"Зимующие птицы"

Логопедическое занятие для детей с ОНР подготовительной группы детского сада

Грачёва Наталья Михайловна, учитель-логопед

ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 714 г. Москвы

Раздел: «Развитие речи (пересказ)».

Используется сюжет: «Птицы на кормушках» из альбома «Двенадцать месяцев. Февраль».

Сюжет применяется в середине занятия, для подготовки к пересказу и лучшему пониманию темы занятия, усилению наглядности.

Перед просмотром сюжета детей просят внимательно посмотреть на экран и обратить внимание, как ведут себя птицы зимой.

После просмотра сюжета могут быть заданы вопросы:

Какие птицы прилетают на кормушку?

Зачем вешают кормушки?

Что можно положить в кормушку?

 

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Учить пересказывать с опорой на серию сюжетных картинок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширение и  активизация словаря по теме;

- совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:

-развитие навыков связного рассказа с опорой на серию сюжетных картинок;

- упражнение в подпоре синонимов;

- упражнение в употреблении предлогов.

- упражнение в отгадывании птиц по их описанию.

Коррекционно-воспитательные:

- развитие внимания и логического мышления;

- воспитание у детей интереса к поведению пернатых обитателей природы,

   бережного отношения к ним.

 

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки к рассказу «Кармашка», мультимедийная установка.

 

Предварительная работа: логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы», направленное на знакомство с новым материалом и расширение словаря; занятия воспитателей по ознакомлению с окружающим миром, рисование, лепка.

 

Ход занятия

 

  1. Организационный момент.

Введение в занятие и создание положительного настроения.

Дети в кругу. Выполняют движения по тексту вместе с логопедом.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй друг,

Здравствуй друг,

Здравствуй наш весёлый круг!

 

 

  1. Основная часть.

2.1. Кормушка. У кормушки птицы. Кто лишний

(снегирь, сорока, ласточка, воробей, кукушка, голубь, ворона, синица)?

 

2.2. «Где птичка?» Практическое употребление в речи предлогов.

Сорока летит над домом.

Голубь сидит на земле.

Синица сидит в кормушке.

Ворона сидит на ветке.

 

2.3. «Узнай по описанию».

Пёстрый, серо-коричневый, шустрый, драчливый, смелый (воробей).

Красногрудый с чёрной шапочкой, крупнее воробья, важный, несуетливый (снегирь).

Желтогрудая, размером с воробья, юркая, весёлая, задорная со звонкой песенкой (синица).

Красноголовый в чёрном фраке, больше воробья и снегиря, неутомимый лесной барабанщик (дятел).

Пёстрая, светло-коричневая, большеглазая, размером с дятла, бесшумная, активная ночью и малоподвижная днём (сова).

 

2.4. Физминутка.

«ВОРОБЕЙ»

 

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

 

(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)

Воробушек – пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

 

(Дети встают лицом к кругу, идут    приставным шагом. “Воробей” пытается “вылететь” из круга; “голуби”, взявшись за руки, не пускают его.)

 

 

2.5. Просмотр фильма «Птицы на кормушках» (альбом «Двенадцать месяцев. Февраль»).

Давайте сейчас внимательно посмотрим видеосюжет. После чего вы догадаетесь, о чем мы с вами продолжим разговор.

 

2.6. Составление рассказа.

Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

 

Почему дети решили сделать кормушку?

Что им для этого понадобилось?

Где дети повесили кормушку?

Кто с радостью прилетал к кормушке?

Как нужно заботиться о птицах зимой?

Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.

Логопед просит придумать имена детям.

 

Примерный пересказ.

Логопед зачитывает примерный рассказ детей:

Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил её на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

Пересказы детей.

 

2.7.  Рассказы детей.

Логопед просит детей ещё раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

 

  1. Итог занятия.

Спросить детей, о том,  что им понравилось в занятии? Каких зимующих птиц они знают? Зачем нужно делать кормушки для птиц?