Урок "Что за листья?"

конспект интегрированного открытого урока по предмету "окружающий мир"

Моисеева Галина Валентиновна, ГБОУ СОШ № 56 им. академика В.А. Легасова ЗОУО г. Москвы, учитель начальных классов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  • Метапредметные

  • Коммуникативные ‒ сотрудничать  с одноклассниками при выполнении учебной задачи:  ориентация на партнёра по общению; преодоление эгоцентрической позиции в межличностных отношениях при распределении ролей  при оформлении картины из листьев; умение договариваться.

  • Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилению, преодолению препятствий.

  • Познавательные

  • Общеучебные: закрепление знаний о приметах осени; умение отличать листья деревьев, распространённых в нашей местности; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  сравнение и группировка листья по разным признакам; синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

  • Личностные: проявлять учащимися познавательный интерес к новому учебному содержанию; проявлять любовь и уважение  к окружающей нас природе.

Учащиеся в совместной деятельности с учителем и родителями  получат возможность:

    - наблюдать за осенними изменениями окраски листьев;

    - распознавать листья распространённых пород деревьев;

    - воспитывать бережное отношение к природе;

     -видеть  прекрасное в осеннем пейзаже;

    - развивать читательский интерес;

    - сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Оборудование урока

  • Учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-й класс»

  • Атлас-определитель А. А. Плешакова «От земли до неба»

  • Рабочая тетрадь, часть № 1

  • Тест «Проверим себя»

  • Офисная программа Microsoft Word

  • Персональные компьютеры на партах учащихся

  • Презентация урока

  • Электронная доска

  • Мультимедийный проектор

  • Классная доска

  • Сюжеты «Золотая осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь» и сюжет «Зелёная мозаика листьев» из альбома «Двенадцать месяцев. Июнь» (фрагменты)

  • Песня «Ах, какая осень!»

  • Засушенные листочки с деревьев

  • Клей, ножницы, лист А3

ХОД УРОКА

I этап

Организационный момент                                

 

Учитель:

     Снова осень, снова птицы

     В теплый край лететь спешат.

     Сегодня осенний праздник

     Пригласил в наш класс ребят.

 

Родители (загадки):

    Сидит ‒ зеленеет,

    Падает ‒ желтеет,

    Лежит ‒ желтеет? (Лист)

 

             Он с весны висел на ветке

             Был зелёный ‒ пожелтел,

             Только дунул слабый ветер,

             Он уже и полетел. (Лист)

 

             Падают с ветки золотые монетки.  (Лист)

 

Учитель:

             -  Ребята, догадались, о чём сегодня будем говорить?

             - Тема урока: «Что это за листья?»

             - Будем учиться определять, с какого дерева листья.

             - Будем учиться работать в парах, в группах.

              - Выполним творческую работу из осенних листьев.

 

II этап

Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Самоопределение к деятельности

Учащиеся:

  • Работа с учебником, с. 28‒29

- Прочитайте тему урока, его учебную задачу.

  • Поиск информации о деревьях в атласе-определителе, с. 85‒87. (Берёза, липа, вяз, дуб, рябина)

Родители:

           Дополнительная информация о деревьях

СЛАЙД № 1

Клёны – отличные медоносы. Пчелы при благоприятных условиях собирают с них до 200 кг мёда. Кленовый сок очень полезен, он применяется в народной медицине при лечении заболеваний печени и почек. Из него изготавливают кленовый сахар, который, по мнению учёных, гораздо полезнее свекольного.

Клёны формируют плотную крону, которая защищает от летнего солнечного зноя и городской пыли, а также является хорошим шумопоглотителем.

 

СЛАЙД № 2

Дуб – мощное, крупное дерево, издавна считавшееся самым крепким и могучим; сравнивается с силой, мудростью и здоровьем.

Дуб – символ вечности, его в течение многих столетий используют в строительном деле.

 

 СЛАЙД № 3

Липа (русское название) ‒ имеет древнее происхождение и происходит от слова «липати» ‒ липнуть, из-за липкого сока и клейкости молодых листочков.

Древние славяне считали липу деревом богини любви и красоты Лады. Вокруг старых лип девушки водили хороводы.

 

СЛАЙД №4

Вяз – крупное дерево с округлой, раскидистой, густой кроной. Вязы не выносят сильного затенения, дают довольно густую тень. В молодости растут сравнительно быстро. Для успешного роста требуют свежую, рыхлую почву, но переносят и крайне засушливые условия.

СЛАЙД №5

Рябина ‒ с глубокой древности полюбил русский народ рябину, издавна сажали люди её около своих домов. В старинном народном календаре есть особый день, посвящённый этому дереву – «Пётр-Павел рябинник». Он приходится на конец сентября.

Принесённые из леса гроздья рябины связывали пучками и развешивали под крышами домов и сараев. Промёрзшей рябиной – вкусной и ароматной – по праздникам лакомились ребятишки русских лесных деревень.

 

СЛАЙД №6

Берёза – символ и гордость русского народа. Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.

            

ВИДЕОСЮЖЕТ  «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

III этап

1. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач).

Работа в парах. Рабочая тетрадь № 1, с. 16‒17.

Практическая работа «Определяем деревья»

  • нарисуйте деревья, о которых рассказали родители (2‒3 дерева)

  • поделитесь результатами с товарищем  по парте

  • узнайте, какие деревья  нарисовали они

 

2. Работа по теме урока.

На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные учащимися во время прогулки.

- По каким признакам  можно разделить  листья? (По форме, цвету, размеру).

- Давайте, посмотрим, как выглядели наши листочки летом (сравним их по цвету, форме, размеру).

 

3. Просмотр видеофрагментов о листьях (DVD-диск «Лето», сюжет «Зелёная мозаика листьев»).

- Какую форму имеют листочки клена?

- А что скажете о листиках осины?

- Чем интересны листики дуба?

- На что похожи листья рябины?

 

             4. Учащиеся по строчке читают стихотворение о листьях.

Осенние листья на солнце горят,

О лете,  ушедшем, они говорят.

И дождик струится, по листьям скользя.

К зелёному лету вернуться нельзя.

И вот журавли потянулись на юг,

Немножечко грустно становится вдруг.

Но сколько же осень несёт красоты!

Как радуют поздние эти цветы:

Прекрасные липы и кисти рябины,

И веточки дуба, и гроздья калины.

А с клёнов к нам листья, как письма, летят.

Собой устилая любимый наш сад.

 

            5. Работа в парах. Рабочая тетрадь № 2, с. 18.

             - По своим наблюдениям, используя информацию видеосюжета, раскрась листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.

IV этап

Закрепление  изученного

1. Работа на компьютерах (электронное приложение к учебнику):

- задание № 1 (определите деревья по их листьям);

- задание № 2 (найдите и отметьте листья осины).

2. Творческая работа в группах.

Учитель:

- Скажите, ребята, как можно и зимой любоваться осенними листочками?

- Правильно, сделать из них различные поделки.

 

СЛАЙДЫ № 7, 8, 9, 10, 11.

Учащиеся в группах выполняют работу на листе А3 «Осенние пейзажи» и т. п.

 

СЛАЙД №12

Звучит песенка «Ах, какая осень!». Учащиеся выполняют работу и поют.

Выставка работ у доски. Фотографирование работ родителями.

 

V этап

 

Рефлексия. Итог урока

             Тест «Проверим себя», с. 7:

            - Сможете теперь  определить, с какого дерева листья?

            - Чем запомнится вам урок?

   - Что  расскажете об уроке своим близким и  друзьям?

 

            СЛАЙД №13

            Учитель:

- За окнами сейчас осень. По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной.  Всё же осень – прекрасное и очаровательное время года.

  Спасибо за урок.      

 

Песня  «Ах, какая осень!» Слова и музыка З. Роот

1. Где ты, где ты, милая осень,
   Целый год тебя мы ждём!
   В лес осенний по тропинке
   Мы тебя встречать пойдём.

   Ах, какая осень,
   Ах, какая!
   Вся из жёлтых листьев,
   Золотая,
   И дождя серебряные капли
   Песенки поют!

2. В паутинках между берёзок
   Прячет солнышко лучи.
   Ягоды, грибы и орешки
   Ты для нас прибереги.

   Ах, какая осень,
   Ах, какая!
   Вся из жёлтых листьев,
   Золотая,
   И дождя серебряные капли
  Песенки поют!

3. Ветер с осенью танцует,

   И кружится листопад.

   Разноцветные листочки

   В вальсе радостном летят.

   Ах, какая осень,
   Ах, какая!
   Вся из жёлтых листьев,
   Золотая,
   И дождя серебряные капли
   Песенки поют!