"Зимующие птицы" 

развитие устной речи

урок изучения нового материала в  4-м классе для коррекционных школ VIII вида

платонова инна евгеньевна

учитель МС(к)оУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "новопетровская с(к)оши viii вида

истринского р-на Московской обл.

 

Используется сюжет: "Оседлые птицы" из альбома «Оседлые и перелётные птицы».

Цели урока:  направленное исправление  дефектов общего и речевого развития детей, развитие их познавательной деятельности.

Задачи урока:

  • обучающие – формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам; расширять и обогащать представления об окружающем мире; обучать  способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности; обогащать и уточнять словарный запас учащихся;
  • коррекционные – развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, корригировать их мышление, зрительное внимание и слуховую память, речь, восприятие окружающего мира;
  • воспитывающие – воспитывать активность при участии  в беседе, интерес к окружающему миру.

 

ХОД УРОКА

I.    ОРГАГНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (1-й вариант – изображения птиц и зверей,

     2-й вариант – карточки с названиями).  

ВОРОБЕЙ,  КУРИЦА,  ИНДЮК,  ПЕТУХ.

СОБАКА,  ВОЛК,  ВОРОНА,  ЛИСА.

У.: Назовите животных, которые изображены на картинках. (Прочитайте названия животных.)

     Какая картинка (карточка) в каждой строчке лишняя? Почему?

2. Формулирование темы урока.

У.: Воробей, ворона – мы видим этих птиц зимой. Назовите  их одним словом.

    Значит, сегодня мы говорим о зимующих птицах.

III.  ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1. Словарь урока (учебник «Знакомство с окружающим миром», стр. 106–107).

У.: Какие ещё птицы  называются  зимующими? (Вывешиваются картинки.)

      Прочитайте слова, которые помогут нам на уроке. Все ли слова подходят нам сегодня? Выберите  только те, которые мы будем использовать в работе.

2. Работа с иллюстрацией («Птицы на кормушке» по выбору учителя).

    а) Ответы на вопросы.

У.: Посмотрите на картинку и  ответьте на вопросы:                                                                                               

     Куда дети повесили кормушку?                                                                                                                    

     Куда насыпали корм?                                                                                                                                         

     Откуда вылетел воробей?                                                                                                                                     

      Куда села синица?

    б) Составление вопросов.

У.: Придумайте свои вопросы  о синице, вороне, голубе.  Задайте их друг другу.

      Какие ещё птицы прилетели к нашей кормушке? Откуда они? (Из леса.) Узнаёте вы их? Что можете рассказать?

IV.  ФИЗМИНУТКА (по выбору учителя)

V.   ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Работа с  сюжетом «Оседлые птицы».

    а) Понятие «оседлые птицы» (до 54 секунды).

У.: Сейчас вы посмотрите видеосюжет о птицах, которые остаются с нами зимовать. Обратите внимание на то, как называют зимующих птиц. 

У.: Как вы понимаете «оседлые птицы»?  О каких птицах говорилось?

    б) Птицы лесов, полей и т.д.

У.: Какие ещё птицы круглый год живут в наших местах? (Смотрим дальше очень внимательно. Стараемся запомнить названия птиц, которые встретятся в сюжете).

    в) Итог просмотра (самостоятельная работа).

У.:  Возьмите листочки и запишите в таблицу названия птиц, которые вы запомнили. Вспомните, чем они питаются. (Если дети затрудняются в выполнении работы самостоятельно, то работа выполняется совместно с учителем.)

Название птицы

Корм

1. Большой пёстрый дятел

2. Малый пёстрый дятел

3. Королёк

4. Ворон

    и т.д.

 

 

2. Работа с учебником (Задание 2).

У.: Надо составить предложения по нашей теме, отобрав нужные слова.

СНЕГИРЬ,  ГРАЧ,  ВОРОБЕЙ,  ВОРОНА,  ЛАСТОЧКА,  СКВОРЕЦ,  ЛЕБЕДИ,  ЖУРАВЛЬ.

ПРИЛЕТАЮТ,  ОТЛЕТАЮТ,  ПОДЛЕТАЮТ К КОРМУШКЕ,  СОБИРАЮТСЯ В СТАИ,  МЁРЗНУТ НА МОРОЗЕ,  КРАСНОГРУДЫЙ КРАСАВЕЦ,  СКАЧЕТ СЕРЫЙ КОМОЧЕК,  ПЕРВАЯ ВЕСЕННЯЯ ПТИЦА.

VI.   ИТОГ УРОКА

У.: На каком уроке мы сегодня побывали? О ком говорили?  Сегодня на уроке нет… (Называется ученик, который отсутствует в классе). Что вы расскажите ему о зимующих птицах?

 

Обеспечение урока

 

1. Худенко Е. Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром: Учебник. – М.: Аркти, 2006.

2. Изображения птиц и зверей или карточки с названиями.

3. Сюжетная картинка «Птицы на кормушке».

4. Карточки с таблицей для выполнения самостоятельной работы.