СТИХИ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Яндекс.Метрика

C. Д. Дрожжин "Снег летает и сверкает"

И.З. Суриков  "Белый снег пушистый"

С.А. Есенин    "Заметает пурга"

А.С. Пушкин   Отрывок из стихотворения "Зимнее утро" (Под голубыми небесами)

А.С. Пушкин   Отрывок из романа "Евгений Онегин"

                       (Вот север тучи нагоняя)

А.С. Пушкин Отрывок из романа "Евгений Онегин"

                    (Гонимы вешними лучами)

Ф.И. Тютчев "Весенние воды"

Ф.И. Тютчев "В небе тают облака"

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной"

А.А. Фет "Чудная картина"

Эти стихи давно вошли в сокровищницу русской культуры.

Очень важно, чтобы ребенок не просто вызубрил строки, как загадочные мантры, а сам увидел те удивительные состояния природы,

которые так лаконично и точно описали наши поэты. А это не так просто для маленького человечка, осознанно прожившего всего 3-4 года.

Среди жемчужин русской классической поэзии были отобраны стихи, в которых предельно точно описывается конкретное состояние природы.

Нет нужды объяснять важность иллюстрации для понимания детьми содержания текста.

Десятки издательств выпускают иллюстрированные книжки со стихами о временах года,

тысячи фотографий идут в основу презентаций, но снять живой видеоматериал не брался еще никто.

Я отобрал стихотворения которые описывают динамичные явления -

падающий или сверкающий снег, метель, бегущие ручьи, искрящуюся реку и т.д.

Это нельзя полноценно показать неподвижной картинкой или фотографией.

Нужно живое видео. Покажите нашим детям, как прекрасна наша природа.

Только любовь к родной земле будет неизменно проходить через века

и жить в сердце каждого русского человека.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня -

Словно пухом устилает

Все долины и поля.

 

Всё в природе замирает

И поля, и тёмный лес.

Снег летает и сверкает

Тихо падая с небес.

Поэт очень точно подметил красивое, но нечасто встречающееся состояние природы. В солнечный морозный день иногда можно увидеть, как падают мелкие сверкающие снежинки. Они видны только в контровом освещении. В кадре действительно получилось "золотое сияние дня".

 

В музыкальном сопровождении

звучит фрагмент "Волшебного озера" Анатолия Константиновича Лядова.

Иван Захарович Суриков

 

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

падает, ложится.

И под утро снегом

поле забелело,

Точно пеленою

все его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной...

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало -

Вот пришли морозы -

И зима настала.

Снег не валит, не метёт, а именно кружится. Поле только-только присыпано тонким слоем снега, из под которого торчит жнивьё. Редкое декабрьское солнце едва пробивается сквозь тучи. Кристаллы инея на чертополохе - верный признак наступивших морозов.

 

В музыкальном сопровождении звучит другой фрагмент "Волшебного озера" Анатолия Константиновича Лядова.

Сергей Александрович Есенин

 

Заметает пурга 

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути.

Ни проехать в лесу,

Ни пройти.

 

Пурга, сильная метель - обильный снегопад с сильным ветром. Снег валит и валит. Мир действительно тонет в этих мягких снегах. Сугробы, навалы, заснеженные еловые лапы, засыпанные травы и кусты, на каждой веточке - снежная бахрома. Ветер, наконец, стихает. Сила снежных зарядов убывает, и тихий снегопад открывает картину заснеженного мира: все дороги и тропинки занесены глубоким снегом.

 

В музыкальном сопровождении звучит "Кикимора" Анатолия Константиновича Лядова.

Надо сказать, что съемка этих финальных кадров была сопряжена с самыми тяжелыми физическими нагрузками, которые мне когда либо выпадали в жизни. Камера со штативом весила не менее 16 кг, плюс зимняя одежда. До места съемки надо было идти пешком несколько километров, чтобы  успеть дойти до не тронутых тропинок и дороги прежде, чем там прокатятся лыжники и квадроциклисты. Штатив "ехал" на саночках, которые через каждые 15 метров переворачивались, из-за налипавшего на них снизу снега. Надо было наклоняться с 8 кг. рюкзаком и переворачивать их "полозьями вниз, штативом вверх", иначе они перемещаться по глубокому снегу не желали.

Александр Сергеевич Пушкин

отрывок из стихотворения

"Зимнее утро"

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

 

 

 

В музыкальном сопровождении звучит Адажио из оперы "Щелкунчик" Петра Ильича Чайковского. Величественная, напевная музыка, передающая, на мой взгляд, ощущение зимних просторов.

Александр Сергеевич Пушкин

отрывок из романа "Евгений Онегин"

 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки зимы.

В музыкальном сопровождении

звучат "Вариации феи зимы" из балета "Золушка" Сергея Прокофьева. 

В этом сюжете планы меняются достаточно быстро, поэтому несколько слов о скорости чтения и темпе смены планов. Мини-сюжеты, увы, не фотовыставка и не слайд-презентация, где можно любоваться понравившимся кадром. Здесь все определяет не столько воля режиссера, сколько музыка! Стихотворение должно уместиться в законченную музыкальную фразу, До окончания или смены темы в произведении. Это очень жесткие рамки для режиссера и диктора! Поэтому темп прочтения стихов о зиме достаточно высокий, тогда как стихи о весене и лете - гораздо напевнее и медленнее. Все определила музыка. Уместно вспомнить Ключевского: ..."Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского просёлка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу." Так и с музыкой к стихам.

Насколько ёмок и точен язык Пушкина! Посмотрите на каждый план внимательно. Бегущие тучи и еле прикрытая снегом земля в самом начале зимы. Засыпанные кусты. При обильном снегопаде на ветвях образуются клоки, шапочки, создающие впечатление россыпи. "Блеснул мороз" - это лучик солнца в замерзшей капельке. А что такое волнистые ковры?  Это пашня, прикрытая свежевыпавшим снежком. Обратите внимание на первый кадр (он слева от вас) - вот они, волнистые ковры вблизи. В сюжете будет и панорамный план. Я 9 лет спрашивал всех: что у вас ассоциируется с «проказами зимы»? Вразумительного ответа я не получил ни от кого! У К.Д. Ушинского есть "проказы зимы", но там скорее злодейства, которые озадачивают и огорчают, а у Пушкина - радуют. Что может радовать? Незлая шутка, шалость, озорство, дурачество. Свыше так сложилось, что я угадал, что это может быть и смог сделать эти кадры. Случаются такие "проказы" крайне редко. Благодарю Всевышнего, за то что дал мне возможность их отснять.

 

Александр Сергеевич Пушкин

отрывок из романа "Евгений Онегин"

 

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют,

Долины сохнут и пестреют,

Пчела за данью медовой

Летит из кельи восковой.

Стада шумят, и соловей

уж пел в безмолвии ночей.

 

Языки снега на освещенных солнцем пригорках. Бегущий по оврагу ручей с мутной талой водой. Торчащие из под воды деревья и кусты на залитых лугах. Улыбка ясная природы - это, конечно, собирательный образ, однако, ни что нас так не радует, как первоцветы. Вот они: пролеска на согретой солнцем кочке и хохлатка на склоне. Кстати, летом в этих местах будет двухметровая трава. На втором (общем) плане с хохлаткой видны еще голые деревья. Вот оно - утро года.

Для взрослых образное выражение о пчеле ничего сложного не представляет, но ребенку нужно разъяснять, что это за келья из воска и какая-то дань медовая. Как удивительно поэтичен язык Пушкина, создавший из обычных зарисовок такой гимн весеннему пробуждению природы!

В музыкальном сопровождении звучит "Love - this is my song" Charles Spenser Chaplin

Да-да, того самого Чарли Чаплина, над фильмами которым мы смеялись в детстве!

Талантливые люди талантливы во многом.

Он сам писал музыку к своему тогда еще немому кино. Эта родившаяся за океаном мелодия

легка, напевна и прекрасно соответствует весне в природе и душе. 

Федор Иванович Тютчев

"Веснние воды"

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят - 

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

 

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет, 

Мы молодой весны гонцы, 

она нас выслала вперёд!

 

Весна идет, весна идет, 

И тихих тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!.."

В музыкальном сопровождении звучит "Весна" из балета "Времена года"

Александра Константиновича Глазунова

Любопытная деталь: слова «весна идет» аж 4 раза повторяется у мастера русской словесности. Что приходится делать чтецам? Бить на интонацию. А оказывается это разные картины, которые очень естественно вписываются в логику видеоряда, они просто живописуют многоликую весну. И совершенно нет нужды педалировать интонационно эти слова.

И тихих теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Явно это метафора, но за ней есть вполне четкие зрительные образы.

С моей точки зрения, толпятся березки. А вот «румяный светлый» – по ассоциативному ряду все-таки цветение садов. Удивительно, как в кадре удалось все это совместить!

Н. А. Некрасов восхищался стихотворением и называл «Весенние воды» «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева, особенно выделяя вторую строфу, слова «гонцов»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось долой с плеч, — когда любуешься и едва показавшейся травкой и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему...»

Федор Иванович Тютчев

"В небе тают облака"

 

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

в искрах катится река,

Словно зеркало стальное...

 

Час от часу жар сильней.

Тень ушла к немым дубровам.

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

 

Чудный день! Пройдут века - 

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

           Гостиловка, Брянская обл.

                           2 августа 1868 г.

Д. С. Дарский писал: «В строе природного единства индивидуальность не имеет значения: она случайное орождение, которым мировое целое не дорожит. Среди уничтожения, предопределенного для всего единичного, сохраняются лишь типы и роды. Поэтому лишь то, что не виделось в общей совокупности явлений самостоятельным существованием – поля, река, лес – обладает бессмертием».

 По поводу этого стихотворения В.Я, Брюсов точно заметил: «Любимые дети природы,

не знающие с ней разлада:

лес, река, поля» приближаются к бессмертию и в далеком будущем они останутся такими же, каковы они сегодня». 

Вопрос знатокам родной природы: чем это «белеют поля»? Чаще мы видим желтые от сурепки, зеленые вообще не в счет. Но у Тютчева белеющие! По удивительному стече-нию обстоятельств, я поехал на съемки на Брянщину в то же самое время – первые числа августа и был совсем недалеко – где-то в 30 км от Гостиловки. И, представьте, есть белеющие поля! Они белеют или мелколепестником в Калужской области, или бедренцем – на Брянщине… Когда я остановил машину, чтобы снять белеющее поле, по нему побежала тень от облака, причем – так сложилось свыше – именно ОТ меня к виднею-щейся вдали опушке смешанного леса. ВОТ ОНО - «тень ушла к немым дубровам» - слава Всевышнему я успел «схватить кадр» буквально, как охотник точно бьющий единственным выстрелом внезапно проскочившего меж кустов зайца. Тютчев это писал не в кабинете, а «в полях», как говорят художники – «на пленэре». Поэтому и оценить эти стихи можно только так же, выбравшись на природу. Поезжайте, полюбуйтесь.

«В небе тают облака» Тютчев очень точно охарактеризовал признак хорошей погоды – так называемое «вёдро». Это кучевые облака, которые называют облаками хорошей погоды. Состояние зноя передают потоки восходящего воздуха, в которых искажаются контуры деревушки и церкви. Чтобы увидеть искрящуюся реку также надо «в нужное время оказаться в нужном месте». Солнце изменит положение, и никаких искр вы не увидите.

В музыкальном сопровождении звучит ария китайского принца "Я отдал тебе мое сердце" из оперетты "Страна Улыбок" Франца Легара.

Федор Иванович Тютчев

"Есть в осени первоначальной"

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде...

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь - 

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

                                      22 августа 1857 г.

Л. Н. Толстой отметил стихо-творение буквой «К.!» (Красота!) Особое внимание он обратил на эпитет «праздной». «Здесь это слово «праздной» как будто бес-смысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем, этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был ве-ликий мастер»

(Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. М., 1959. С. 315).

Стих написан карандашом на обороте листа с перечнем почтовых станций и дорожных расходов по пути из Овстуга в Москву. Почерк неровный, написание некоторых букв выдает дорожную тряску. Начиная с 9-й строки, со слов «птиц не слышно боле», текст дописан рукой дочери поэта М. Ф. Тютчевой. Ею же сделана пояснительная помета на фр. яз.: «Написано в коляске на третий день нашего путешествия». Второй автограф РГАЛИ (л. 4) беловой. В третьем автографе из Альбома Тютч. — Бирилевой перед текстом дата на фр. яз. рукой Эрн. Ф. Тютчевой: «22 августа 1857». В автографах представлены варианты 3-й строки: карандашный автограф РГАЛИ — «Весь день стоит как бы хрустальный», этот же вариант в автографе из Альбома Тютч. — Бирилевой, беловой автограф РГАЛИ — «Прозрачный воздух, день хрустальный».

Это точное сравнение с мастерской акварелью и стало для меня путеводной нитью в работе над созданием видеоряда. Как вы себе представляете "день хрустальный"? В моем понимании – это серо-голубой оттенок, дымка. Но дымка – не лирично, а «день хрустальный» – шедевр!

В. Ф. Саводник причислил стихотворение «к лучшим образцам объективной лирики Тютчева» и отметил, что оно «очень типично для тютчевской манеры изображения природы. Объективность, полная простота, точность и меткость эпитетов, иногда совершенно неожиданных («хрустальный» день), уменье схватить мелкую, но характерную для изображаемого момента черту («паутины тонкий волос»), и вместе с тем передать и общее впечатление, — чувство светлого спокойствия, безмятежной покорности, — вот главнейшие черты, характеризующие художественные приемы Тютчева. Линии его рисунка удивительно просты и благородны, краски неярки, но мягки и прозрачны, и вся пьеса производит впечатление мастерской акварели, тонкой и изящной, ласкающей глаз гармоническим сочетанием красок».

В музыкальном сопровождении

звучит интермеццо из второго акта 

(известная как «медитация» или «размышление») 

из оперы «Таис» Жюля Массне.

Афанасий Афанасьевич Фет

"Чудная картина"

 

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

В музыкальном сопровождении звучит фрагмент

из балета "Раймонда" 

Александра Константиновича Глазунова