"Природные  явления и погода.

Облака, виды облаков"

Урок объяснения нового материала в 3-м классе

Хлебникова О. А., учитель начальных классов, МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП

Используются сюжеты:

- «Утренний туман и роса» из альбома «Двенадцать месяцев. Август» на этапе актуализации полученных знаний;

«Листопад» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь» на этапе актуализации полученных знаний;

- «Облака, дождь и гроза» из альбома «Двенадцать месяцев. Июль» на этапе объяснения нового материала.

Цели и задачи.

Обучающие: систематизировать знания о явлениях природы, познакомить с различными видами облаков.

Развивающие: развивать навыки наблюдательности, любознательности, внимания.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края, умение видеть прекрасное рядом.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с

видеосюжетом

1. Организа-ционный

момент

 

«Птицы, звери и лиса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг… природа

 

 

 

 

 

2. Актуали-

зация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое природа? На какие группы можно разделить природу?

 

Природа – это то, что не создано руками человека. Природа бывает живой и неживой.

 

 

 

 

Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем?

Узнать, какая погода? Как нам одеться.

 

 

 

 

 

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то появляется яркое солнышко. Вспомните, как называются такие изменения?

 

 

 

Явления природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы:

1. О каких природных изменениях идет речь в этом фрагменте?

2. Когда можно наблюдать эти явления природы?

 

 

 

 

Природные явления: утренняя роса, туман.

 

Утреннюю росу наблюдаем ранним утром летом, туман – летом и осенью.

Трансляция видеосюжета «Утренний туман и роса» (3 мин).

 

Вопросы до просмотра сюжета.

 

Вы посмотрели видеосюжет.

Расскажите, с чем сравнивается туман.

 

 

Как разливается туман?

 

 

 

 

 

 

Туман сравнивают с «молочным покрывалом», с «белой рекой».

 

Туман выплывает из леса и медленно разливается над полем.

Удивительными волнами плывет эта белая река.

Вопросы после просмотра сюжета.

Стоп-кадр

«Пока не взошло солнце, можно увидеть туман».

Замедленное воспроизведение кадра, где туман выплывает из леса

(2 мин).

Какое природное явление наблюдаем на экране?

Посмотрите, как это природное явление оживило и украсило всё вокруг.

 

С чем сравнивают росу на траве в этом эпизоде?

 

Появилось солнышко, и на паутинке сверкающая роса кажется настоящими гирляндами и переливается драгоценными камнями.

 

На каждой травке, словно бусинки, развешаны капли росы.

Стоп-кадр, где роса украсила паутинку

(1 мин).

 

 

Стоп-кадр, где роса украсила травинку

(1 мин).

3.

Физминутка 

 

 

 

 

А какие явления природы наблюдаем в следующем сюжете?

 

 

 

 

Небо затянуто серыми тучами.

Сыплет мелкий дождик.

Главная краска осени –  желтая.

Заморозки в начале октября.

 

Трансляция видеосюжета

«Листопад» ( не полностью – 1 мин).

Стоп-кадр, где листья свёрнуты в трубочку.

Чтобы предсказывать погоду, ведут наблюдения за разными природными явлениями, например, за состоянием облачности на небе.

 

 

4.

Объяснение нового материала

Какие облака вам приходилось

наблюдать?

Посмотрите

видеосюжет и выделите три вида облаков, о которых говорится на экране. Заполните таблицу по ходу просмотра материала.

Виды

облаков

 

Описа-

ние

Когда

появ-

ляются?

Кучевые

 

 

Перистые

 

 

Слоистые

 

 

 

 

 

Трансляция видеосюжета

«Облака, дождь и гроза» (3 мин).

Только фрагмент, где объясняют различные виды облаков

(до момента «…но вот сгущаются грозовые тучи...»).

5.

Закрепле-ние

материала

О каких облаках идет речь?

1. Облака хорошей погоды.

2. Тоненькие, прозрачные,

плывут высоко в небе.

3. Закрывают всё небо, несут мелкий моросящий дождь.

 

Кучевые.

 

Перистые.

 

Слоистые.

 

6. Итог

урока

Что нового для себя узнали на уроке?

Что было трудным?

Что бы вы ещё хотели узнать?