"Маленькие жители большой планеты"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Бурлакова Наталья Александровна

МБДОУ Детский сад № 14 г. Муром

Аннотация

Работая с детьми, к сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, отрывать крылья бабочки, разрушать муравейник, поймать лягушку, тритона, пугать палкой змею – бессмысленно уничтожать живые существа. Именно поэтому  в своей работе стараюсь привить детям интерес к изучению насекомых и пресмыкающихся, воспитать бережное отношение ко всему живому.

Цель: развивать представление о многообразии насекомых родного края; систематизировать и закреплять знания детей об образе жизни насекомых, их строении (голова, усы, крылья, шесть ножек или восемь у паука); месте обитания (норка, улей, дупло, муравейник), питании.

Материалы к занятию:

– картинки с изображением насекомых и пресмыкающихся; игрушки – модели насекомых;

– альбом «Двенадцать месяцев. Апрель»; сюжет «Пробуждение насекомых и пресмыкающихся»;

– макет муравейника, зеленая ткань, цветы;

– мягкая игрушка пчела;

– рукавички гладкая и ворсистая, крупа – манка.

 

Предварительная работа

Наблюдение за насекомыми на прогулке.

Рассматривание вместе с детьми иллюстраций с изображением насекомых и пресмыкающихся.

Просмотр телепередач вместе с родителями на заданную тему.

Чтение художественной литературы

– «Моя первая энциклопедия. Насекомые» И. В. Травина;

– «Я познаю мир. Насекомые»;

– Т. А. Шорыгина. «Насекомые. Какие они?»;

– В. Зотов. «Лесная мозаика»;

– В. Пальчинский. «Муравей и другие»;

– В. А. Тихонов. «Красная книга России»;

– К. Чуковский. «Муха – цокотуха»;

– Н. Романова. «Что узнал дождевой червяк»;

– В. Сухомлинский. «Пусть будет соловей и жук»;

– И. А. Крылов. «Стрекоза и муравей»;

– В. Драгунский. «Он живой и светится».

– Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок; пословиц и поговорок о

    насекомых и пресмыкающихся.

Настольно-печатные игры: лото, мозаика по теме «Насекомые».

Дидактические игры.

Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о насекомых и встреченных пресмыкающихся.

Задачи:

Воспитывать доброе отношение к соседям по планете;

– Расширять и систематизировать знания детей о насекомых и пресмыкающихся; местах обитания, характерных особенностях;

– Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания с помощью специально организованных игр и упражнений);

– Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

 

Ход занятия

В наш детский сад прилетело интересное существо.

Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто же это?

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, у пчелки в ножках письмо. Давайте его прочитаем.

Помогите!

Нас заколдовала злая волшебница, и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо в лес к нам прийти.

Насекомые

Будем спасать насекомых из беды?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие к маленьким жителям лесной полянки. Подготовимся к путешествию:

Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

Дети подходят к ковру, накрытому зеленой тканью, на котором – макет муравейника, цветочки и письмо.

Воспитатель: Посмотрите, нас никто не ждет и не встречает,  здесь письмо.

Из письма дети узнают, что злая волшебница заколдовала лес и спасти всех жителей можно, если выполнить все ее задания.

Вы готовы помочь малышам?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Однажды над насекомыми

Пронесся злой дух.

Чтоб на полянке  бабочки порхали,

Трудился муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Чтобы помочь шестиногим малышам, нам надо превратиться в насекомых. У меня есть волшебная палочка, дотроньтесь до нее скорей и превратитесь в малышей. Мы с вами на лесной полянке, а вот и первое задание от злой феи: «Отгадай загадки – найди отгадки».

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда ползу.

Если в воздухе кружусь

То уж вдоволь нажужжусь.

Дети: примерный ответ – жук.

Воспитатель: А каких жуков вы знаете?

Дети: Жук-грибник, жук-рогач, жук-носорог, жук-усач.

Воспитатель: Молодцы! Жук-грибник – живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется и ими питается. У жука-рогача – на голове выросты словно рога. У жука-носорога на голове большой вырост. У жука-усача тело короче, чем усы. Его личинки живут в коре дерева и разрушают его. Чем питаются жуки?

Дети: Жуки поедают листья, цветки, плоды, древесину.

Воспитатель: На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза,

Кто же это?

Дети: Стрекоза.

Воспитатель: Чем стрекоза отличается от других шестиногих малышей?

Дети: У стрекозы глаза занимают почти всю голову, она замечает добычу с любой стороны. Стрекоза очень быстро летает и на лету может менять направление, зависать на одном месте.

Воспитатель: Чем питается стрекоза?

Дети: Стрекозы – хищницы, они ловят мух, комаров (и других мелких летающих насекомых).

Воспитатель: Как появляются на свет новые стрекозы?

Дети: Стрекозы откладывают яйца в воду, там развиваются их личинки.

Воспитатель: Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки –

Чёрненькие точки.

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Чем питается божья коровка?

Дети: Божья коровка – хищник. Она поедает тлей, яйца бабочек, мелких гусениц, куколок насекомых.

Воспитатель: Божья коровка приносит пользу человеку?

Дети: Да, они помогают бороться с вредителями в садах и огородах.

Воспитатель: По полям она летает,

И цветочки опыляет.

В ульях обществом живет,

Мед в тех ульях круглый год!

А для тех, кто ей мешает,

Она жало поднимает!

Ножек шесть и два крыла,

Все зовут ее  …

Дети: Пчела.

Воспитатель: Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?

Дети: На цветочках есть нектар и пыльца, которые служат пищей для пчел.

Воспитатель: Пчелиное гнездо – это целое государство, пчелы собирают и перерабатывают мед, убирают улей, кормят личинок. А как общаются пчелы?

Дети: Пчелка, прилетая в улей, начинает танцевать и кружиться. Так она рассказывает другим пчелам, где нашла большое количество еды, и тогда пчелы улетают на поиски.

Воспитатель: С ветки на – тропинку,

С травки – на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

Дети: Кузнечик.

Воспитатель: Правильно, кузнечик. Его еще называют «чемпионам по прыжкам». У него мощные ноги, при помощи которых он ловко передвигается. А вы знаете, где у кузнечика уши? Уши у него на ногах. Вот какое удивительное насекомое! Сейчас мы поиграем в игру «Какие насекомые переносят больше пыльцы» У нас на поляне много цветов. Как вы думаете, какое насекомое опылит больше цветов? Пчела или кузнечик?

Дети обычно дают разные ответы, и мнения разделяются.

Воспитатель: Давайте проведем эксперимент. У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, а вторая – пушистая, ворсистая, как на теле насекомых. Надев гладкую – превращаемся в кузнечика, а мохнатую – в пчелку. На подносе манка, как пыльца на цветке. Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку прилипнет больше пыльцы.

Проводится эксперимент, и делаются выводы.

Воспитатель:  Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

Дети: Муравей.

Воспитатель:   Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Дети: Муравейник.

Воспитатель: Посмотрите на наш макет муравейника. Из чего муравьишки строят муравейники?

Дети: Из хвоинок, кусочков листьев, крошек смолы, комочков земли, мелких веточек.

Воспитатель: Чем питаются муравьи?

Дети: Насекомыми, но также любят и цветочный нектар.

Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете. Правильно, муравьи используют тлей, как дойных коров. Щекоча их усиками, заставляют выделять капельку сладкой пади, которую потом слизывают. Муравьи очень дружные. Там, где не справится один, появляется второй, третий. Почему муравьев называют санитарами леса?

Дети: Муравьи уничтожают много насекомых – вредителей древесины. Муравейники надо охранять, их нельзя разорять.

Воспитатель: Правильно! Семья муравьёв защищает лесные деревья и кустарники  от прожорливых гусениц и личинок разных жуков – вредителей древесины.

 Посмотрите, сколько маленьких жителей мы расколдовали! Вы молодцы! А как их можно назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Какой основной признак у всех насекомых?

Дети: У насекомых тело состоит из трех частей – головы, туловища, брюшка и у всех насекомых только 6 ножек.

Воспитатель:   Он сети, как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит.

Дети: Паучок.

Воспитатель: А паук – это насекомое?

Дети: Нет, у него 8 ног.

Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным?

Дети: Стрекоза, муравей, божья коровка

Воспитатель: Почему их называют хищниками?

Дети: Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, а сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка

Шла сороконожка по сухой дорожке

Дети идут ритмичным шагом.

Вдруг закапал дождик: кап – кап – кап

– Ой! Промокнут сорок лап!

Дети останавливаются и приседают.

Насморк нам не нужен. Обойду я лужи!

Дети идут, высоко поднимая колени, будто  шагают через лужи.

Грязи в дом не принесу

Дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой ножкой потрясу!

трясут другой ногой.

И потопаю потом

– Ой, какой от ножек гром.

дети топают ногами.

 

Идем дальше, насекомые ждут нашей помощи. Мы поиграем с вами в игру «Что сначала, что потом» (превращение бабочки).

Что сначала откладывает бабочка?

Дети: Бабочка откладывает яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель: Что делает гусеница?

Дети: Она питается листьями и растет.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте подойдем к ней поближе, только тихо, чтобы не испугать, и рассмотрим ее повнимательней. (Бабочка – игрушка.) Посмотрите, какие у нее красивые крылышки – разноцветные.  А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, три пары ног.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы посмотрим с вами интересный фильм о жизни насекомых. Смотрите внимательно.

Просмотр сюжета «Пробуждение насекомых и пресмыкающихся» из диска «Двенадцать месяцев. Весна»

Просматривается видеосюжет посвященный насекомым (сюжет сначала по 02.54), нажимаем «сто- кадр».

Вопросы по просмотренному материалу:

– Какое насекомое первое просыпается весной?

– На стволе какого дерева любят собираться насекомые?

– Что ищет божья коровка под маленькими листочками?

– Где строят гнезда пчелки?

– Что делает оса около пчел?

– Что делает паучок?

Продолжим наше путешествие. Следующее задание «Кого не стало». Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. Вы мне скажите, кого я убрала, кого не стало. Игра проводится 2–3 раза.

Молодцы! Еще расколдовали насекомых. А сейчас мы поиграем в игру «Кто где живет». Два вида карточек вперемешку:

Стрекоза                                                                           Вода

Паук                                                                                  Паутина

Кузнечик                                                                          Зеленая трава

Бабочка                                                                            Цветочек

Пчела                                                                                Улей

Муравей                                                                           Муравейник

Колорадский жук                                                            Картофель в цвету

Дидактическая задача: выбрать карточку насекомого и наложить на ту карточку. которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.

Воспитатель: Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Почему муравей не живет в воде или паутине?

Дети: Муравей не умеет плавать, а в паутине он прилипнет и не сможет двигаться.

Воспитатель: Молодцы, вы расколдовали всех насекомых, помогли лесным малышам. Весной просыпаются не только насекомые, но еще и пресмыкающиеся. Давайте посмотрим про них сюжет.

Фрагмент сюжета «Пробуждение насекомых и пресмыкающихся» со 2мин.54сек. до конца сюжета.

Вопросы по просмотренному сюжету:

Кто любит греться на солнышке?

Как передвигается жаба?

Какая интересная способность есть у ящерицы?

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Насекомые вас всех благодарят. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы. И пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Нам пора возвращаться в детский сад. Но нам нужно опять превратиться в детей. Беритесь за мою волшебную палочку. Вот мы с вами и пришли в наш детский сад.

Рефлексия

Что вам больше всего понравилось из занятия?

Какая игра понравилась больше?

Если бы у вас была возможность, в кого из насекомых вы хотели бы превратиться?

Вы все сегодня молодцы!