"Майский венок"

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста

Бидеева Анна Николаевна музыкальный руководитель ГБОУ детский сад № 1253 г. Москвы

Длительность праздника 35-40 минут
Используется сюжет «Майские цветы» из альбома
«Двенадцать месяцев. Май».
Видеосюжет используется в конце праздника для обобщения и закрепления материала, контроля знаний дошкольников по пройденной теме.

 

Цели
побуждать детей интересоваться красотой родной природы, бережно к ней относиться
развивать художественно-эстетический вкус ребёнка
пополнять лексический запас, развивать грамотную речь, фантазию и воображение дошкольников
расширить знания дошкольников о цветах, распускающихся в мае
создать у детей праздничное настроение, атмосферу приятного проведения досуга

Задачи
закреплять представления детей о майских цветах
развивать познавательные способности дошкольников через сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления
провести обобщение материала с помощью работы над метроритмом, установления координации между слухом и голосом, совершенствования навыков слухового контроля через игру на детских музыкальных инструментах, исполнения песен, танцев

Материал и оборудование
сюжет «Майские цветы» из альбома «Двенадцать месяцев. Май»

фотографии цветов, о которых говорится в видеосюжете  

шапочки одуванчиков, ландышей, фиалок, лютиков, костюмы Феи, Тюльпана, Розы, Фиалки, Одуванчика

музыкальные инструменты

принадлежности для рисования
 

Предварительная работа:
чтение художественной литературы, легенд и сказок из сборника «Легенды и мифы о растениях», разучивание песен, танцев, игр на заданную тему, наблюдение за цветами на прогулке, проведение дидактических игр по теме «Весенние цветы», заучивание стихов о цветах, подготовка театрализованной постановки предложенной сказки, рассматривание иллюстраций с изображениями майских цветов.

 

 

Ход праздника

Ведущий – музыкальный руководитель; цветы, Фея – дети старшей, подготовительной групп.

Дети входят в зал под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, садятся на стульчики.
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята! Вот и наступил последний весенний месяц! А как он называется?  (Ответы детей). Правильно, май! И сегодня мы с вами познакомимся с цветами, которые распускаются и радуют нас своей красотой именно в этом месяце. Посмотрите на фотографию – вы узнаёте этот цветок? Ну, конечно, это одуванчик! Все сразу узнают его, но далеко не все слышали легенду об одуванчике.

Инсценировка легенды об одуванчике

Ведущий:
Однажды Цветочная Фея спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан.
Фея:

– О чём ты мечтаешь, Тюльпан?

Тюльпан:

– Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.

Ведущий:
От самонадеянности тюльпана Фея погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.
Фея:

– Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? 
Роза:

– Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти, где попало. Мне нужны опора и очень хороший уход.
Ведущий:

Ответ розы не понравился Фее, и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.
Фея:

– Ты бы стала моим любимым цветком, фиалка? 
Фиалка:
– Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.

Ведущий:
В отчаянии Фея побежала куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.
Фея:

– Тебе нравится жить здесь, одуванчик? 
Одуванчик:

– Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.

Фея:

– Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.
Артисты выходят на поклон.


Ведущий:
С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях. У нас, на Руси, одуванчик был самым любимым цветком, так как давал нектар пчелам, его корни лечили больных, из одуванчиков варили вкусное варенье, а девушки плели из его цветков венки. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье. Вот какой удивительный цветок – одуванчик. А теперь споём про него песенку!
Исполняется песня «Одуванчик» (муз. В. Кузьмина, сл. О. Высотской).
Ведущий:
Посмотрите на это изображение. Это – живучка. Дети старшей группы прочтут нам стихотворение об этом удивительном растении.

Живучка ползучая (Н. Савельева)

 

Давным-давно цветочек этот
Прижился  в  лиственных лесах.
Свои побеги, словно сети,
На пнях развесил и кустах,
На солнцепеке и под кручей
Везде бродяга выжить смог.
Упрямым был росток ползучий
И пышный венчиком цветок.
Густою синевой соцветий,
Всегда притягивал он взор.
Красиво этот многолетник
Сложил из листиков узор.
Всходил, бывало, там, где кучка
Земли совсем плохой была,
Но рос цветок – его Живучкой
Молва людская нарекла…

 

Ведущий:
Взгляните на эти цветы! Это цветы, кто знает, какого растения? (Ответы детей). Да, так цветёт душистая лесная земляника. Давным-давно, гласит легенда, двое детей, брат и сестра Ганс и Хельга жили в немецкой деревушке на окраине леса. Дети потеряли родителей и жили у чужих людей. А судьба сирот всегда тяжела. Когда во всей стране случился голод, мачеха повела детей в лес. Они плакали, но мачеха была безжалостна. Брат и сестра долго бродили по лесу, замерзли, изголодались. И неожиданно увидели полянку и избушку. Там жили гномы. Они подарили детям волшебные камушки, сказав: «Если силы на исходе, нужно бросить эти камушки на землю, и они превратятся в ягодки – душистые и очень полезные, дающие силу». Так и случилось, детей спасла чудесная ягодка, которую с тех пор называют земляникой.

 

 

А вот две фотографии рядом – кто угадает, что это за цветы? Правильно, ландыш и лютик! Давайте попробуем исполнить на музыкальных инструментах серебряный голос ландыша и золотой – лютика!
Исполняется оркестровка стихотворения Дж. Ривза «Ландыш и лютик».

Дети 1-й подгруппы исполняют ритмический рисунок, произнося строки стихотворения, на бубенцах, треугольниках, маленьких тарелочках:
Ах, если бы ландыш звонить бы умел,
Серебряным звоном весь лес бы звенел.
Дети 2-й подгруппы исполняют ритмический рисунок, произнося строки стихотворения, на ксилофоне, звучащих чашах:
А если бы лютик вызванивал звук,
То золотом тёплым гудел бы весь луг.
Дети обеих подгрупп, произнося строки стихотворения, играют вместе:
И вышли бы феи в ночной тишине под музыку эту плясать при луне!
Ведущий:
Молодцы, очень тонко передали музыку ландыша и лютика!

А кто сможет сказать, какую ягоду надо есть, чтобы глазки не уставали и всегда хорошо видели? (Ответы детей). Да, это – черника, посмотрите, какой у неё незаметный цветочек!
Понадобилось как-то Лесной Фее перейти из одного леса в другой, а ночь стояла тёмная, безлунная. Заблудилась Фея, присела на траву и пригорюнилась. Вдруг слышит она тихий голосок: «Дорогая Фея, съешь горсточку моих ягод, и глаза твои станут такими зоркими, что в темноте разглядят любую тропиночку». И почувствовала Фея, как на ладонь ей кто-то насыпал что-то круглое, точно бусинки, поднесла она их ко рту, одну надкусила, другую… И показалось ей, что вокруг точно светлее стало, тут она и тропинку заметила… Не забыла Фея помощь черники, а это была именно она, и повелела лесному народу расселить её по всему свету белому… Так и появилась черника почти везде – в Европе, России, Азии, Африке…

А вот ещё один нежный цветок – конечно же, фиалка!
Дети старшей группы читают стихотворения про чернику и фиалку.
 «Лесная фиалка» (В. Пасналеева)

 

Зимние морозы 
Солнышко прогнало. 
Хрупкая фиалка 
На полянке встала. 
К солнцу синий венчик 
Тянется упрямо. 
Первую фиалку 
Я сорву для мамы.
Л. Громова «Черника»
Любят все чернику очень,
Ягодки чернее ночи.
Ребятишкам вкус их сладкий
Лучше даже шоколадки.
И, как после шоколада,
Деткам всем умыться надо!

 

Ведущий:
А этот цветок напоминает светильник, а, может быть, какой-то сосуд. Так цветёт купальница, или царь-трава. Существует легенда об эльфах, которые варят по ночам, в полнолуние, эликсир жизни на целый год. Для этого эльфы достают круглые золотые сосуды из хранилищ и помещают их на шесты, так как внизу – обильная роса и совсем ничего не видно. 
На расположенных друг против друга скамеечках, на самом верху шестов, под сосудами сидят по двое эльфов. Одни эльфы снуют по лесенкам вверх-вниз, принося всё необходимое для эликсира, другие добавляют их в сосуды и перемешивают. Полная луна заглядывает в сосуды и дивится тому, что содержимое кипит без огня.
Как только небо начинает светлеть, эликсир разливают по бутылкам, запечатывают их и куда-то уносят. Исчезают и сами эльфы, а пустые сосуды остаются на шестах. Правда, они теперь выглядят, как цветы. Странные цветы, похожие на круглые золотые сосуды, и если заглянуть в цветок, то там, при везении, можно обнаружить мирно спящего эльфа.
Ведущий (показывая на фотографии):
Всего три фотографии остались – что же это за цветы? Один цветок – дикой мяты, или травы от сорока болезней-недугов. Она так и называется – сороканедужная трава, или будра. Второй – кислица, заячья капуста. Помните, мы читали чудесный рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб», где как раз и говорится об этом растении. Третий – сочевичник, или сердечная трава, как ее называют в народе.
А сейчас – в круг вставайте, хороводы начинайте! (Детям надевают шапочки одуванчиков, ландышей, фиалок, лютиков.)
Исполняется хороводная игра «Веночек» (венгерская народная мелодия): ведущий (ребёнок) идёт противоходом внутри хоровода и собирает свой «венок», беря за руку тот «цветок», о котором поют дети. С окончанием песни внутри большого хоровода образуется маленький хоровод – «веночек» из набранных ведущим «цветов».
1. Мы плетём, мы плетём, мы плетём веночек.
Одуванчик золотой, к нам иди, цветочек!

 2. Мы плетём, мы плетём, мы плетём веночек.
Ландыш серебристый, к нам иди, цветочек!

3. Мы плетём, мы плетём, мы плетём веночек.
Лютик жёлтенький, к нам иди, цветочек!

4. Мы плетём, мы плетём, мы плетём веночек.
Нежная фиалка, к нам иди, цветочек!

5. Вот какой, вот какой мы сплели веночек!
Вот как он хорош, пёстрый наш веночек!

Ведущий:
Замечательный веночек получился! А теперь присядем на стульчики и ещё раз повторим, о каких цветах сегодня мы говорили.
Демонстрируется видеосюжет «Майские цветы» из альбома «Двенадцать месяцев. Май».  (Перед тем как прозвучит название растения, необходимо сделать паузу (стоп-кадр) и поинтересоваться у детей, как называется этот цветок и что они могут о нём рассказать).
Ведущий:
Ну что ж, молодцы, всё запомнили!
А сейчас вернёмся в группу – она превратилась в художественную галерею, там вас ждут кисти и краски, чтобы изобразить цветок, который вам больше всего понравился. Лучшие работы украсят наш вернисаж!
Под музыку дети выходят из зала.