"Приключения головастика"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Козлова Наталья Геннадьевна

МБДОУ Детский сад № 14 г. Муром

Используется сюжет «Пробуждение жизни водоемов» из альбома «Двенадцать месяцев. Май». Видеосюжет используется в начале и середине занятия для лучшего понимания темы, носит познавательный характер.

 

Цель: закрепить знания детей о разнообразии обитателей водоемов, этапах их развития, связью со средой обитания; сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы.

Задачи:

– знакомить детей с признаками пробуждения жизни в пруду;

– развивать воображение, наблюдательность, внимание;

– активизировать и обогащать словарь детей;

– формировать бережное отношение к природе;

– пробуждать добрые чувства.

Материал: диск «Двенадцать месяцев. Весна»; наборы карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.

Предварительная работа: экскурсия к пруду, чтение природоведческой и энциклопедической литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

Используемая литература

И. Гурина. Как появляется лягушка. –М.: Фламинго, 2009.

Н. Пожарицкая. Как живешь, озеренка? –М.: Детская литература, 1989.

Ход занятия

После завтрака дети обнаружили в уголке природы ведерко с водой, в воде плавали соломинки, травинки. Рядом с ведерком лежала записка, и, обратившись за помощью к воспитателю, дети узнали ее содержание.

Воспитатель: Ребята, эта записка от нашего садовника. Послушайте, что он пишет: «Здравствуйте, ребята. Сегодня утром я хотел полить цветы на клумбе водой из пруда, который находится рядом с нашим детским садом, но делать этого не стал. Попробуйте догадаться, почему? Цветы я поливал водой из крана».

Примерные рассуждения детей:

– вода в ведерке прозрачная, чистая, а травинки и соломинки можно достать.

– вода нехолодная, такой водой хорошо поливать растения.

При более внимательном осмотре дети обнаружили, что в воде кто-то есть.

Примерный диалог детей:

– на рыбку не похож, плавничков нет;

– это не букашка, не жучок;

– кто же это?

Воспитатель: Узнать, кто это, вам поможет загадка.

Он с огромной головой,

Так и называется.

А как вырастет большой –

Квакать принимается.

Дети: Головастик.

Воспитатель: Правильно! Теперь вы догадались, почему садовник не стал поливать цветы водой из пруда.

Примерные ответы детей:  Головастик бы погиб. Садовник пожалел головастика. Спасибо садовнику.

Воспитатель: Хотите увидеть, что происходит в озерах и прудах сейчас? Предлагаю внимательно посмотреть видеосюжет.

Стоп-кадр. После 1 мин. 56 с

Вопросы к детям:

Что делают лягушки, как только сойдет снег?

На что похожа икра лягушек?

Кто появится из черных точек?

Почему их так называют?

Где любят плавать головастики?

Что делают? Чем питаются?

(Воспитатель обращает внимание детей на головастика в ведерке.)

Присмотритесь: по бокам тела головастика можно увидеть крохотные отростки, похожие на перышки. Это жабры, при помощи которых головастик дышит в воде. Со временем у головастика вырастают задние лапки, а жабры исчезают.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций из книги И. Гуриной «Как появляется лягушка».

Головастик растет, у него появляются легкие, и он начинает дышать воздухом, высовываясь из воды. Хвост у него становится все меньше, зато начинают расти передние лапки.

– В кого превращается головастик? (В маленького лягушонка)

Воспитатель: Как вы думаете, у головастика есть враги?

Правильно, опасности подстерегают его на каждом шагу. И жуки-плавунцы, и личинки стрекоз, и рыбы – все не прочь закусить головастиками. Так что очень много их гибнет. Но те, кто выживает, продолжают быстро расти.

Предлагаю вам поиграть в игру «Головастики и щука».

«Я бедовый  головастик, у меня нет ног, нет рук.

Но зато веселой стайкой плавают друзья вокруг.

Дружба мне всего дороже – друг за другом успевай!

Щука, братцы! Кто как может, врассыпную уплывай!»

Правила игры: во время чтения текста «головастики» бегают, на сигнал «щука» прячутся за стульчики. Тот, кого «щука» коснулась рукой, считается пойманным.

(Играют 2–3 раза)

Воспитатель: Ребята, хотите увидеть, кто еще живет в пруду?

Продолжение просмотра видеосюжета.

Вопросы к детям:

Кто живет в пруду?

Как передвигается по дну ручейник?

Из чего строит он свой домик?

Кто плавает над самым дном?

Кто бегает по пленке воды?

С кем сравнивает диктор водомерку?

Воспитатель: Молодцы! А сейчас для внимательных и умных ребят загадки!

Без воды мы жить не можем, в ней туда-сюда снуем.

Хоть на рыбок не похожи, здесь нас целый водоем.

И на жизнь мы не в обиде.

Вот немножко подрастем, мы тогда на сушу выйдем,

Хором вам «ква-ква» споем. 

(Головастики)

 

На поверхности воды летом обитает,

Под корой, без суеты, зиму коротает.

Ход ее длиннющих ног – водной глади мерка.

Кто б скользить еще так мог? Только… (Водомерка)

 

Похож в названье на ручей, но только не течет.

И путешествуя по дну, он медленно растет.

Он строит домик из песка и очищает пруд.

Скажите, как его зовут?

(Ручейник)

 

Ее достаточно везде, живет она всегда в воде.

В любом пруду, в любом болоте всегда ее полно найдете.

Но к ней не надо прикасаться,  она ведь может присосаться.

Любая…. Крупная, малявка укусит,

Это ведь … (пиявка)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали все загадки. Можно и поиграть.

Игра «Где чей дом?»

Предлагается детям набор карточек различных животных (половина карточек – сухопутные животные) и рисунок водоема.

Воспитатель: водные жители за­блудились и никак не найдут свой водоем, а вы, ребята, можете помочь им. Слушайте задание: надо выбрать из набора карточек водных жиль­цов и поместить их на рисунок водоема.

Обсуждение  с детьми вопросов:

Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу?

Где у него «квартира»: на берегу, на дне?

Чем или кем оно питается?

Где прячется и для чего?

Воспитатель: Ребята, мы совсем забыли про нашего путешественника. Что нам с ним делать?

Примерные предложения детей: можно оставить в группе и наблюдать, как он будет расти,  превращаться в лягушонка; лучше отпустить его, он может погибнуть у нас.

Подвести детей к пониманию того, что головастик нужен пруду, без него пруд может заболеть. Ведь головастики, как и другие жители водоема, много делают для его здоровья, для того, чтобы чистая в нем была вода, чтобы жизнь шла нормально.

Решение детей: отнести головастика в пруд.

Рефлексия

Воспитатель: Расскажите о том, что вы сегодня интересного узнали. Что вас удивило? Что  понравилось?

Воспитатель. А мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, но самое главное, вы приняли правильное решение, отпустить головастика в пруд.