"Птицы прилетели - весна наступила"

Занятие в подготовительной группе ДОУ

Евстигнеева Анна Александровна

МБДОУ детский сад № 9 г. Щелково Московской обл.   

Используется сюжет «Апрель. Птичьи гнёзда» из альбома «Двенадцать месяцев. Апрель».

Цели: рассказать детям о дне весеннего равноденствия – 22 марта, об обычаях празднования этого дня на Руси; закрепить знания русских народных закличек про весну; развивать умение отгадывать загадки, давать полные ответы на вопросы; воспитывать интерес к миру птиц и любовь к окружающему миру.

Материал: конверт с телеграммой, иллюстрации с изображением птиц, CD-диск с записью голосов птиц, альбом «Двенадцать месяцев. Апрель», угощенье для детей.

Ход занятия

Ребята, нам пришла телеграмма. Давайте посмотрим, от кого она, и что же нам пишут?

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, дорогие друзья! Мы уже совсем  скоро прилетим на родину из далёких тёплых стран и принесем  вам с собой весну! Ждите…»

Как вы думаете, от кого же эта телеграмма, кто принесём нам весну?

Ответы детей: Птицы, наши пернатые друзья…

Воспитатель: Молодцы, конечно же это – птицы.

А вы знаете, что в старину на Руси отмечали праздник под названием «Сорок сороков». Крестьяне верили, что в этот день – 22 марта  «день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается».

А ещё говорили, что в этот день птицы возвращаются к родным гнездовьям. На этот праздник  из ржаного теста хозяйки выпекали фигурки  жаворонков и дети весело играли с ними, зазывая  весну. 

Давайте вспомним русские народные заклички про весну (заклички можно проговаривать, водя хоровод).

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму прогоните!
Тёплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!    

   И другие…

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я загадаю вам загадки про птиц, которые скоро прилетят к нам:

Гнездо своё он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворение.  (Жаворонок)

Весной прилетает птица.
Поле вспашут – там любит кормиться. (Грач)

Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (Ласточка)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.  (Скворец)

 

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

 

(Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций  с изображением птиц.) 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, скоро прилетают наши пернатые друзья. А где же они будут жить?

Ответы детей: В домиках, в гнёздах…

Воспитатель: А хотите узнать, какие же домики бывают у птиц? Тогда смотрите внимательно.

 Просмотр  сюжета «Птичьи гнёзда с диска» альбома «Двенадцать месяцев. Апрель».

 

Вопросы  по просмотренному материалу

Какая птичка строит своё гнездо из кусочков глины?

Где любит строить свое гнездо дрозд?

У какой птицы гнездо имеет форму шара?

Что за нарядная птичка устилает своё небольшое гнездо мхом?

А для каких птиц люди сами строят домики? Как называются такие домики?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. А теперь давайте поиграем в игру «Перелёт птиц».

 Ход игры

Дети стоят свободно на одной стороне зала  напротив гимнастической лестницы. По сигналу «Птицы полетели!» дети бегают по залу, по сигналу «Опасность!» – «взлетают» на лестницу.

 (Игра проводится несколько раз)

По завершении игры воспитатель подводит итоги, уточняя у детей, о каком старинном празднике они сегодня узнали, о каких птицах вспоминали. Воспитатель раздаёт детям угощенье – печенье в виде птиц.