики, ночная фиалка, желтые купальницы)
- Почему учительница рассердилась? (Ответы детей)
- Красота губит цветы. Кто не увидит – всякий сорвёт. Оттого цветов этих стало так мало, что почти каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
- О какой ране природы – большой или маленькой – я вам рассказала?
- Почему нельзя рвать полевые цветы?
- Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы?
- Вырастить в саду, нарисовать рисунок, сфотографировать и т. д.
- Прочитайте в учебнике на с. 30–31 о животных, которые исчезли
навсегда.
- Как называются эти исчезнувшие животные?
- Назовите ещё каких-либо исчезнувших животных.
- По чьей вине исчезают растения и животные?
- Расскажите, какие меры принимает человек, чтобы спасти природу.
- Прочитаем об этих мерах в учебнике на с. 31–32.
- Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?
- Как называются охраняемые территории?
- Верно, заповедники и национальные парки.
- Что такое заповедник?
- Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.
- Что охраняется в заповеднике?
- Растения, животные, почва, минеральные источники, горные породы.
- Что такое национальный парк?
- Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.
- Существуют ещё охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определённого времени (5–10 лет).
Запись на доске: заповедники, национальные парки, заказники.
- Что вы знаете о Красной книге?
- Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России».
- Её обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет – светофор тому пример – сигнал тревоги, опасности. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если и надо, то и помогать.
Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды… Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.
В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осёл, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.
В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные: черные, красные, белые, серые, жёлтые, зелёные.
На чёрных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на жёлтых – о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых – о редких видах растений и животных, на серых – о мало изученных животных и растениях, на зелёных – о животных и растениях, которые удалось спасти.
Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка – зубра.
(Сюжет из фильма «Охрана и восстановление зубров»)
- Когда исчез дикий зубр?
- По чьей вине это произошло?
- Сколько зубров осталось и где?
- Как восстанавливали численность зубров? Расскажите.
Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу ХХ века беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу – реки, озёра, леса. Заботимся о чистоте воды – ведь нам её пить. Думаем о чистоте воздуха – ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.
Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнёздами – можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним – нельзя! Наблюдать за муравейником – можно! А разрушать его – нельзя! От муравьёв для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных – можно. А делать рогатки и всякие ловушки – нельзя!
- Посмотрите видеосюжет «Береги животных».
- Почему нельзя уносить из леса птенцов и детёнышей диких животных?
- Почему дикие животные и птицы не приспособлены жить рядом с человеком?
- Почему шансов вернуться в природу у таких животных очень мало?
- Почему нельзя ловить лягушек, ящериц и других мелких животных?
- Что произойдет, если разрушить муравейник?
- Почему нельзя ловить бабочек? Какой вред мы им наносим?
5. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради:
№1 (с. 10)
- Прочитайте задание.
- Какое влияние на природу может оказывать человек?
- Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
№ 2 (с. 11)
- Прочитайте задание. Выполните его.
- Напишите, как ещё называются охраняемые территории.
№ 4 (с. 12)
- Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.
6. Рефлексия.
Работа в парах.
- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.
- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины – словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
7. Подведение итогов урока.
- Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
8. Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на с. 29–34.
Индивидуальные задания:
Групповое задание:
Рабочая тетрадь №1–2 (с. 13).