"Животные леса" 

Урок изучения нового материала во 2-м классе

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.  РАЗДЕЛ «ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»

Каторгина Наталья Вадимовна,  учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 221 г. Москвы

Используется видеосюжет «Береги животных» из альбома – «Правила поведения в природе или Пять лесных заповедей»
 Этап: Первичное усвоение новых знаний. Цель использования видеосюжета: установление причинно-следственных связей, воспитание бережного отношения к природе.

Каторгина Наталья Вадимовна,  учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 221 г. Москвы

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать представления о лесе, расширять кругозор.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать познавательный интерес; формировать бережное отношение к природе, к живым существам.

Задачи урока:

- учить определять принадлежность животного к своей группе;

- углубить знания детей о животных леса, полученные в 1-м классе;

- познакомить детей с  правилами поведения в природе;

- развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

Ход урока

1. Организационный момент

У: Послушайте загадку. О чем в ней говорится?

Дом открыт со всех сторон,

В доме – тысячи колонн.

Над колоннами – шатры,

Под колоннами – ковры.

Там живут и на коврах,

На колоннах и в шатрах. (Лес)

У: Как вы догадались? Что сравнивается в загадке с колоннами, шатрами, коврами?

(Ответы детей: стволы деревьев, кроны деревьев, трава.)

2. Мотивация учебной деятельности

У: Сегодня мы отправимся в лес и познакомимся с теми, кто живет на коврах, в колоннах и шатрах. Узнаем, как правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям.

3. Актуализация знаний

Работа в малых группах по 3-4 человека.  Каждая группа получает карточки-загадки. По описанию нужно догадаться, о каком животном идет речь. После совместного обсуждения записать свой ответ в кроссворде. (Кроссворд выведен на доску.)

Карточка 1

Это самое многочисленное семейство в змеином царстве. На голове два жёлтых пятна. Эта змея не ядовитая. (Уж)

Карточка 2

Я – хитрая и умная. Как начну мышковать, ни одна мышка не спрячется от меня. Хвост пушистый мне в этом помогает, следы заметает. (Лиса)

Карточка 3

В стае серый, словно тень,

Рыщет по лесу. Лишь день

Тихо склонится к закату,

Он начнёт петь серенаду!

Разлетится песнь как вести! –

Вмиг замрёт вся жизнь на месте:

Заяц в поле не бежит –

Под кустом сидит, дрожит!

И олень, и даже мыши

Ночь не спят, коль с ветром слышат

Долетевшую волну –

Вой протяжный на Луну!

Кто же это? Отгадай. 

И кроссворд наш разгадай! (Волк)

Карточка 4

Солнца яркого боится.

Ночью – хищник эта птица.

Появляется ночами.

Где её мы повстречаем? –

На суку в лесу  сидит,

Зорко мышек сторожит. (Сова)

Карточка 5

Я – пернатый обитатель леса. Редкий человек, хотя бы раз в жизни гулявший по лесу, может сказать, что не слышал моей барабанной дроби. Меня  называют лесным доктором за то, что я защищаю деревья от вредителей.

Карточка 6

Этот грызун очень похож на белку, только шубка у него полосатая.  Хорошо лазает по деревьям и прыгает. Свою нору обычно устраивает под старым пнёт или деревом.  (Бурундук)

Карточка 7

«Пятнистая хищница, леса гроза,

  На ушках по кисточке, злые глаза.

  Живёт она в тёмной чащобе лесной

  И лучше её обходить стороной. (Рысь)

Карточка 8

Это насекомое – добросовестный труженик. Он способен переносить тяжести,

во много раз превышающие вес и размеры собственного тела.

Всё время несёт в свой дом сосновые иглы, веточки, мох, листья.

Это насекомое уничтожает вредителей леса. (Муравей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Первичное усвоение новых знаний

У: Посмотрите на кроссворд.

Какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце?

(Дети читают слово «животные».)

У: Правильно, мы должны хорошо запомнить, что все плавающие, бегающие, ползающие, летающие живые существа – животные.  Внимательно рассмотрите таблицу:

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

 

Название группы

Количество ног

Покровы

Звери

4 ноги

шерсть

Птицы

2 ноги

перья

Рыбы

плавники

чешуя

Насекомые

6 ног

 

Земноводные

4 ноги

голая кожа

Пресмыкающиеся

4 ноги или нет ног

роговые чешуйки

 

У: Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся – это животные. Они живут,  т. е.  передвигаются, дышат, дают потомство, развиваются и умирают.

У: Животные (каждый по-своему) приспосабливается к жизни в лесу. Внешний вид птиц, зверей и других животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Но порой самую грозную опасность представляет для животных человек.

Просмотр  видеосюжета «Береги животных»

5. Первичная проверка понимания

Обсуждение просмотренного видеосюжета.

У: Ребята, каких животных вы увидели в этом фильме?

( Дети перечисляют увиденных животных.)

У: Как должен вести себя человек в лесу?

(Человек должен вести себя осторожно, чтобы не навредить животным леса.)

6. Первичное закрепление

Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» по мотивам просмотренного видеосюжета. Класс делится на команды «Звери», «Птицы», «Земноводные», «Насекомые». Дети берут на себя роли животных, которые встретились в видеосюжете,  и от первого лица рассказывают об их особенностях. В своем представлении каждая команда должна хотя бы раз использовать слово «животное».

Примерные ответы детей

Команда «Звери»

«Я – ёжик, самое колючее животное леса. А иголки мне нужны для того, чтобы защититься от врагов. Я – дикий зверь. Меня нельзя брать домой и кормить колбасой».

Команда «Птицы»

« Я – скворец. Если ты увидишь птенца, не трогай его. Мы, его родители, рядом. Просто ты нас не видишь. Не бери птенчика домой и не касайся его руками.  В домашних условиях он может заболеть и даже погибнуть, ведь мы – лесные животные. Обходи наши гнёзда стороной. Будь деликатным, не вмешивайся в нашу жизнь».

Команда «Земноводные»

«Я – лягушка, а я – ящерица. Не лови меня. Даже в древние времена люди уважали этих  животных.  Лучше наблюдай за мной со стороны. Ты можешь узнать много интересного!»

Команда «Насекомые»

«Я – муравей. Ты, конечно, видел меня в лесу не раз. Я – очень трудолюбивое животное. Целыми днями я строю дом-муравейник. Не ломай его! Если муравьи погибнут, то деревья останутся без защиты, ведь мы уничтожаем вредителей».

7. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Для меня было открытием, что…

Я почувствовал, что…

Я научился…