Школьный физический эксперимент в видеозаписи - новая составная часть средств наглядности

Разумный Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, руководитель отдела Школьных видеопрограмм НИИ Телевизионного обучения Современной гуманитарной академии

Степанов Сергей Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ

Эта статья была написана в 2002 г., и является  одной из первых публикаций

с обоснованием методических подходов к созданию видеоопытов.

   Видеодемонстрации или видеозаписи демонстрационных опытов являются совершенно новым типом наглядных пособий для российского учителя. Такого рода видеоматериалов до сих пор не было ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Традиционно слова видео и кино сразу ассоциируются с фильмами. Тем не менее, авторами был избран совершенно иной подход к созданию новых наглядных пособий. Видеозаписи не являются фильмами. Их форма и содержание определяются совершенно ясными требованиями сегодняшнего дня. С одной стороны – это дифференцированный учебный процесс, предполагающий возможность выбора учителем той или иной программы, курса, методики. С другой стороны известные трудности с показом демонстраций по своему предмету.  

     Собственный педагогический опыт, обмен опытом с учителями на педагогических конференциях и выставках, письма учителей из различных регионов России и СНГ позволяют выделить две главные причины, по которым учитель физики затрудняется демонстрировать необходимые эксперименты. Первой причиной следует назвать нехватку исправного демонстрационного оборудования. Второй причиной является недостаток времени для подготовки, настройки эксперимента и получения должного результата.

     В силу указанных причин преподавание физики теряет живость и завораживающую красоту, присущую данной науке.

Классическое преподавание физики в школе опиралось на широкое использование эксперимента. Фактически каждый урок должен был сопровождаться демонстрацией. В сегодняшних условиях только небольшая доля учителей в состоянии выполнить это требование.

      Поэтому содержанием новых видеоматериалов является демонстрационный эксперимент. Сразу же необходимо подчеркнуть, что видеодемонстрации ни в коем случае не предназначены для подмены живого эксперимента. Экран телевизора, как и экран монитора компьютера представляют собой виртуальный мир. Тогда как детям чрезвычайно важно, если не потрогать, то, по крайней мере, увидеть все своими глазами. И не на экране, а в действительности, «живьем». Авторы прекрасно отдают себе в этом отчет. Однако в тех случаях, когда на уроке живой эксперимент показать невозможно этот пробел может восполнить видеодемонстрация.

     Кроме того, видеодемонстрация может быть хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Учитель может дополнить натурную демонстрацию видеодемонстрацией. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых,  мелкие детали установок и небольшие размеры некоторых значимых явлений, которые плохо различимы с рабочих мест учеников, можно показать при необходимости на весь экран. Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т. е. растянуть быстротекущий процесс (вспышка огнива, лампочки, образование тумана, падение тел), или значительно сократить растянутые во времени процессы (диффузия в жидкостях). В-третьих, в случае сложной электрической схемы установки удобно сперва показать и разъяснить принципиальную схему, а затем соотнести ее с монтажной схемой. В-четвертых, можно продемонстрировать природные явления недоступные непосредственному наблюдению на уроке: разряд молнии, приливы и отливы, плавание тел и т. д.

     Поэтому, по мнению авторов, видеодемонстрацию следует рассматривать не как замену живого эксперимента, а как новую составную частью средств наглядности и удобное дополнение к системе учебного эксперимента.

     Следует так же обратить внимание на то, что видеозапись демонстрации не является видеофрагментом урока с демонстрациями. В этом заключается их существенное отличие от прежнего подхода к учебной видеопродукции. Перед авторами стояла цель создать удобную для использования учителем видеозапись демонстрационного опыта, а не фрагмент урока по какой-то теме, включающую демонстрацию. Фрагмент урока однозначно был бы связан с определенной программой и методикой, что определенным образом ограничило бы возможности применения данного материала в другом методическом контексте.

     Современный учебный процесс характеризуется тем, что учителю предоставлена большая свобода в выборе программы, методики преподавания предмета. Дифференцированное обучение предполагает, что для разных классов (например, гуманитарного и физико-математического) изложение одной и той же темы будет отличаться темпом, глубиной, уровнем сложности. И очевидно, что жесткая методическая привязка учебного фильма осложнит одинаково успешное применение пособий в  дифференцированном учебном процессе.

      Учитель должен иметь возможность самостоятельно выбирать способ применения данного пособия на своих уроках. Крайне нежелательно навязывать преподавателю свою методику, это сильно сковывает возможности творческой работы с предлагаемыми пособиями. Поэтому новые пособия должны отвечать требованию методической инвариантности.

     Разработанный Разумным Д. В. фрагментарный подход позволяет сделать видеопособия инвариантными к любой методике подачи учебного материала, открывая простор для творчества учителя. Фрагментарность достигается благодаря тому, что в содержании видеодемонстрации отсутствуют мотивация, обобщения и выводы – необходимые составляющие любой методики. Благодаря этому учитель может использовать одну и ту же демонстрацию при разных методах обучения, выбор которых определяется целями и задачами урока, уровнем подготовки класса, наличием необходимого времени и другими факторами.

     Чрезвычайно важно отметить следующий момент. Все существующие видеофильмы строились по принципу «готового знания». Такое готовое знание ученик не добывает, не находит, не открывает, а только воспринимает. Если в учебном фильме, как и на уроке, окончательные выводы и формулировки будут даны в готовом виде, то вместо увлекательного поиска и открытия нового знания школьникам останется только «записать и запомнить» новую формулу, закон и т. п. Хорошие учителя крайне редко строят урок по принципу изложения готового знания, так как эффективность усвоения такого знания невысока.  Лучше усваивается то знание, которое ученик открыл сам.

     Предлагаемый авторами подход к изложению материала совершенно иной, чем в существующих учебных фильмах. Видеодемонстрация не содержит готового знания. Она – лишь источник необходимой информации, которую ученик должен и может добыть сам. Фактически такой подход в предъявлении учебного материала можно по праву назвать эвристическим. Задача пособий – преподнести новый материал настолько ясно, что бы новое знание оказалось на поверхности и доступным для осознанного усвоения учеником. Ученика надо вплотную подвести к самостоятельному «открытию» законов и связей. Но это открытие школьник должен сделать сам.

     Итак, основными принципами создания видеоматериалов по школьному демонстрационному эксперименту являются: иллюстративность, фрагментарность, методическая инвариантность и эвристичность.

     Авторы статьи третий год работают над созданием таких пособий. Работа проводится на базе физического факультета МПГУ и видеостудии НИИ телевизионного обучения Современной гуманитарной академии.

     Как показывает практика использования кассет, видеодемонстрации очень удобны для экономии времени. Архитектура установок, настройка приборов, отточенность движений, лаконичность формулировок представляется полезной для обогащения опыта молодых специалистов, кассеты могут служить в качестве пособия для студентов и начинающих учителей. Такие видеоматериалы незаменимы учителям надомникам, а так же учителям, занимающимся репетиторством.