Задачи
Образовательные: обобщить знания о признаках растений и животных; создать условия для выделения учащимися признаков грибов как отдельного царства природы, для осознания их значения в природе и жизни человека; создать условия для формирования основ экологического мировоззрения.
Развивающие: формировать и развивать метапредметные умения, навыки, мыслительные процессы (внимание, память), мыслительные операции (анализ, синтез).
Воспитательные: способствовать формированию личностных учебных действий (умению слушать другого, принимать или не принимать его позицию), воспитывать терпение, настойчивость в достижении цели, самоконтроль, самооценку.
Планируемые результаты
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности.
Предметные: овладение начальными сведениями по теме «Грибы»; понимание, почему грибы выделены в особое царство живой природы; знакомство со строением грибов; развитие умений отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; овладение основами экологической грамотности; освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Метапредметные: определение общей цели и путей её достижения, овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Познавательные: определение круга своего незнания: планирование своей работы по изучению незнакомого материала; сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников.
Коммуникативные: участие в диалоге, высказывание своей точки зрения, умение слушать и понимать других.
Оборудование
У учителя: презентация к уроку «Грибы»; Сюжеты «Поздние грибы» из альбома «Двенадцать месяцев. Сентябрь» и сюжет «Береги растения» из альбома «Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей»; книга Плешакова А. А., Румянцева А. А. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», карточка для рефлексии для каждого ученика, изображения грибов для самооценки на каждого ученика.
У учащихся: Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1/ Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.; рабочая тетрадь к учебнику на печатной основе; цветные карандаши.
Используемая литература: Новицкая М. Ю. и др. Уроки по окружающему миру. 2 класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, проверьте своё рабочее место и готовность к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Послушайте стихотворение Юнны Мориц
(на доске изображение поляны с героями стихотворения):
Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идут зверюшки
Попрыгать-поиграть!
Олени, носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи и бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка, овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же -
Попрыгать-поиграть!
- С какой целью зверюшки идут к Петрушке? (Попрыгать, поиграть.)
- А вы, ребята, для чего приходите в школу? (Учиться.)
- А что значит «учиться»? (Это значит самому добывать знания.)
3. Повторение изученного
- Наш урок мы начнём с повторения. Как вы думаете, а зачем нам нужно повторить пройденный материал?
(Пройденный материал поможет нам открыть новые знания.)
- Да, вы абсолютно правы. При повторении пройденного материала мы можем закрепить наши знания, чтобы потом нам было легко справиться с любыми заданиями.
- А теперь вспомните и скажите, на какие две группы можно разделить живую природу?
(На царство растений и царство животных.)
- Назовите общие признаки растений. (Ответы детей.)
- Назовите общие признаки животных. (Ответы детей.)
4. Проблемная ситуация
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, нам подскажет загадка:
Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть, нет – головы. (Гриб.)
- Как вы думаете, ребята, в какое царство можно отнести грибы? Ответ свой обоснуйте. (Ответы детей.)
5. Актуализация знаний
- Вы высказали разные мнения. Может быть, у вас возникли вопросы?
(Да, мы испытываем затруднение. Мы не знаем, к какому царству относятся грибы.)
- На этот вопрос мы найдём ответ сегодня на уроке.
Постановка цели: узнать, к какому царству относятся грибы.
6. Новое знание
- Откройте учебник на странице 87. Рассмотрите схему строения гриба. Из каких частей состоит гриб?
(Шляпка, ножка, грибница.)
- Можно ли сказать, что грибы – это животные?
(Нет. Они не могут передвигаться.)
- Значит, грибы не относятся к царству животных.
Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя». Почему так говорят?
(Ответы детей.)
- Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю. Что нужно грибам, чтобы они росли?
(Влага и тепло.)
- Какие ещё живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития?
(Растения.)
- Что ещё нужно растениям для хорошего развития? (Свет.)
- А вот грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. Сделайте вывод.
(Если грибам свет не нужен, значит, они не растения.)
- Да, вы правы, грибы имеют признаки растений. Грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. И некоторые ребята так и считают, что грибы – это растения. Но грибы к растениям не относятся! Это особая группа живых существ. Подробнее об этом мы можем узнать. прочитав текст на «Страничках Умного Совёнка». Откройте учебник на странице 125.
- О чём вы узнали, прочитав статью «Не растения и не животные»?
(Грибы – это и не растения и не животные. Грибы – это особое, самостоятельное царство.)
- Рассмотрите рисунок на странице 86. Вот какие разные бывают грибы! Грибы очень нужны лесу! Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и питательные вещества. Грибами питаются многие лесные животные. Научимся различать некоторые съедобные и несъедобные грибы. (Работа с учебником, стр. 88–89)
Физкультминутка
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют),
Белый гриб нашли (разводят руками).
Раз – грибок, два – грибок (наклоны).
Вот и полный кузовок (показывают руками).
- Ребята, сейчас осень. Как вы думаете, в лесу ещё можно встретить грибы? (Ответы детей.)
- Предлагаю посмотреть видеосюжет о поздних грибах.
- Что нового вы узнали из фильма?
(Мы узнали, что осень самая грибная пора и лес нам дарит много интересных находок.)
(Мы узнали, что в лесу на старых пнях и даже на стволах деревьев растут опята.)
(Сейчас в лесу много съедобных грибов таких, как подберёзовики, польский гриб, опята.)
(Если не знаешь что за гриб, лучше его не брать.)
- Давайте посмотрим ещё один видеосюжет. Обратите внимание, как правильно собирать грибы, чтобы не вредить природе.
- Грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. Люди часто сшибают «поганки», и особенно мухоморы. Послушайте рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне».
- Как вы оцените то, что хотел сделать мальчик? О чём рассказал пожилой человек? Кому же в лесу нужен мухомор? (Ответы детей.)
7. Обобщение знаний
- В начале урока у нас возникла проблема, к какому царству отнести грибы. Какой ответ вы нашли в учебнике? (Ответы детей.)
- Сделаем вывод.
(Грибы – это не растения, а особая группа живых существ. Грибы играют большую роль в жизни леса. Различают съедобные и несъедобные грибы.)
8. Домашнее задание
- Грибы украшают лес, а мы украсим страницу 52 в рабочей тетради. Для этого раскрасьте грибы.
Нарисуйте схему строения гриба и подпишите его части. Проверить себя вы можете по схеме в учебнике.
На странице 53 приведите примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.
9. Итог урока. Рефлексия
- На следующих уроках мы с вами ребята, познакомимся с шестиногими и восьминогими, откроем птичьи секреты, узнаем как разные животные готовятся к зиме. А сейчас подведём итоги нашего урока.
− О чём мы говорили сегодня на уроке? (О грибах.)
− Какую цель ставили перед собой?
(Узнать к какой группе живой природы относятся грибы.)
− Вы достигли цели? (Ответы детей.)
− Чем вы пользовались при достижении цели? (Учебником.)
− Что ещё помогло вам открыть новые знания? (Просмотр видеофильма.)
− Что вы узнали? (Ответы детей.)
− Где можно применить новые знания? (Ответы детей.)
− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказыванием.
Карточка для рефлексии.
- Давайте вернёмся к героям стихотворения Ю. Мориц.
(На доске изображение поляны с героями стихотворения).
- Кто доволен своей работой на уроке, украсьте полянку грибочками.
- Герои стихотворения Ю. Мориц прощаются с вами и желают вам удачи!
На уроке окружающего мира второклассники выяснили, что грибы – это особое царство живой природы, установили причинно-следственные связи, строили умозаключения на основе полученной информации, принимали её и подвергали сомнению, перепроверке. Все задания урока позволили работать над формированием универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных. Огромную помощь при открытии новых знаний оказали видеофильмы «Двенадцать месяцев. Сентябрь» и «Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей».