"Грибы" 

Урок объяснения нового материала во 2-м классе

Гнедова Вера Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ лицей № 1451 г. Москвы

Задачи

Образовательные: обобщить знания о признаках растений и животных; создать условия для выделения учащимися признаков грибов как отдельного царства природы, для осознания их значения в природе и жизни человека; создать условия для формирования основ экологического мировоззрения.

Развивающие: формировать и развивать метапредметные умения, навыки, мыслительные процессы (внимание, память), мыслительные операции (анализ, синтез).

Воспитательные: способствовать формированию личностных учебных действий (умению слушать другого, принимать или не принимать его позицию), воспитывать терпение, настойчивость в достижении цели, самоконтроль, самооценку.

Планируемые результаты

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности.

Предметные: овладение начальными сведениями по теме «Грибы»; понимание, почему грибы выделены в особое царство живой природы; знакомство со строением грибов; развитие умений отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; овладение основами экологической грамотности; освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные: определение общей цели и путей её достижения, овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Познавательные: определение круга своего незнания: планирование своей работы по изучению незнакомого материала; сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников.

Коммуникативные: участие в диалоге, высказывание своей точки зрения, умение слушать и понимать других.

Оборудование

У учителя: презентация к уроку «Грибы»; Сюжеты «Поздние грибы» из альбома «Двенадцать месяцев. Сентябрь» и сюжет «Береги растения» из альбома «Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей»; книга Плешакова А. А., Румянцева А. А. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», карточка для рефлексии для каждого ученика, изображения грибов для самооценки на каждого ученика.

У учащихся: Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.; рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе; цветные карандаши.

Используемая литература: Новицкая М. Ю. и др. Уроки по окружающему миру. 2 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, проверьте своё рабочее место и готовность к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте стихотворение Юнны Мориц

(на доске изображение поляны с героями стихотворения):

Стоит в лесу избушка,

А в ней живёт Петрушка,

К нему идут зверюшки

Попрыгать-поиграть!

Олени, носороги,

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Попрыгать-поиграть!

Косули и еноты,

Ежи и бегемоты

Бегут после охоты

Попрыгать-поиграть!

Малиновка, овсянка,

Живая обезьянка,

У всех одно и то же -

Попрыгать-поиграть!

- С какой целью зверюшки идут к Петрушке? (Попрыгать, поиграть.)

- А вы, ребята, для чего приходите в школу?  (Учиться.)

- А  что  значит  «учиться»? (Это  значит самому  добывать  знания.)

3. Повторение изученного

- Наш урок мы начнём с повторения. Как вы думаете, а зачем нам нужно повторить пройденный материал?

(Пройденный материал поможет нам открыть новые знания.)

- Да, вы абсолютно правы. При повторении пройденного материала мы можем закрепить наши знания, чтобы потом нам было легко справиться с любыми заданиями.

- А теперь вспомните и скажите, на какие две группы можно разделить живую природу?

(На царство растений и царство животных.)

- Назовите общие признаки растений. (Ответы детей.)

- Назовите общие признаки животных. (Ответы детей.)

4. Проблемная ситуация

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, нам подскажет загадка:

Под сосною у тропинки

     Кто стоит среди травы?

     Ножка есть, но нет ботинка,

     Шляпка есть, нет – головы. (Гриб.)

- Как вы думаете, ребята, в какое царство можно отнести грибы? Ответ свой обоснуйте. (Ответы детей.)

5. Актуализация знаний

- Вы высказали разные мнения. Может быть, у вас возникли вопросы?

(Да, мы испытываем затруднение. Мы не знаем, к какому царству относятся грибы.)

- На этот вопрос мы найдём ответ сегодня на уроке.

   Постановка цели: узнать, к какому царству относятся грибы.

6. Новое знание

- Откройте учебник на странице 87. Рассмотрите схему строения гриба. Из каких частей состоит гриб?

(Шляпка, ножка, грибница.)

- Можно ли сказать, что грибы – это животные?

(Нет. Они не могут передвигаться.)

- Значит, грибы не относятся к царству животных.

  Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя». Почему так говорят?

(Ответы детей.)

- Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю. Что нужно грибам, чтобы они росли?

(Влага и тепло.)

- Какие ещё живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?

(Растения.)

- Что ещё нужно растениям для хорошего развития? (Свет.)

- А вот грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. Сделайте вывод.

(Если грибам свет не нужен, значит, они не растения.)

- Да, вы правы, грибы имеют признаки растений. Грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. И некоторые ребята так и считают, что грибы – это растения. Но грибы к растениям не относятся! Это особая группа живых существ. Подробнее об этом мы можем узнать. прочитав текст на «Страничках Умного Совёнка». Откройте учебник на странице 125.

- О чём вы узнали, прочитав статью «Не растения и не животные»?

(Грибы – это и не растения и не животные. Грибы – это особое, самостоятельное царство.)

- Рассмотрите рисунок на странице 86. Вот какие разные бывают грибы! Грибы очень нужны лесу! Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и питательные вещества. Грибами питаются многие лесные животные. Научимся различать некоторые съедобные и несъедобные грибы. (Работа с учебником, стр. 88–89)

Физкультминутка

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют),

Белый гриб нашли (разводят руками).

Раз – грибок, два – грибок (наклоны).

Вот и полный кузовок (показывают руками).

 

- Ребята, сейчас осень. Как вы думаете, в лесу ещё можно встретить грибы? (Ответы детей.)

- Предлагаю посмотреть видеосюжет о поздних грибах.

- Что нового вы узнали из фильма?

(Мы узнали, что осень самая грибная пора и лес нам дарит много интересных находок.)

(Мы узнали, что в лесу на старых пнях и даже на стволах деревьев растут опята.)

(Сейчас в лесу  много съедобных грибов таких, как подберёзовики, польский гриб, опята.)

(Если не знаешь что за гриб, лучше его не брать.)

- Давайте посмотрим ещё один видеосюжет. Обратите внимание, как правильно собирать грибы, чтобы не вредить природе.

- Грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. Люди часто сшибают «поганки», и особенно мухоморы. Послушайте рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне».

- Как вы оцените то, что хотел сделать мальчик? О чём рассказал пожилой человек? Кому же в лесу нужен мухомор? (Ответы детей.)

7. Обобщение знаний

- В начале урока у нас возникла проблема, к какому царству отнести грибы. Какой ответ вы нашли в учебнике? (Ответы детей.)

- Сделаем вывод.

(Грибы – это не растения, а особая группа живых существ. Грибы играют большую роль в жизни леса. Различают съедобные и несъедобные грибы.)

8. Домашнее задание

  - Грибы украшают лес, а мы украсим страницу 52 в рабочей тетради. Для этого раскрасьте грибы.

   Нарисуйте схему строения гриба и подпишите его части. Проверить себя вы можете по схеме в учебнике.

   На странице 53 приведите примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.

9. Итог урока. Рефлексия

- На следующих уроках мы с вами ребята, познакомимся с шестиногими и восьминогими, откроем птичьи секреты, узнаем как разные животные готовятся к зиме. А сейчас подведём итоги нашего урока.

− О чём мы говорили сегодня на уроке? (О грибах.)

− Какую цель ставили перед собой?

 (Узнать к какой группе живой природы относятся грибы.)

− Вы достигли цели? (Ответы детей.)

− Чем вы пользовались при достижении цели? (Учебником.)

− Что ещё помогло вам открыть новые знания? (Просмотр видеофильма.)

− Что вы узнали? (Ответы детей.)

− Где можно применить новые знания? (Ответы детей.)

− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказыванием.

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю, что грибы – это особое, самостоятельное царство.
  2. Я знаю строение гриба.
  3. Я знаю, какую роль играют грибы в жизни леса.
  4. Я могу отличить съедобный гриб от несъедобного.
  5. Я сегодня был в учебной деятельности.

 

- Давайте вернёмся к героям стихотворения Ю. Мориц.

(На доске изображение поляны с героями стихотворения).

- Кто доволен своей работой  на  уроке, украсьте полянку грибочками.

- Герои стихотворения Ю. Мориц прощаются с вами и желают вам удачи!

 

            На уроке окружающего мира второклассники выяснили, что грибы – это особое царство живой природы, установили причинно-следственные связи, строили умозаключения на основе полученной информации, принимали её и подвергали сомнению, перепроверке. Все задания урока позволили работать над формированием универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, личностных и  коммуникативных. Огромную помощь при открытии новых знаний оказали видеофильмы «Двенадцать месяцев. Сентябрь» и «Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей».