ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пандемия близорукости. 

Факторы риска. Предвестники развития у детей. Способы сдерживания

Автор: врач-офтальмолог Круглякова Л.Е.

 

Миопия, начавшаяся в раннем детстве, развивается стремительно, приводя к высокой степени близорукости в зрелом возрасте.

С высокой миопией связаны риски необратимой потери зрения вплоть до слепоты. Сейчас есть четкие предвестники начала развития близорукости и успешные стратегии ее сдерживания. Для этого нужны: своевременная коррекция зрения очками (линзами) и правильное зрительное поведение. Материал для родителей, воспитателей ДОУ и учителей начальной школы о том, как сохранить зрение у детей.

О применении альбома "Опасности в природе" в работе по здоровье-сберегающим технологиям.

      В настоящий момент Министерство Просвещения требует, чтобы каждый педагог владел разными педагогическими технологиями, в частности, здоровье-сберегающими. И дело здесь не только в осанке, вреде табака и физкультминутках. При оценке профессиональной деятельности: в отчете о проделанной работе за год, и, тем более, при подготовке документов на повышение квалификации вы обязаны отчитаться «по результатам деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся». Вот выдержка из приложения к стандартному экспертному заключению об уровне квалификации педагогического работника:

Первый критерийпросветительская работа по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Показатели:

- внедрение информации о ЗОЖ в тематику учебного занятия/мероприятия

Подтверждающие документы: календарно-тематическое планирование, конспекты занятий,  видеоролики, видеонарезки, слайд-шоу, дидактический и раздаточный материал;

- выступления педагога на н/практ. конф., семинарах, проведение открытых занятий, мастер-классов и др., публикации в печати, в т.ч. на сайте профильных изд-в,  публич. предс. собст. опыта на сайте и др. 

...

Третий критерий - диагностика эффективности здоровье-сберегающей деятельности

(проведение мониторинга по следующим критериям представление первоначальных и конечных результатов в сравнительном порядке):

- знания, умения и навыки ведения ЗОЖ, мотивация к ведению ЗОЖ; и т.д.

Четвертый критерий - взаимодействие с семьей обучающихся  и иными участниками образовательного процесса

- проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций по здоровьесберегающей тематике с привлечением вышеуказанных специалистов

Подтверждающие документы: протоколы род. собраний,  журнал консультаций;

- привлечение родителей к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий

 

    В свете этих требований альбом «Опасности в природе» представляется как серьезное и очень удобное подспорье для подтверждения вашего профессионализма. Поскольку везде необходимы подтверждающие документы, я рекомендую написать планы-конспекты уроков (классных часов и т.п.) используя любой сюжет из альбома. Это засчитывается как ваша просветительская работа (критерий 1), плюс вы используете профессиональные тематические видеоролики. Сделайте дидактические таблички, карточки или презентацию с картинками – дело не сложное. (Присылайте, публикуйте – это также учитывается в критерии 1).

         В начале, середине, а затем в конце учебного года сделайте опрос по навыкам здорового образа жизни, к примеру: какие растения можно употреблять в пищу, какие ягоды ядовиты, какая первая помощь при укусе гадюкой, как сделать противоклещевую заправку одежды и т.п. Таким образом, вы проводите реальный, а не фиктивный мониторинг знаний и умений (критерий 2). Вы можете сделать работу в группах или по проектам. Например, одной группе поручите набрать картинки по теме «как нужно одеваться, и как нежелатель, отправляясь в лес» по теме «клещи», другой – по теме «змеи», третьей – по «жалящим насекомым». Пусть ребята сделают маленькую презентацию. Она вам потом пригодится.   

        Я рекомендую сюжет «Осторожно клещи» показать сразу после 8 марта и ДО весенних каникул. Это надо успеть сделать ПЕРЕД таянием снега. Как только сойдёт снег, клещи становятся активными. Во время родительского собрания сделайте небольшую часть о клещах, змеях (это ваш критерий 3). Покажите сюжеты и порекомендуйте, где они могут посмотреть самостоятельно. После каникул  проведите опрос:  сколько ваших учеников «подверглись нападению» клещей, но не были укушены, а сколько были укушены, т.е. добрались до открытого тела. Сделайте выводы.

        В четвертой четверти перед каникулами покажите все сюжеты еще раз ребятам. Можно уже без звука – пусть прокомментируют сами, а вы проверите уровень усвоения материала. Покажите варианты правильной и неправильной экипировки, над которой работали ваши группы (см. выше). Это будет обобщение знаний очень актуальное перед летними каникулами.

      Тем, кто планирует и проводит экскурсии в ботанические сады и зоопарки, рекомендую обратить внимание на сюжеты «Первое правило поведения – беречь себя». Сделайте отдельный план-конспект урока по правилу «беречь себя» и отметьте, что это не «окружающий мир» и не внешкольная работа, а здоровье-сберегающие технологии.

        Публикуйте разработки на сайте. Вам – публикация и имя, вашим коллегам – реальная помощь.