"Осень в природе.

Осенние изменения в жизни растений" 

Урок изучения нового материала в 3-м классе по УМК «Школа России»

Щербакова Людмила Георгиевна, МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП

Используются сюжеты:

- «Листопад» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь»;

- «Золотая осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь»;

- «Разноцветная осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Сентябрь».

 

Технологии

дифференцированное обучение

ИКТ-технологии

работа в группах

Цели урока

расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений

научить учащихся наблюдать за природой

продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения

развивать мышление, наблюдательность, речь

развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав

воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу

развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства

Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для четырёх групп

 

Ход урока

1. Организационный момент. СЛАЙД 1.

2. Актуализация темы урока

У: Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев, и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи (по одному человеку от группы). Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2–5.

 

Просмотр сюжета «Октябрь. Золотая осень»

Жёлтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

И ответил папа:

— Это осень, друг.

(Наталия Антонова)

 

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

(Ирина Токмакова)

 

***

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.

(Семен Островский)

 

У: Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6.

     В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

 

3. Минутка календаря.

У: Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий

     сегодня. СЛАЙД 7.

     О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У: Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

     Какой день был самым тёплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8.

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (На связь неживой и живой природы.)

 

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

 

Просмотр сюжета «Октябрь. Листопад»

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У: Я благодарю вас, ребята. Самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У: Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зелёным цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая, и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

 

5. Физкультминутка для глаз. СЛАЙД 11.

 

6. Изучение нового материала

У: Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

У: Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У: Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.

     Что изменяется в жизни растений осенью?

     У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

     Какого цвета листва сирени осенью?

     У какого дерева листва желтеет первой?

     Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

     Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с. 46 учебника, которая поможет узнать, почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац.)

У: Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев.) Проверим. СЛАЙДЫ 13–15.

У: Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зелёным или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У: Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО. СЛАЙД 16.

У: Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб.) СЛАЙД 17.

У: Как вы думаете, почему опадают листья?

У: Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с. 46 учебника).

У: Выделите причины листопада. (Понижение температуры воздуха и почвы, замедление сокодвижения, уменьшение испарения влаги, образование пробкового слоя).

У: Какова главная причина осенних изменений в природе?

У: К чему приводят изменения в неживой природе?

У: Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18.

 

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад. (И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

У: Какой вопрос подготовила Оля?

Оля: Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У: Какой вопрос подготовила Катя?

Катя: Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с. 47 учебника.)

У: Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие вас вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У: Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (Ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У: О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У: Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У: Познакомимся со статьёй учебника с. 47 второй абзац.

У: Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя.)

У: Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35–50 м и диаметром до 1 м. Её древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращают простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышению остроты зрения, нормализации обмена веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У: Есть вопросы к Игорю?

У: Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У: На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У: Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У: Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У: Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

У: Какие растения ещё цветут осенью?

У: Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с. 48 учебника.

У: Завершите работу с маршрутными листами.

 

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21–49. просмотр сюжета «Сентябрь. Разноцветная осень».

 

9. Итог урока. Рефлексия.

У: Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп.)

- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

 

10.Домашнее задание.

У: Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1-я группа. Вопросы.

Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?

У больных или здоровых деревьев раньше начинается листопад?

Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2-я и 3-я группы. Вопросы.

Учебник с. 48.

4-я группа. Вопросы.

Составить кроссворд «Осенняя клумба».