Двенадцать месяцев. Февраль

Месяц глубоких снегов

Метели и сугробы

Следы на снегу

Птицы на кормушках

Какого цвета снег 

Из зимних сюжетов вы узнаете:

почему снеговые козырьки не падают и как по сосулькам предсказать весну,

почему на поверхности водоема могут образовываться темные круги,

чем опасен для зверей наст и как в народе называют февраль,

как по морозным узорам на окнах предсказать погоду

и на каких окнах можно увидеть морозные узоры,

когда на крышах появляются «слоеные» шапки

и следы какого зверя образуют ровную строчку,

почему в солнечный день в тени снег синий

и какие птицы зимуют в наших краях?

Месяц глубоких снегов

(2 мин 50 сек)

Как называется последний зимний месяц?

Что говорят о феврале?

Как ласково называли февраль?

Какой снег в феврале?

Какой лёд на реках и озёрах?

В музыкальном сопровождении звучит: "Про старину"

Анатолия Константиновича Лядова    

Метели и сугробы

(3 мин 40 сек)

Как называют февраль, характеризуя его погоду?

Какие осадки бывают в феврале?

Что намёл февраль?

Что свисает с крыш?

На что похожи шапки снега?

В музыкальном сопровождении звучат: "Полёт валькирий"

Эдварда Грига и

Маленькая сюита "В лодке"

Клода Дебюсси     

Следы на снегу

(5 мин 30 сек)

Как зимой можно узнать, кто из животных обитает в лесу?

Как называется место, где лежит много чешуек от обглоданных шишек?

Чьи следы образуют ровную строчку?

Как называется место, где отдыхал лось?

Какой величины след у лося?

Как по заячьим следам определить, куда прыгал косой?

Кто обкусал ветви у кустов и ободрал на них кору?

Мышь лесная, полёвка, лиса, зайц, кошка, взлетающая птица, норка, лось.

В музыкальном сопровождении звучат: "Вена - город моей мечты"

Рудольфа Сечинского

"Ученик чародея" Поля Дюка

"Загородные сады"

Перси Грейнджера

"Танец рыцарей" из оперы "Ромео и Джульетта" Сергея Сергеевича Прокофьева

Птицы на кормушках

(4мин 10 сек)

Легко ли живется птицам зимой, почему? 

Как помочь зимой птицам?

Что можно положить в кормушку?

Для кого кормушка должна быть недоступна?

Большая синица, лазоревка, черноголовая гаичка (пухляк), чечётка, чиж, зеленушка, сойка, большой пёстрый дятел, снегирь, домовый воробей.

В музыкальном сопровождении звучит: "Королева Маб" из симфонии "Ромео и Джульетта" Гектора Берлиоза

Главное в кормушке - чтобы в ней ВСЕГДА был корм. Часто видишь сквер, где на деревьях множество пустых кормушек. Очевидно, у кого-то прошла акция "поможем птицам". А дальше? Лучше сделайте одну, но распределите по дням недели, кто будет проверять ее и подсыпать в нее корм. Сделайте лист дежурств, отмечайте и проверяйте. Разовые "акции" - это пыль в глаза начальству, родителям и т.д.   Сегодня все делают кормушки, завтра все помогают бабушкам, а после завтра - хоть трава не расти. Настоящая забота - это ежедневный труд.

Какого цвета снег

(3 мин 40 сек)

Все ли зимой окрашено белым, или есть у снега и другие цвета?

Какого цвета снег там, где на него падает солнечный свет?

Какого цвета снег в тени?

Какие оттенки бывают у снега в тени, почему? 

Какого цвета снег можно увидеть на закате?

В музыкальном сопровождении звучит: интермеццо из второго акта, известное как "размышление" или "медитация", из оперы "Таис" Жюля Массне.

Правообладатель отрезал титры, поэтому я хочу поблагодарить моего консультанта - Птицыну М.Ю. - педагога дошкольного образования с колоссальным опытом за её неоценимую помощь в создании понятного детям языка сюжетов. Огромная заслуга моего замечательно оператора - Вентцеля М.П. за дивные картинки. Два года съемок природы с ним были для меня хорошей школой,  практикумом, в процессе которого я смотрел как работает настоящий мастер. Огромная благодарность Солодушкину В.В. за его знания русской природы и фенологии. В подборе музыкального сопровождения для сюжетов неоценимую помощь оказала Матвеева Т.И. Она раскрыла для меня глубину и красоту классической музыки. Огромная благодарность редактору - О. В. Вьюновой, которая заставляла меня искать варианты фраз, находить нужные слова для выражения своих мыслей. Грамотная русская речь в закадровом тексте - во многом именно ее заслуга. Сюжеты рождались непросто. Конечно, я прочел все рассказы о родной природе для детей наших классиков - В. Бианки, Соколова-Микитова, Э. Шима, М. Пришвина, К. Паустовского и др.,  

но все-таки окончательные идеи для сюжетов рождались "в полях", а не в кабинете.