"Смена времён года" 

Окружающий­ мир (ОС "Школа 2100"), 2-й класс, раздел "Наша планета"

урок объяснения нового материала 

Соловьёва Наталия Владимиров­на, ГБОУ  СОШ № 221 г. Москвы,

учитель начальных классов

 

Окружающий­ мир (ОС "Школа 2100"), 2-й класс, раздел "Наша планета"

«Смена времён года» – урок объяснения нового материала.

Сюжеты «Облака, дождь, гроза» из альбома «Двенадцат­ь месяцев. Июль»,

«Метели и сугробы» из альбома «Двенадцат­ь месяцев. Февраль».

Сюжеты используются на этапе актуализац­ии знаний. Учимся открывать новые знания. Почему жизнь природы изменяется­ по сезонам?

Соловьёва Наталия Владимиров­на, ГБОУ  СОШ № 221 г. Москвы, учитель начальных классов

 

Цель:  формирование  общеучебных умений в процессе изучения временных изменений в  

            природе.

Задачи:

  1. Расширить и уточнить знания детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
  2. Развивать мыслительную, речевую деятельность, способность прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы
  3. Воспитывать коммуникативную культуру, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.

  1. Обернулась в лёд вода,
    Перестал медведь реветь:
    В спячку впал в бору медведь.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает? (Зима)  (Видеосюжет «Мороз и солнце» из альбома «Двенадцать месяцев. Февраль»)

(На доске  появляется сюжет диска «Двенадцать месяцев», изображающий зиму.)

  1. Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой
    Взмахнёт,
    В лесу подснежник
    Расцветёт.  (Весна)
  2. Я соткано из зноя,
    Несу тепло с собою,
    Я реки согреваю,
    «Купайтесь!» – приглашаю. (Лето)
  3. Утром мы во двор идем –
    Листья сыплются дождём,
    Под ногами шелестят
    И летят, летят, летят... (Осень)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

III. Объяснение нового материала.

Целеполагание, совместное «открытие» знаний через проведённый  опыт.

У учителя на демонстрационном столе стоят глобус и лампа.

Проведём опыт, вспомним об основных понятиях.

 

- У меня на столе стоит лампа и глобус. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца.  Один ученик будет помощником в проведении опыта. Представьте сначала, что поверхность Земли – это  рука вашего товарища.

1. Включи лампу. Поднеси руку на такое расстояние, чтобы рука и лампа были на одинаковом расстоянии относительно высоты стола? Ладонь обращена к лампе. Что ты ощущаешь? (Ладони тепло.)

2. Теперь, оставляя руку на таком же месте, медленно поворачивай ладонь вверх. Что ты ощущаешь? (Ладони уже не так тепло.)

- Может, лампа перестала греть? Нет, лампа греет по-прежнему, но ладонь этого почти не ощущает.

Верни ладонь в исходное состояние. Что теперь ощущаешь? (Опять стало теплее.)

3. Теперь так же медленно поверни ладонь вниз. Ощущается ли прежнее тепло? (Опять не так тепло.) Почему? (Дети высказывают свои версии.)

- Давайте попробуем зарисовать то,               

что мы наблюдали.

- Что несут солнечные лучи: свет или тепло? (И свет и тепло.)

- Расскажите, как падают лучи в  первом, втором и третьем случае?

( В первом случае лучи падают прямо на руку,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а во втором и третьем случае полого.)

 

- Почему в первом случае ладони было теплее?

(Потому что лучи падали прямо, а не полого.)

- А теперь давайте выясним, как Земля вращается вокруг Солнца?

Напомню, что ось Земли всегда должна быть направлена на Полярную звезду. Когда будете передвигать глобус вокруг лампы (Землю вокруг Солнца), не забывайте соблюдать направление. Найдите город Москву на глобусе, прикрепите стикерс. Попробуйте определить в четырёх положениях, как падают лучи на Москву.

- Первым будет положение, когда ось отклонена от Солнца. Далее идём против часовой стрелки. (В первом положении территория Москвы мало получает прямых солнечных лучей, значит они падают не прямо, а полого. В Москве – холодно (зима). Во втором положении, где большей частью лучи падают прямо, в Москве тепло (лето). В промежуточных положениях - весна и осень.)

- Скажите, в каком положении место, где располагается наш город, получает больше всего тепла от Солнца? Меньше всего тепла? Если в нашем городе тепло, где холодно?

(Эти положения Земли сопровождаются иллюстрациями из учебника (с. 58) и демонстрируется плакат «Смена времен года».)

- А в какое время года Солнце поднимается выше над горизонтом? (Летом солнце стоит выше, а зимой ниже.)

- Что можно сказать о продолжительности дня в разное время года? (Летом дни длиннее ночей, ведь Земля наклонена Северным полюсом к Солнцу, солнечные лучи прямые. Зимой, наоборот, дни короткие. Северный полюс отвернулся от Солнца, лучи пологие.)

- По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня.

- Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?

- Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,

22 декабря – день зимнего солнцестояния,

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

 

IV. Физминутка для снятия напряжения с глаз.

 

V. Работа по теме урока с использованием видеоматериала «Двенадцать месяцев».

Работа в группах: Каждая группа получает задание, сообща выполняют задания, и один представитель от каждой группы озвучивает результаты своей работы.

Почему жизнь природы изменяется по сезонам?

Задание 1.

(для 1-й группы)

По картинкам расскажи, как меняется жизнь растения в течение года?

(для 2-й группы)

Когда прилетают к нам дикие утки? Куда улетают они осенью? Почему они не остаются на зиму?

(для 3-й группы)

По картинкам расскажи, как меняется жизнь диких животных в течение года?

(для 4-й группы)

Почему жители Африки никогда не играли в снежки?

Задание 2.

Назовите, какие осадки и явления природы относятся к этому времени года.

Просмотр видеосюжета «Облака, дождь, гроза» из альбома «Двенадцать месяцев. Июль» и угадывание группой детей времени года по явлению природы и осадкам.

Кто назовет все осадки и явления природы лета? (Кучевые облака, дождь, ливень, гроза и другие явления природы.)

Ответы каждой группы.

VI. Закрепление и проверка полученных знаний. Рефлексия.

Дети делают вывод: летом лучи Солнца почти прямые, поверхность нагревается больше. Зимой лучи Солнца идут косо и меньше прогревают поверхность Земли.