"Зимующие птицы"

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе

Марцева Елена Николаевна, воспитатель логопедической группы

ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 714 г. Москвы

Используются сюжеты «Зимующие птицы» из альбома «Двенадцать месяцев. Декабрь»

и «Птицы на кормушках» из альбома «Двенадцать месяцев. Февраль».

Раздел «Экология»

Задачи

1. Развивать словарь ребёнка.

2. Закрепить и уточнить названия зимующих птиц, их строение, внешние признаки, дать характеристику каждой птице.

3. Формировать эмоционально-речевой контакт (воспитатель – ребенок).

4. Закрепить координацию речи с движениями.

 

Демонстрационный материал

  1. Различные виды кормушек.
  2. Картинки с изображением зимующих птиц.
  3. Корм для птиц.
  4. Ноутбук, проектор  для показа презентации о зимующих птицах.
  5. Диск «Птичьи голоса».
  6. Сюжеты из цикла «Двенадцать месяцев».

Раздаточный материал

1. Тесто (обычное)

2. Плоды и семена растений.

3. Яблоки, орешки, ягоды.

4. Доски для лепки.

5. Разноцветные ленты.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки:

     *  *  *

Спинкою  зеленовата,

Животиком  желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. 

                                    (Синица)

Выставляется картинка синицы.

Беседа с детьми.

Воспитатель:

Синичка какая?

Какого цвета у ней грудка?

 Какой клюв?

Ответы детей: птичка маленькая, грудка жёлтая, чёрный  галстук на грудке,  клюв маленький.

*  *  *

Воспитатель:

Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой 

                                         (Снегирь)

Выставляется картинка снегиря.

С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Увидеть зимой этих птиц нетрудно, их красные грудки, хорошо заметны. У них голубовато-серые спинки и чёрные, бархатные шапочки.

Воспитатель:  Чем снегири питаются в зимние месяцы?

Дети:

Они клюют семена трав и деревьев (клёнов), разные ягоды – рябину, калину.

Воспитатель:

 Про синичку и снегиря я вам, ребята, рассказала, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей:

Голубь, ворона, сорока (поставить картинки птиц).

* * *

Воспитатель:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

 Не орёл, а всё же птица.

                                                   (Воробей)

 Картинка воробья.

Воробей маленькая птичка. Как он выглядит?
Ответы детей:

У него серо-коричневое оперение, маленький  клюв,

небольшое туловище, короткий хвост.

Воспитатель:

 Чем питается воробей зимой?

Ответы детей:

Хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками.

Воспитатель:

Воробей шустрый, быстрый, ловкий, драчливый,

боевой, смелый. Если воробей нахохлился, то завтра жди сильного мороза.

Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать у нас?

Ответы детей:

Зимующими.

 

Просмотр видеосюжета: «Зимующие птицы».

 

Воспитатель:

А как вы думаете, птицы подают голоса?

Ответы детей:

Да.

Воробей — чирикает,

Ворона – каркает;

Голубь – воркует;

Сорока – трещит.

Воспитатель: Правильно.

Физкультминутка

 «Снегири»

Вот на ветках – посмотри                               (По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона

В красных майках снегири.                                     головы на строку)

Распушили пёрышки,                              (На первое слово каждой строки частое

Греются на солнышке                                потряхивание руками, на второе один хлопок             

Головой вертят, улететь хотят.                по бокам)

– Кыш! Кыш! Улетели!                                (По 2 поворота головы на каждую строку)

За метелью! За метелью!           (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками,

                                                                                      как крыльями).

                                                                             

 Изостудия.

Звучат птичьи голоса.

Воспитатель:  

Ребята, вы слышите? Птички щебечут – это они разговаривают с нами. Что они нам хотят рассказать?... Да им холодно! Холодной зимой трудно жить птичкам. Но самое страшное для них это не холод, потому что те птички, которые остались зимовать, отрастили себе пушок – второй слой пёрышек. Холод птицам не так страшен, как голод. А вот голод (когда им нечего кушать) самый страшный враг для них, они могут погибнуть от голода зимой.

Какой сейчас месяц?

Ответы детей:

Февраль – последний месяц зимы.

Воспитатель:

Наступило самое тяжёлое время для птиц. Все ягодки, зёрнышки уже съедены. И прилетают птички поближе к человеку. Люди – добрые, они пожалеют голодных пташек и покормят их: кого крошками, кого зернышками и яблоками, а кого сальцем, да маслицем. Давайте сделаем кормушки им, ведь вы – маленькие помощники птичек.

Дети (11 чел.) вместе с воспитателем отщипывают кусочки теста, размером с ладошку, скатывают в колобок, обсыпают семечками, зёрнышками, орехами, в середине колобка делают сквозную дыру, через неё продевают цветную ленту. Корм для птиц готов.

Воспитатель:

Молодцы!

 Когда пойдём гулять, дадим птицам угощенье,  которое сделали своими руками.

 

Показ видеосюжета «Птицы на кормушках».