Вопросник к циклу сюжетов "Двенадцать месяцев"

Быковская Мария Александровна, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ №1028 г. Москвы

       Вопросник поможет ориентироваться в фильмах и содержании каждой части. Имея под рукой вопросник, легче включить фрагменты фильмов в те или иные занятия, так как вопросы к каждой части составлены строго по содержанию фильмов. В каждый блок можно включать творческие вопросы о настроении природы, о ее красках. Зная, что педагог обязательно задает после фильма вопросы о содержании, дети лучше концентрируют внимание, стараются подметить детали, запоминают фразы и описания. Для удобства педагога в вопроснике даны краткие ответы.

СЕНТЯБРЬ. Приметы осени

- Как называется первый осенний месяц? (сентябрь)

- Какое настроение у природы?

- Какие краски в природе заметнее всего в сентябре?

- У какого дерева листья жухнут и осыпаются в первую очередь? (у тополя)

- Как меняет свою окраску берёза? (внизу листья желтеют равномерно, а на верхних ветвях мы видим жёлтые пряди на зелёном фоне)

- Какими бывают осенью папоротники? (зелёными, жёлтыми, золотистыми)

- Какими стали цветы пижмы? Листья ландыша? (жёлтыми, коричневатыми)

- Каких птиц мы увидели в фильме? (синицы, овсянки, воробьи)

- Чем осенью питаются синицы, овсянки, воробьи? (семенами трав)

- Кто кормится в тихих озёрных заводях? (утки)

- Как осенью греет солнышко? (слабо, не так ярко, как летом)

- Что бывает в день осеннего равноденствия? (день равен ночи)

 

СЕНТЯБРЬ. Бабье лето

- Когда в наши края приходит бабье лето? (в середине сентября)

- Цветут ли ещё в сентябре цветы? Какие? (ромашки, гвоздики, астры)

- Каких насекомых мы видели сегодня в фильме? (стрекозу, пчелу, божью коровку)

- Какими стали мухи? Почему? (вялыми, медлительными от из-за ночного холода)

- Что опутали паутинками паучки? (цветы, листья, ветки деревьев, травинки)

 

СЕНТЯБРЬ. Разноцветная осень

- Что решила раскрасить осень? (осень раскрасила травы и  листву)

- Какие краски она любит? (желтую, золотистую, рыжую, красную)

- Какими ещё цветами раскрашивает листья осень? (бордовый, фиолетовый, пурпурный, алый)

- Какие растения мы видели в фильме с раскрашенными листьями? (малина, клён, рябина, вяз, берёза, груша)

- На что похож куст бересклета осенью? (на пламя, пурпур)

- Какое дерево не спешит менять зелёный цвет листвы? (дуб)

 

СЕНТЯБРЬ. Созревание плодов и семян

- Что происходит с растениями осенью? (у трав, кустарников и деревьев созревают семена)

- В фильме мы видели кусты с белыми ягодами. Как они называются? (снежноягодник)

- Чем интересно растение «Недотрога?» (семена разлетаются, если дотронуться до коробочки)

- Как называются плоды лещины? (орехи)

- У каких деревьев семена с крылышками  (крылатки)? (у берёзы, клёна, липы)

- У какого дерева плоды как колючие шарики? (каштан)

- Где созревают плоды у ели? (в шишках)

- Как называются плоды дуба? (жёлуди)

 

СЕНТЯБРЬ. Поздние грибы

- Какие дары осени можно найти в лесу в сентябре? (грибы)

- Какие грибы растут на пне? (опята)

- Какие ещё грибы мы видели в фильме? (подберёзовик, навозник, зонтик лохматый, дождевик, свинушка, поплавок)

- Какие из этих грибов годятся в пищу человеку? (опята, подберёзовик)

- Можно ли трогать незнакомый гриб? Почему?

- Кому нужны несъедобные для человека грибы? (животным, например, лосям)

 

ОКТЯБРЬ. Листопад

- Как называется второй месяц осени? (октябрь)

- Какие осадки часто выпадают осенью? (дождь)

- Какое настроение у природы во время осеннего дождика?

- Какой главный цвет октября? (жёлтый, янтарный)

- Как называют октябрь на Руси? Почему? (грязник)

- Листья какого дерева облетают позже других? (дуба)

- Что случается осенью с лиственницей? (желтеет и опадает)

- Как называется этот период осени? (листопад)

- Что происходит в октябре с муравейником? (муравьи готовятся к зиме)

- Почему иногда по утрам листья на деревьях и кустах закручены? (были заморозки)

 

ОКТЯБРЬ. Золотая осень

- На что похожи листья рябины в октябре? (на фонарики)

- Какими становятся клёны? (золотыми, с солнечными зайчиками)

- Что устилает землю в октябре? (золотой ковёр)

- Какое дерево становится красным? (дуб северный)

- Какие деревья становятся жёлтыми, золотистыми? (берёза, вяз)

- На что походи осыпающиеся листья? (на золотой дождь)

- Как называется эта пора осени? (золотая осень)

 

ОКТЯБРЬ. Что осталось на деревьях

- Много ли листьев осталось на деревьях в конце октября? (мало)

- Что можно увидеть на деревьях кроме листьев? (плоды, семена)

- Как называются семена клёна? (крылатки)  

-У какого ещё дерева семена – крылатки? (у ясеня)

- Для чего крылышки семенам? (подольше вертеться в воздухе и подальше разлетаться)

- Какие плоды у дуба? (жёлуди)

- Что прячется в серёжках орешника? (семена)

-А в серёжках берёзы? (семена и будущие цветы)

- У какого куста колючки и яркие оранжево-красные плоды? (у шиповника)

- Кто кормится ягодами рябины? (птицы)

 

ОКТЯБРЬ. Удивительные мхи

- Что за зелёные подушечки выросли на стволе дерева? (мох)

- Где ещё растут мхи? (на пнях, на камнях)

- На что бывает похож мох? (на пальму, лепёшки, папоротник, веточки)

- Какой мох можно использовать для лечения порезов, ранок? (сфагнум)

- Какое растение не выносит загрязнения окружающей среды? (лишайник)

 

ОКТЯБРЬ. Первый снег

- Как можно охарактеризовать погоду осенью? (переменчивая)

- Когда обычно выпадает первый снег? (в октябре)

- На что похож снег, налипший на деревья и кусты? (на шапки)

- Почему деревья сгибаются до земли? (снег влажный и тяжёлый)

- Почему говорят: «Первый снежок – нележок»? (тает быстро)

 

НОЯБРЬ. Стылая осень

- Какая краска преобладает в природе в ноябре? (сизая – серо-голубая)

- Какими стали деревья? (голыми)

- На что похожи последние листочки? (на трепещущие платочки)

- Что видно на деревьях? (гнёзда)

- Каким бывает первый лёд? (тонким, прозрачным)

- Что замерзает раньше – речка или озеро? (озеро, ведь вода в нём не движется)

- Что делают в это время года птицы? (перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

- Какие птицы улетают одними из последних? (чайки)

 

НОЯБРЬ. Как растения приготовились к зиме?

- Как называется третий месяц осени? (ноябрь)

- Когда растения прекращают расти? (в конце лета)

- Для чего деревья сбросили листву? (чтобы не погибнуть от зимней засухи, ведь листья испаряют много влаги)

- Что образовалось на ветках осенью? (почки)

- Почему к зиме веточки становятся ломкими? (из веток соки дерева к зиме уходят в корни)

- Что случилось с травами? (они высохли, поникли и укрыли собой землю)

- Из чего на земле образуется одеяло? (из листвы, травы, снега)

- Каким растениям морозы не страшны? (осоке, бруснике, копытню, грушанке)

 

НОЯБРЬ. Заморозки

- Что случается в погоде в ноябре? (заморозки)

- На что бывает похож лёд на лужах? (на звёздочки, затейливые кружева)

- На что похож иней? (на иголочки)

- Как выглядят после заморозков метёлки злаков? (светятся, словно хрустальные)

- Какой цвета стала трава в заморозки? (серебристой)

 

НОЯБРЬ. Осенние хлопоты бобра

- Бобры одиночные животные? (нет, они живут семьями)  

- Где живут бобры? (у реки)

- Как бобры приспособились к жизни в воде? (густой мех, перепонки на задних лапах, плоский хвост)

- На что похож хвост бобра? (на весло)

- Зачем бобр расчёсывает мех? (смазывает его жиром, чтобы мех не промок)

- Чем бобры питаются осенью? (корой, ветками)

- Как бобры готовятся к зиме? (запасают рядом с жилищем много веток)

- Как называется домик бобра? (хатка)

- Где находятся припасы? (рядом с хаткой под водой)

- Зачем бобры утаскивают ветки под воду? (чтобы зимой их не сковал лёд)

 

ДЕКАБРЬ. Тонкое покрывало зимы

- Как называется первый месяц зимы? (декабрь)

- Какое настроение у природы?

- Чем зимой укрывается земля? (снежным пуховым покрывалом, похожим на ковёр)

- Какие растения можно увидеть зимой в лесу зелеными? (осоку, чернику, бруснику)

- Как выглядит снег на кустах? (снег собирается шапочками, похож на вату)

- Что происходит с озёрами? (их начал сковывать лёд)

- Отчего на озёрах в некоторых местах тёмные пятна на льду? (там бьют ключи, поэтому вода замерзает позже, и покрыта не таким толстым слоем льда)

- Каким стали день и ночь в декабре? (день стал коротким, а ночь длинной)

- Чем интересен день – 22 декабря? (самый короткий день в году и самая длинная ночь)

 

ДЕКАБРЬ. Снежные кружева зимы

- Что ждёт зима, чтобы запорошить снегом деревья и кусты? (она ждёт, пока заснёт ветер)

- Какого цвета стало все вокруг? (зима припорошила пушистым снегом каждую веточку, мир вокруг стал белым)

- Что окрасила зима белой краской? (яблоню, забор, дрова, кусты, дубы)

- Почему в лесу тихо? (снег, точно вата, гасит все звуки)

- Чем укутала зима елочку? (шубкой)

- Что одела зима на травинки? (береты)

- На что могут быть похожи снеговые шапочки? (на мороженое, на гномиков)

- Почему ветер легко сдувает снег и еловых лап, а с сосновых не может? (иголки у ели словно пальцы на ладони: наклони вниз и снег скатится, а у сосны иголки торчат в разные стороны, и снег застревает между ними)

 

ДЕКАБРЬ. Зимующие птицы

- Как живут зимой воробьи? (стайкой)

- Чем питаются синицы? (семечками, орешками)

- За что синицу прозвали лазоревкой? (за голубой цвет шапочки)

- Что ищет дятел под корой деревьев? (личинок и зимующих насекомых)

- Что за серо-розовые птички с хохолками прилетели на дикий виноград? (свиристели)

- Почему сойку трудно увидеть? (очень осторожная, хорошо прячется)

- Как помочь птицам зимой? (сделать кормушки)

- Что можно положить птицам в кормушки? (семечки, орешки)

 

ДЕКАБРЬ. Узнай дерево зимой

- Как узнать зимой ель? На что она похожа? (похожа на пирамиду, ветви направлены вниз, хвоинки короткие, растут по одной)

- Чем отличается сосна? (Хвоинки длинные, растут парами и направлены в разные стороны)

- Как узнать лиственницу? (Веточки с бугорками и почти круглыми шишками, хвоинки растут пучками)

- А берёзу? (у березы крона лёгкая и ажурная, кора – береста)

- Как отличить иву? (веточки серо-зелёного цвета)

- А липу? (у липы почти чёрный ствол, а веточки изогнуты словно ломаные линии)

- Как определить клён? (веточки почти прямые, похожи на стрелочки, направленные вниз)

 

ДЕКАБРЬ. Волшебный мир кристаллов

- На что похожи кристаллики льда? (На иголки, кисти, стекло, кораллы, листья папоротника, веточки ёлочек)

- Какими цветами искрятся льдинки?

- Где и когда можно увидеть такие кристаллы? (в морозный день у самой земли на травинках)

- Какое настроение у природы в этом фильме?

 

ЯНВАРЬ. Мороз и солнце

- Что за месяц начинает новый год? (январь)

- Чем отличается январь от других зимних месяцев? (это солнечный и морозный месяц)

- Чем украшена верхушка сосны? (множеством снежных шапочек)

- Что случается, когда дует ветер? (снежная метелица метет со всех деревьев, с земли)

- Каким стало снежное покрывало? (толстым)

- Когда образуется наст? (когда после оттепели вновь наступают морозные дни)

- Почему зверям тяжело в это время? (трудно искать корм в глубоком снегу, а особенно под коркой наста)

- Что можно увидеть на домах и ветвях деревьев? (сосульки)

- Что случилось с ручейком и речкой? (их сковал лёд, заковал в панцирь)

 

ЯНВАРЬ. Снежные фигурки

- Какие необыкновенные снежные фигурки сделала природа? (гусеница, лесовичок, шарфики, змейки, дракон, ящерица, павлин, голубь, шапки-колпачки)

- Какое настроение у природы в этом фильме?

 

ЯНВАРЬ. Узоры на окнах

- Окна заиндевели. Какие узоры можно увидеть? (водоросли, кленовые листья, звёзды, перья павлина)

- Почему образуются узоры? (тёплый влажный воздух попадает на холодное стекло)

- Какими цветами нарисовал мороз узоры?

- Какое настроение у природы в этом фильме?

 

ЯНВАРЬ. Иней

- Какую картину можно наблюдать морозным январским утром? (всё покрыто белоснежной вуалью инея: рогоз на болоте, деревья на опушке, травинки на поле)

- Как называют косматый иней? (кухта)

- Какой стала берёза (белоснежной, серебристой, заиндевевшей)

- Какое настроение у природы в этом фильме?

 

ЯНВАРЬ. Зимняя графика

- Какими красками нарисовала зима снежные узоры? (всего двумя: черной и белой)

- На что похожи снежные узоры на деревьях? (брызги молока, протянутые руки, белые полосы)

- Какое настроение у природы в этом фильме?

 

ФЕВРАЛЬ. Месяц глубоких снегов

- Как называется последний зимний месяц? (февраль)

- Какое настроение у природы в феврале?

- Что говорят о феврале? (коль морозом не возьмёт, то дороги заметёт)

- Как ласково называли февраль? (бокогрей)

- Какой снег в феврале? (плотный, слежавшийся)

- Какой лёд на реках и озёрах? (толстый и прочный)

 

ФЕВРАЛЬ. Метели и сугробы

- Как называют февраль, характеризуя погоду? (лютый, вьюговей, снежень)

- Какие осадки бывают в феврале? (метель, пурга, вьюга)

- Что они наметают? (сугробы, снежные завалы)

- Что свисает с крыш? (снежные козырьки)

- На что похожи шапки снега? (на слоёные пироги)

 

ФЕВРАЛЬ. Следы на  снегу

- Как зимой можно узнать, кто из животных обитает в лесу? (по следам на снегу)

- Кто грыз шишки? (белка)

- Чьи следы мы видели в фильме? (мыши полёвки, лисы, зайца, кошки, птички, норки, лося)

- Чьи следы образуют ровную строчку? (лисицы)

- Как называется место, где отдыхал лось? (лёжка)

 

ФЕВРАЛЬ. Птицы на кормушках

- Легко ли живется птицам зимой? Почему? (тяжело найти корм, холодно)

- Как помочь зимой птицам? (сделать кормушку)

- Что можно положить в кормушку? (просо, семечки, крошки)

- Кто прилетал к кормушке? (гаичка, чечётка, чиж, зеленушки, сойка, дятел, снегирь)

 

ФЕВРАЛЬ. Какого цвета снег?

- Какое настроение у природы?

- Все ли зимой окрашено белым, или есть у снега и другие цвета?

- Какого цвета снег там, где на него падает солнечный свет? (желтый, золотистый)

- Какого цвета снег в тени? Почему? (нежно – голубой, синий; отражает цвет неба)

- Какого цвета снег солнечным вечером?( жёлто-розовый, нежно-лиловый).

 

МАРТ. Месяц голубых снегов и голубых теней

- Как называется первый весенний месяц? (март)

- Почему в народе говорят: «В марте зима зубы показывает?» (часто бывают сильные морозы, особенно по ночам)

- Как в марте светит солнышко? (светит ярко, по-весеннему пригревает)

- Как изменился снег? (тает, начинают появляться лужи)

- Какая весенняя примета связана с облаками? (появились кучевые облака – белые и лёгкие)

- Как изменилась длительность дня? (день стал длиннее, а ночь – короче, солнце ходит по весенним дорожкам, поднимается выше)

- Почему день 22 марта называют днём весеннего равноденствия? (день и ночь сравнялись)

 

МАРТ. Оттепель

- Каким становится воздух в оттепель? (тёплым и влажным)

- Каким становится снег в оттепель? (мокрый, липкий, тяжелый, из него можно лепить комки и фигурки)

 

МАРТ. Последний снег, первые проталины

- Как называется снег с замёрзшей корочкой? (наст)

- Кто может идти по насту и не проваливаться? Какие зверьки? (лёгкие, например, белочка)

- Какие животные проваливаются, идя по насту? (тяжёлые, например, лось)

- В каких местах снег начинает таять раньше и появляются проталины? (на южных  солнечных склонах и южной стороне крыши, у стволов деревьев, в городе на дорожках и тропинках)

- Каким стал снег в марте? (тяжёлый, рыхлый, ноздреватый, из заледеневших крупинок)

 

МАРТ. Капель

- Где можно увидеть капель? (на сосульках, ветках деревьев, иголках сосны)

- Какое настроение в природе во время весенней капели?

 

МАРТ. Талая вода

- Где скапливается талая вода? (в ямках, оврагах, канавах, собирается в ручьи, разливается по лугам)

- Каким стал лёд на озёрах? (тонкий, тёмный)

- Какие водоёмы освобождаются ото льда раньше, а какие позже? (маленькие – раньше, а большие – позже)

- На что похожи расколовшиеся льдины на больших реках? (на геометрические фигуры с ровными краями)

 

АПРЕЛЬ. Земля показалась

- Как называется второй весенний месяц? (апрель)

- Где остался лежать снег, когда почти все уже растаяло? (в тенистых местах, в бороздках, в ямках, в лесу)

- Какой стал снег в апреле? (бурый, ржавый)

- Что можно увидеть на земле в апреле там, где растаял снег? (бурую прошлогоднюю траву и листву, вечнозелёные травы)

- Что стало с грунтовыми дорогами? (по ним не проехать)

- Какой стала земля, освободившись от снега? (влажной, рыхлой)

- Почему даже маленькие речушки стали полноводными? (от талой воды)

 

АПРЕЛЬ. Пробуждение растений

- Где пробивается первая травка? (на солнечных местах)

- Как можно охарактеризовать первые росточки? (маленькие, нежные)

- Как определить, что дерево проснулось? (набухли почки, потёк сок)

- Чем украсилась верба? (цветущими пуховками)

- Какие деревья и кустарники вам запомнились из фильма? (осина, верба, бузина, клён, ива)

 

АПРЕЛЬ. Первоцветы

- Где появляются первые цветы? (на солнечных, сухих, тёплых местах)

- Какой цветок обычно зацветает первым? Какого он цвета? (мать-и-мачеха; жёлтый)

- Какой цветок – символ весны? (подснежник)

- Какие цветы-первоцветы вам запомнились из фильма? (медуница, ветреница, гусиный лук, чистяк, хохлатка, печёночница, волчье лыко)

 

АПРЕЛЬ. Пробуждение насекомых и пресмыкающихся

- Какие насекомые и пресмыкающиеся, проснувшиеся весной, запомнились вам из фильма? (муха, оса, пчела, божья коровка, ящерица, бабочка)

- Где любят собираться насекомые весной? (на тёплых солнечных местах греться, на берёзе пить сок)

 

АПРЕЛЬ. Птичьи гнёзда

- Какие главные весенние дела птиц? (вить гнёзда, высиживать птенцов)

- Какие птицы строят гнёзда под крышей из глины? (ласточки)

- Какое гнездо у дрозда? (из веточек в развилке ветвей)

- Какое гнездо у зяблика? (маленькое, выстлано мхом)

- Чем отличается от других гнездо сороки? (похоже на шар, укрыто сверху, иногда выложено глиной)

- У какой крупной птицы в фильме было гнездо на сосне? (у канюка)

- Как люди могут помочь птицам весной? (делать скворечники)

 

МАЙ. Зелёная дымка

- Как называется последний весенний месяц? (май)

- Как изменяются деревья в мае? (появляются листики)

- Как можно описать первые листики? (ярко-зелёные, тонкие, прозрачные)

- Какие деревья запомнились вам из фильма? (берёза, лиственница, липа, клён)

- Как меняется луг, поле? (прорастает молодая травка)

 

МАЙ. Цветение деревьев

- Какие деревья и кустарники начинают цвести в мае? (акация, берёза, клён, черёмуха, сирень)

- Какие плодовые деревья зацветают в саду в мае? Какие у них цветы? (сливы, вишни, груши – белые; яблони – бело-розовые; айва – алые; миндаль – розовые)

 

МАЙ. Майские цветы

- Какие цветы можно увидеть в лесу в мае? Какого они цвета? (жёлтые одуванчики, побелевшие головки мать-и-мачехи, жёлтые купальницы, жёлтые лютики, белая и фиолетовая фиалка, белая кислица, сине-фиолетовая живучка, фиолетовый сочевичник, белый ландыш, черника, земляника)

 

МАЙ. Пробуждение жизни водоёмов

- Чем заняты в мае лягушки? (откладывают икру)

- Кто появится из икринок? (головастики)

- В кого превратятся головастики потом? (в лягушат)

- Чем заняты ручейники? (делают себе домик из растений, найденных на дне речки)

- Кто еще обитает у самого дна? (пиявка)

- Кто умеет бегать по воде? (водомерка)

 

ИЮНЬ. Месяц самой яркой зелени

- Как называется первый летний месяц? (июнь)

- Как выглядят леса, поля, луга в июне? (всё вокруг одето в сочный зелёный наряд, в лугах поднялись высокие травы)

- Отчего иногда кажется, что по лугу бегут волны? (ветер колышет высокие травы)

- Какие изменения произошли в лесу? (всё гуще заросли малины, на берёзе изумрудные листья, у клёнов кудрявые шапочки)

- Что можно наблюдать в вечернем лесу в воздухе? (рой насекомых)

- Какие растения можно увидеть у водоёма? (камыш, листья рогоза, ряска)

- Как изменилась длительность дня? (день стал длиннее, а ночь – короче, солнце ходит по летним высоким дорожкам)

- Чем интересен день 22 июня? (самый длинный день и самая короткая ночь – день летнего солнцестояния)

 

ИЮНЬ. Вальс цветов

- Чем богато июньское лето? (цветами)

- Какое растение на лугу наполняет воздух густым медовым ароматом? (подмаренник)

- Почему мышиный горошек так называется? (стручки похожи на горох, только очень маленькие)

- Какие лекарственные травы вы видели? (пастушья сумка, чистотел)

- Какие ещё цветы вы запомнили? (купырь, сурепка, клевер, нивяник, вероника, герань, разные злаки)

- Какие колючие заросли покрылись в июне душистыми цветами? (шиповник)

 

ИЮНЬ. Зелёная мозаика листьев

- Чем хороши листья в июне? (ярко-зелёные и целые, так как их ещё не объели гусеницы)

- Какой формы листья клёна? (звезда с острыми концами), липы? (овальный с острыми зубчиками), у дуба? (овальный с плавными вырезами)

- Чем интересны листья осины? (зелёные с одной стороны и серебристые с другой, резной край и длинный тонкий черенок; листья трепещут на ветерке, сверкают серебристыми маячками на ветру)

- Что образуют листья? (мозаику, зелёный шатёр)

 

ИЮНЬ. Тополиная метель

- Почему летом на улице бывает белая метель? (это тополиный пух)

- Откуда появляется этот пух? (на тополе созревают семена, появляется пух, похожий на вату, ветер несёт пух и с ним семена тополя)

- Чем помогает людям тополь? (он очищает воздух от пыли)

 

ИЮНЬ. Выкармливание птенцов

- Для кого много хлопот в июне? (для птиц)

- Чем заняты птицы? (у них подрастают птенцы и родители от зари до зари носят им еду)

- Какой пищей кормят птенцов дятлы? (личинками, гусеницами, стрекозами, жучками), цапли? (рыбёшками, лягушками, ящерицами), дрозды? (дождевыми червями), трясогузка? (насекомыми), сороки? (мышами, чужими яйцами и птенцами), канюк? (мясным кормом – мышами, лягушками).

- Почему каменка имеет такое имя? (строит гнёзда в расщелинах камней)

- Чем интересна птица пищуха? (у неё гнездо под корой ели, она ловит для птенцов насекомых со ствола дерева)

 

ИЮЛЬ. Макушка лета

- Как называется второй месяц лета? (июль)

- Почему июль называется макушкой лета? (самый тёплый и солнечный месяц; до июля лето разгорается, а после - угасает)

- Что дарит июль? (дарит сочные травы, тень листвы, буйство цветов)

- Какими стали луга и поля? (травы на лугах радуют яркими красками, в полях заколосились хлеба)

- Какой стала листва в отличие от начала лета? (листва с дырочками – ею хорошо покормились гусеницы)

- Какими стали птенцы птиц? (птенцы подросли, стали ростом с родителей)

- Как отличить повзрослевших птенцов от родителей? (по остаткам серого пуха)

 

ИЮЛЬ. Июльский цвет

- Какого цвета июль? (самый разноцветный: белый, сиреневый, синий…)

- Какие цветы вы запомнили? Какого они цвета? (лиловый василёк, иван-чай, нежно-сиреневый колокольчик,  мята, иван-да-марья, голубая незабудка)

- Как используют мяту? (заваривают душистый чай, добавляют в сладости), цикорий? (заваривают напиток, похожий на кофе), липу? (заваривают от простуды, ценится и липовый мёд), донник? (делают лекарство, используют мёд с донника)

- Чем интересен цветок иван-да-марья? (цветочки жёлтые, а синие – листики)

- Какие растения можно увидеть на воде? (кубышка, кувшинка)

 

ИЮЛЬ. Первые ягоды

- Какой первый урожай приносит лес в июле? (лесные ягоды)

- Какая ягода созревает обычно первой? (земляника)

- Какая ягода богата веществами, полезными для зрения? (черника)

- Какие ещё съедобные, вкусные, душистые ягоды созревают в июле? (костяника, малина, ежевика, чёрная смородина)

- Какие ядовитые  для человека ягоды можно встретить в лесу? (вороний глаз, жимолость или волчьи ягоды, волчье лыко)

 

ИЮЛЬ. Облака, дождь и гроза

- Все ли облака одинаковые? (нет)

- Какие бывают облака? (кучевые, перистые, слоистые, грозовые тучи)

- Какие облака называют «облаками хорошей погоды»? Почему? (кучевые; из них никогда не идёт дождь)

- Какие облака предсказывают появление туч? (перистые – размытые белые полосы)

- Какие облака несут мелкий дождик? (слоистые – серые хмурые облака)

- Какое настроение у этого дождика?

- Что можно ждать от грозовых облаков? (ливень и грозу)

- Как изменился характер погоды во время грозы?

- Что можно иногда наблюдать после дождя? (радугу)

 

ИЮЛЬ. Жизнь насекомых

- Какие насекомые собирают нектар с цветов? (пчёлы, шмели, осы, бабочки, жуки)

- Как собирают нектар пчёлы? (достают нектар длинным хоботком, собирают пыльцу в специальные «корзиночки» на задних лапках)

- Чем интересно осиное гнездо? (сделано из материала, похожего на бумагу)

- Какое хищное насекомое обитает возле водоёма? Чем оно интересно? (стрекоза; у неё стремительный полёт, стрекоза – самый прекрасный летун среди насекомых)

- Все ли гусеницы одинаковые? (нет, одни мохнатые, другие – нет; гусеницы бывают разной окраски)

- Кто появится из гусениц? (бабочки, например)

- Каких бабочек вы видели? (белянка и перламутровка)

- Кто стрекочет в траве? (кузнечики и кобылки)

- Как их можно отличить? (кузнечики стрекочут крыльями, а кобылки- задними лапками)

- Какие жуки встретились нам в фильме? (жук-бронзовка, навозник, жук-усач)

- От кого прятался жук? (от птиц)

 

АВГУСТ. Закат лета

- Как называется последний летний месяц? (август)

- Как изменилась листва в августе? (выгорела на солнце)

- Кто в лесу рад множеству вьющихся насекомых? Почему? (птицы, это для них сытный корм)

- Как изменились к августу птенцы? (птенцы подросли, утята стали ростом с родителей)

- Какие краски стали всё больше появляться в природе в августе? (жёлтая, рыжая)

- Что происходит с травами? (отцвели, стебли засыхают и желтеют, на травах созрели семена)

- Что происходит с деревьями? (появляются первые жёлтые пряди – приметы наступающей осени)

- Что говорят про август? (август – закат лета)

 

АВГУСТ. Поздние ягоды

- Какие ягоды созревают в конце лета? (брусника, боярышник, шиповник, калина, черноплодная рябина)

- Чем хороши эти ягоды? (брусника полезна для здоровья, боярышник богат витаминами, из шиповника готовят полезные и вкусные сиропы и отвары, калина горькая, но полезная)

- Какие ядовитые и несъедобные для человека ягоды созрели в августе? (паслён, ландыш, бересклет, бузина)

- Можно ли рвать и пробовать эти ягоды? (нет)

- Кто кормится ягодами бузины? (птицы, например, дрозды)

 

АВГУСТ. Первые грибы

- Что за старички нарождаются в августе? (грибы)

- Что нужно сделать, чтобы рассмотреть гриб? (поклониться)

- Какие съедобные грибы встречаются в лесу? (сыроежки, моховики, опята, лисички, подосиновики, белые грибы)

- Какие красивые, но ядовитые грибы можно увидеть в лесу? (мухоморы, они красный с белыми точками и юбочкой на ножке)

 

АВГУСТ. Утренний туман и роса

- Когда можно наблюдать туман? (ранним погожим утром, когда солнце ещё не взошло)

- На что похож туман? (на молочное покрывало, на белую реку)

- Как изменяет туман видимость? (туман укрывает всё, что вдали)

- Что происходит с восходом солнца? (туман пропадает, он превращается в росу)

- На что похожа роса? (на бусинки, светящиеся гирлянды, драгоценные камни)

 

АВГУСТ. Муравьи

- Как живут муравьи? (они всегда в работе)

- Чем заняты муравьи? (пасут тлей, собирают корм, носят из глубины муравейника веточки и иголочки для просушки, переносят яйца и куколки в надёжное место, охраняют муравейник)

- Где могут быть устроены муравейники? (в кочках на земле, в старом бревне)

- Из чего сделаны большие муравейники? (из миллионов еловых иголок и щепочек)