Опыт использования познавательных фильмов при изучении лексических тем в старшей и подготовительной группах детей с ОНР

Карпова Елена Владимировна и Нессонова Людмила Константиновна,

учителя-логопеды ГБОУ Детский сад № 735 г. Москва

      В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произноси­тельной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети различными нозологиче­скими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия). В це­лом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограни­ченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов.

При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

Необходимость решения проблем нарушения формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы настоящего опыта работы.

      Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние и на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Остановимся подробнее на этой проблеме.

В последнее время большинство родителей уделяют недостаточно внимания формированию чувственного опыта ребенка, обогащению его представлений об  окружающей действительности. Взрослым кажется, что многие вещи являются для детей  аксиомой, которую не надо доказывать. А между тем, педагоги сталкиваются с тем, что ребенок, приходящий в дошкольное учреждение, не знает элементарных вещей, особенно это касается вербальных определений явлений окружающего мира. У детей с ОНР такая проблема стоит намного острее из-за снижения познавательной активности. Плохо говорящие дети редко задают такое количество вопросов как их нормально развивающиеся сверстники.  Следовательно, коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование, а именно с  работы по развитию зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, формированию собственного опыта. Такая работа проводится параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений, как на специально организованных занятиях, так и повседневной жизни.

Особое место в работе с детьми с речевой патологией отводится наглядным формам обучения. В нашем детском саду мы постарались значительно расширить рамки наглядного материала за счет использования видеонаглядности. Демонстрация реальных предметов и явлений дают ребенку более полное представление об окружающей действительности.

     В последнее время в нашем детском саду на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий учителями-логопедами стала использоваться  мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустические колонки). На данном оборудовании мы показывали детям различные фрагменты познавательных фильмов цикла «Двенадцать месяцев», рекомендованные для просмотра детям 5-7 лет. Использование наглядности в виде познавательного фильма является незаменимым помощником при ознакомлении детей с каким-либо явлением природы, особенно в условиях города, где педагог лишен возможности реально продемонстрировать большинство явлений природы.

      По результатам работы с использованием видеоматериалов мы пришли к следующим выводам:

- Использование наглядности в виде познавательного фильма является незаменимым помощником при ознакомлении детей с каким - либо явлением природы, особенно в условиях города, где педагог лишен возможности продемонстрировать большинство явлений природы.

- Строгая дозированность и методическая грамотность видеоматериала, даёт возможность педагогу длительно удерживать интерес детей, простым нажатием кнопки «пауза» остановиться на наиболее интересном или наоборот непонятном моменте, повторить его, что особенно важно для детей с ОНР.

- После просмотра познавательного фильма дети значительно лучше усваивают знания. Особенно хочется отметить, что у детей возникает потребность в передаче этих знаний родителям и другим детям, ведь для детей это большое событие «смотреть кино на занятии».