Вопросник поможет ориентироваться в фильмах и содержании каждой части. Имея под рукой вопросник, легче включить фрагменты фильмов в те или иные занятия, так как вопросы к каждой части составлены строго по содержанию фильмов. В каждый блок можно включать творческие вопросы о настроении природы, о ее красках. Зная, что педагог обязательно задает после фильма вопросы о содержании, дети лучше концентрируют внимание, стараются подметить детали, запоминают фразы и описания. Для удобства педагога в вопроснике даны краткие ответы.
СЕНТЯБРЬ. Приметы осени
- Как называется первый осенний месяц? (сентябрь)
- Какое настроение у природы?
- Какие краски в природе заметнее всего в сентябре?
- У какого дерева листья жухнут и осыпаются в первую очередь? (у тополя)
- Как меняет свою окраску берёза? (внизу листья желтеют равномерно, а на верхних ветвях мы видим жёлтые пряди на зелёном фоне)
- Какими бывают осенью папоротники? (зелёными, жёлтыми, золотистыми)
- Какими стали цветы пижмы? Листья ландыша? (жёлтыми, коричневатыми)
- Каких птиц мы увидели в фильме? (синицы, овсянки, воробьи)
- Чем осенью питаются синицы, овсянки, воробьи? (семенами трав)
- Кто кормится в тихих озёрных заводях? (утки)
- Как осенью греет солнышко? (слабо, не так ярко, как летом)
- Что бывает в день осеннего равноденствия? (день равен ночи)
СЕНТЯБРЬ. Бабье лето
- Когда в наши края приходит бабье лето? (в середине сентября)
- Цветут ли ещё в сентябре цветы? Какие? (ромашки, гвоздики, астры)
- Каких насекомых мы видели сегодня в фильме? (стрекозу, пчелу, божью коровку)
- Какими стали мухи? Почему? (вялыми, медлительными от из-за ночного холода)
- Что опутали паутинками паучки? (цветы, листья, ветки деревьев, травинки)
СЕНТЯБРЬ. Разноцветная осень
- Что решила раскрасить осень? (осень раскрасила травы и листву)
- Какие краски она любит? (желтую, золотистую, рыжую, красную)
- Какими ещё цветами раскрашивает листья осень? (бордовый, фиолетовый, пурпурный, алый)
- Какие растения мы видели в фильме с раскрашенными листьями? (малина, клён, рябина, вяз, берёза, груша)
- На что похож куст бересклета осенью? (на пламя, пурпур)
- Какое дерево не спешит менять зелёный цвет листвы? (дуб)
СЕНТЯБРЬ. Созревание плодов и семян
- Что происходит с растениями осенью? (у трав, кустарников и деревьев созревают семена)
- В фильме мы видели кусты с белыми ягодами. Как они называются? (снежноягодник)
- Чем интересно растение «Недотрога?» (семена разлетаются, если дотронуться до коробочки)
- Как называются плоды лещины? (орехи)
- У каких деревьев семена с крылышками (крылатки)? (у берёзы, клёна, липы)
- У какого дерева плоды как колючие шарики? (каштан)
- Где созревают плоды у ели? (в шишках)
- Как называются плоды дуба? (жёлуди)
СЕНТЯБРЬ. Поздние грибы
- Какие дары осени можно найти в лесу в сентябре? (грибы)
- Какие грибы растут на пне? (опята)
- Какие ещё грибы мы видели в фильме? (подберёзовик, навозник, зонтик лохматый, дождевик, свинушка, поплавок)
- Какие из этих грибов годятся в пищу человеку? (опята, подберёзовик)
- Можно ли трогать незнакомый гриб? Почему?
- Кому нужны несъедобные для человека грибы? (животным, например, лосям)
ОКТЯБРЬ. Листопад
- Как называется второй месяц осени? (октябрь)
- Какие осадки часто выпадают осенью? (дождь)
- Какое настроение у природы во время осеннего дождика?
- Какой главный цвет октября? (жёлтый, янтарный)
- Как называют октябрь на Руси? Почему? (грязник)
- Листья какого дерева облетают позже других? (дуба)
- Что случается осенью с лиственницей? (желтеет и опадает)
- Как называется этот период осени? (листопад)
- Что происходит в октябре с муравейником? (муравьи готовятся к зиме)
- Почему иногда по утрам листья на деревьях и кустах закручены? (были заморозки)
ОКТЯБРЬ. Золотая осень
- На что похожи листья рябины в октябре? (на фонарики)
- Какими становятся клёны? (золотыми, с солнечными зайчиками)
- Что устилает землю в октябре? (золотой ковёр)
- Какое дерево становится красным? (дуб северный)
- Какие деревья становятся жёлтыми, золотистыми? (берёза, вяз)
- На что походи осыпающиеся листья? (на золотой дождь)
- Как называется эта пора осени? (золотая осень)
ОКТЯБРЬ. Что осталось на деревьях
- Много ли листьев осталось на деревьях в конце октября? (мало)
- Что можно увидеть на деревьях кроме листьев? (плоды, семена)
- Как называются семена клёна? (крылатки)
-У какого ещё дерева семена – крылатки? (у ясеня)
- Для чего крылышки семенам? (подольше вертеться в воздухе и подальше разлетаться)
- Какие плоды у дуба? (жёлуди)
- Что прячется в серёжках орешника? (семена)
-А в серёжках берёзы? (семена и будущие цветы)
- У какого куста колючки и яркие оранжево-красные плоды? (у шиповника)
- Кто кормится ягодами рябины? (птицы)
ОКТЯБРЬ. Удивительные мхи
- Что за зелёные подушечки выросли на стволе дерева? (мох)
- Где ещё растут мхи? (на пнях, на камнях)
- На что бывает похож мох? (на пальму, лепёшки, папоротник, веточки)
- Какой мох можно использовать для лечения порезов, ранок? (сфагнум)
- Какое растение не выносит загрязнения окружающей среды? (лишайник)
ОКТЯБРЬ. Первый снег
- Как можно охарактеризовать погоду осенью? (переменчивая)
- Когда обычно выпадает первый снег? (в октябре)
- На что похож снег, налипший на деревья и кусты? (на шапки)
- Почему деревья сгибаются до земли? (снег влажный и тяжёлый)
- Почему говорят: «Первый снежок – нележок»? (тает быстро)
НОЯБРЬ. Стылая осень
- Какая краска преобладает в природе в ноябре? (сизая – серо-голубая)
- Какими стали деревья? (голыми)
- На что похожи последние листочки? (на трепещущие платочки)
- Что видно на деревьях? (гнёзда)
- Каким бывает первый лёд? (тонким, прозрачным)
- Что замерзает раньше – речка или озеро? (озеро, ведь вода в нём не движется)
- Что делают в это время года птицы? (перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)
- Какие птицы улетают одними из последних? (чайки)
НОЯБРЬ. Как растения приготовились к зиме?
- Как называется третий месяц осени? (ноябрь)
- Когда растения прекращают расти? (в конце лета)
- Для чего деревья сбросили листву? (чтобы не погибнуть от зимней засухи, ведь листья испаряют много влаги)
- Что образовалось на ветках осенью? (почки)
- Почему к зиме веточки становятся ломкими? (из веток соки дерева к зиме уходят в корни)
- Что случилось с травами? (они высохли, поникли и укрыли собой землю)
- Из чего на земле образуется одеяло? (из листвы, травы, снега)
- Каким растениям морозы не страшны? (осоке, бруснике, копытню, грушанке)
НОЯБРЬ. Заморозки
- Что случается в погоде в ноябре? (заморозки)
- На что бывает похож лёд на лужах? (на звёздочки, затейливые кружева)
- На что похож иней? (на иголочки)
- Как выглядят после заморозков метёлки злаков? (светятся, словно хрустальные)
- Какой цвета стала трава в заморозки? (серебристой)
НОЯБРЬ. Осенние хлопоты бобра
- Бобры одиночные животные? (нет, они живут семьями)
- Где живут бобры? (у реки)
- Как бобры приспособились к жизни в воде? (густой мех, перепонки на задних лапах, плоский хвост)
- На что похож хвост бобра? (на весло)
- Зачем бобр расчёсывает мех? (смазывает его жиром, чтобы мех не промок)
- Чем бобры питаются осенью? (корой, ветками)
- Как бобры готовятся к зиме? (запасают рядом с жилищем много веток)
- Как называется домик бобра? (хатка)
- Где находятся припасы? (рядом с хаткой под водой)
- Зачем бобры утаскивают ветки под воду? (чтобы зимой их не сковал лёд)
ДЕКАБРЬ. Тонкое покрывало зимы
- Как называется первый месяц зимы? (декабрь)
- Какое настроение у природы?
- Чем зимой укрывается земля? (снежным пуховым покрывалом, похожим на ковёр)
- Какие растения можно увидеть зимой в лесу зелеными? (осоку, чернику, бруснику)
- Как выглядит снег на кустах? (снег собирается шапочками, похож на вату)
- Что происходит с озёрами? (их начал сковывать лёд)
- Отчего на озёрах в некоторых местах тёмные пятна на льду? (там бьют ключи, поэтому вода замерзает позже, и покрыта не таким толстым слоем льда)
- Каким стали день и ночь в декабре? (день стал коротким, а ночь длинной)
- Чем интересен день – 22 декабря? (самый короткий день в году и самая длинная ночь)
ДЕКАБРЬ. Снежные кружева зимы
- Что ждёт зима, чтобы запорошить снегом деревья и кусты? (она ждёт, пока заснёт ветер)
- Какого цвета стало все вокруг? (зима припорошила пушистым снегом каждую веточку, мир вокруг стал белым)
- Что окрасила зима белой краской? (яблоню, забор, дрова, кусты, дубы)
- Почему в лесу тихо? (снег, точно вата, гасит все звуки)
- Чем укутала зима елочку? (шубкой)
- Что одела зима на травинки? (береты)
- На что могут быть похожи снеговые шапочки? (на мороженое, на гномиков)
- Почему ветер легко сдувает снег и еловых лап, а с сосновых не может? (иголки у ели словно пальцы на ладони: наклони вниз и снег скатится, а у сосны иголки торчат в разные стороны, и снег застревает между ними)
ДЕКАБРЬ. Зимующие птицы
- Как живут зимой воробьи? (стайкой)
- Чем питаются синицы? (семечками, орешками)
- За что синицу прозвали лазоревкой? (за голубой цвет шапочки)
- Что ищет дятел под корой деревьев? (личинок и зимующих насекомых)
- Что за серо-розовые птички с хохолками прилетели на дикий виноград? (свиристели)
- Почему сойку трудно увидеть? (очень осторожная, хорошо прячется)
- Как помочь птицам зимой? (сделать кормушки)
- Что можно положить птицам в кормушки? (семечки, орешки)
ДЕКАБРЬ. Узнай дерево зимой
- Как узнать зимой ель? На что она похожа? (похожа на пирамиду, ветви направлены вниз, хвоинки короткие, растут по одной)
- Чем отличается сосна? (Хвоинки длинные, растут парами и направлены в разные стороны)
- Как узнать лиственницу? (Веточки с бугорками и почти круглыми шишками, хвоинки растут пучками)
- А берёзу? (у березы крона лёгкая и ажурная, кора – береста)
- Как отличить иву? (веточки серо-зелёного цвета)
- А липу? (у липы почти чёрный ствол, а веточки изогнуты словно ломаные линии)
- Как определить клён? (веточки почти прямые, похожи на стрелочки, направленные вниз)
ДЕКАБРЬ. Волшебный мир кристаллов
- На что похожи кристаллики льда? (На иголки, кисти, стекло, кораллы, листья папоротника, веточки ёлочек)
- Какими цветами искрятся льдинки?
- Где и когда можно увидеть такие кристаллы? (в морозный день у самой земли на травинках)
- Какое настроение у природы в этом фильме?
ЯНВАРЬ. Мороз и солнце
- Что за месяц начинает новый год? (январь)
- Чем отличается январь от других зимних месяцев? (это солнечный и морозный месяц)
- Чем украшена верхушка сосны? (множеством снежных шапочек)
- Что случается, когда дует ветер? (снежная метелица метет со всех деревьев, с земли)
- Каким стало снежное покрывало? (толстым)
- Когда образуется наст? (когда после оттепели вновь наступают морозные дни)
- Почему зверям тяжело в это время? (трудно искать корм в глубоком снегу, а особенно под коркой наста)
- Что можно увидеть на домах и ветвях деревьев? (сосульки)
- Что случилось с ручейком и речкой? (их сковал лёд, заковал в панцирь)
ЯНВАРЬ. Снежные фигурки
- Какие необыкновенные снежные фигурки сделала природа? (гусеница, лесовичок, шарфики, змейки, дракон, ящерица, павлин, голубь, шапки-колпачки)
- Какое настроение у природы в этом фильме?
ЯНВАРЬ. Узоры на окнах
- Окна заиндевели. Какие узоры можно увидеть? (водоросли, кленовые листья, звёзды, перья павлина)
- Почему образуются узоры? (тёплый влажный воздух попадает на холодное стекло)
- Какими цветами нарисовал мороз узоры?
- Какое настроение у природы в этом фильме?
ЯНВАРЬ. Иней
- Какую картину можно наблюдать морозным январским утром? (всё покрыто белоснежной вуалью инея: рогоз на болоте, деревья на опушке, травинки на поле)
- Как называют косматый иней? (кухта)
- Какой стала берёза (белоснежной, серебристой, заиндевевшей)
- Какое настроение у природы в этом фильме?
ЯНВАРЬ. Зимняя графика
- Какими красками нарисовала зима снежные узоры? (всего двумя: черной и белой)
- На что похожи снежные узоры на деревьях? (брызги молока, протянутые руки, белые полосы)
- Какое настроение у природы в этом фильме?
ФЕВРАЛЬ. Месяц глубоких снегов
- Как называется последний зимний месяц? (февраль)
- Какое настроение у природы в феврале?
- Что говорят о феврале? (коль морозом не возьмёт, то дороги заметёт)
- Как ласково называли февраль? (бокогрей)
- Какой снег в феврале? (плотный, слежавшийся)
- Какой лёд на реках и озёрах? (толстый и прочный)
ФЕВРАЛЬ. Метели и сугробы
- Как называют февраль, характеризуя погоду? (лютый, вьюговей, снежень)
- Какие осадки бывают в феврале? (метель, пурга, вьюга)
- Что они наметают? (сугробы, снежные завалы)
- Что свисает с крыш? (снежные козырьки)
- На что похожи шапки снега? (на слоёные пироги)
ФЕВРАЛЬ. Следы на снегу
- Как зимой можно узнать, кто из животных обитает в лесу? (по следам на снегу)
- Кто грыз шишки? (белка)
- Чьи следы мы видели в фильме? (мыши полёвки, лисы, зайца, кошки, птички, норки, лося)
- Чьи следы образуют ровную строчку? (лисицы)
- Как называется место, где отдыхал лось? (лёжка)
ФЕВРАЛЬ. Птицы на кормушках
- Легко ли живется птицам зимой? Почему? (тяжело найти корм, холодно)
- Как помочь зимой птицам? (сделать кормушку)
- Что можно положить в кормушку? (просо, семечки, крошки)
- Кто прилетал к кормушке? (гаичка, чечётка, чиж, зеленушки, сойка, дятел, снегирь)
ФЕВРАЛЬ. Какого цвета снег?
- Какое настроение у природы?
- Все ли зимой окрашено белым, или есть у снега и другие цвета?
- Какого цвета снег там, где на него падает солнечный свет? (желтый, золотистый)
- Какого цвета снег в тени? Почему? (нежно – голубой, синий; отражает цвет неба)
- Какого цвета снег солнечным вечером?( жёлто-розовый, нежно-лиловый).
МАРТ. Месяц голубых снегов и голубых теней
- Как называется первый весенний месяц? (март)
- Почему в народе говорят: «В марте зима зубы показывает?» (часто бывают сильные морозы, особенно по ночам)
- Как в марте светит солнышко? (светит ярко, по-весеннему пригревает)
- Как изменился снег? (тает, начинают появляться лужи)
- Какая весенняя примета связана с облаками? (появились кучевые облака – белые и лёгкие)
- Как изменилась длительность дня? (день стал длиннее, а ночь – короче, солнце ходит по весенним дорожкам, поднимается выше)
- Почему день 22 марта называют днём весеннего равноденствия? (день и ночь сравнялись)
МАРТ. Оттепель
- Каким становится воздух в оттепель? (тёплым и влажным)
- Каким становится снег в оттепель? (мокрый, липкий, тяжелый, из него можно лепить комки и фигурки)
МАРТ. Последний снег, первые проталины
- Как называется снег с замёрзшей корочкой? (наст)
- Кто может идти по насту и не проваливаться? Какие зверьки? (лёгкие, например, белочка)
- Какие животные проваливаются, идя по насту? (тяжёлые, например, лось)
- В каких местах снег начинает таять раньше и появляются проталины? (на южных солнечных склонах и южной стороне крыши, у стволов деревьев, в городе на дорожках и тропинках)
- Каким стал снег в марте? (тяжёлый, рыхлый, ноздреватый, из заледеневших крупинок)
МАРТ. Капель
- Где можно увидеть капель? (на сосульках, ветках деревьев, иголках сосны)
- Какое настроение в природе во время весенней капели?
МАРТ. Талая вода
- Где скапливается талая вода? (в ямках, оврагах, канавах, собирается в ручьи, разливается по лугам)
- Каким стал лёд на озёрах? (тонкий, тёмный)
- Какие водоёмы освобождаются ото льда раньше, а какие позже? (маленькие – раньше, а большие – позже)
- На что похожи расколовшиеся льдины на больших реках? (на геометрические фигуры с ровными краями)
АПРЕЛЬ. Земля показалась
- Как называется второй весенний месяц? (апрель)
- Где остался лежать снег, когда почти все уже растаяло? (в тенистых местах, в бороздках, в ямках, в лесу)
- Какой стал снег в апреле? (бурый, ржавый)
- Что можно увидеть на земле в апреле там, где растаял снег? (бурую прошлогоднюю траву и листву, вечнозелёные травы)
- Что стало с грунтовыми дорогами? (по ним не проехать)
- Какой стала земля, освободившись от снега? (влажной, рыхлой)
- Почему даже маленькие речушки стали полноводными? (от талой воды)
АПРЕЛЬ. Пробуждение растений
- Где пробивается первая травка? (на солнечных местах)
- Как можно охарактеризовать первые росточки? (маленькие, нежные)
- Как определить, что дерево проснулось? (набухли почки, потёк сок)
- Чем украсилась верба? (цветущими пуховками)
- Какие деревья и кустарники вам запомнились из фильма? (осина, верба, бузина, клён, ива)
АПРЕЛЬ. Первоцветы
- Где появляются первые цветы? (на солнечных, сухих, тёплых местах)
- Какой цветок обычно зацветает первым? Какого он цвета? (мать-и-мачеха; жёлтый)
- Какой цветок – символ весны? (подснежник)
- Какие цветы-первоцветы вам запомнились из фильма? (медуница, ветреница, гусиный лук, чистяк, хохлатка, печёночница, волчье лыко)
АПРЕЛЬ. Пробуждение насекомых и пресмыкающихся
- Какие насекомые и пресмыкающиеся, проснувшиеся весной, запомнились вам из фильма? (муха, оса, пчела, божья коровка, ящерица, бабочка)
- Где любят собираться насекомые весной? (на тёплых солнечных местах греться, на берёзе пить сок)
АПРЕЛЬ. Птичьи гнёзда
- Какие главные весенние дела птиц? (вить гнёзда, высиживать птенцов)
- Какие птицы строят гнёзда под крышей из глины? (ласточки)
- Какое гнездо у дрозда? (из веточек в развилке ветвей)
- Какое гнездо у зяблика? (маленькое, выстлано мхом)
- Чем отличается от других гнездо сороки? (похоже на шар, укрыто сверху, иногда выложено глиной)
- У какой крупной птицы в фильме было гнездо на сосне? (у канюка)
- Как люди могут помочь птицам весной? (делать скворечники)
МАЙ. Зелёная дымка
- Как называется последний весенний месяц? (май)
- Как изменяются деревья в мае? (появляются листики)
- Как можно описать первые листики? (ярко-зелёные, тонкие, прозрачные)
- Какие деревья запомнились вам из фильма? (берёза, лиственница, липа, клён)
- Как меняется луг, поле? (прорастает молодая травка)
МАЙ. Цветение деревьев
- Какие деревья и кустарники начинают цвести в мае? (акация, берёза, клён, черёмуха, сирень)
- Какие плодовые деревья зацветают в саду в мае? Какие у них цветы? (сливы, вишни, груши – белые; яблони – бело-розовые; айва – алые; миндаль – розовые)
МАЙ. Майские цветы
- Какие цветы можно увидеть в лесу в мае? Какого они цвета? (жёлтые одуванчики, побелевшие головки мать-и-мачехи, жёлтые купальницы, жёлтые лютики, белая и фиолетовая фиалка, белая кислица, сине-фиолетовая живучка, фиолетовый сочевичник, белый ландыш, черника, земляника)
МАЙ. Пробуждение жизни водоёмов
- Чем заняты в мае лягушки? (откладывают икру)
- Кто появится из икринок? (головастики)
- В кого превратятся головастики потом? (в лягушат)
- Чем заняты ручейники? (делают себе домик из растений, найденных на дне речки)
- Кто еще обитает у самого дна? (пиявка)
- Кто умеет бегать по воде? (водомерка)
ИЮНЬ. Месяц самой яркой зелени
- Как называется первый летний месяц? (июнь)
- Как выглядят леса, поля, луга в июне? (всё вокруг одето в сочный зелёный наряд, в лугах поднялись высокие травы)
- Отчего иногда кажется, что по лугу бегут волны? (ветер колышет высокие травы)
- Какие изменения произошли в лесу? (всё гуще заросли малины, на берёзе изумрудные листья, у клёнов кудрявые шапочки)
- Что можно наблюдать в вечернем лесу в воздухе? (рой насекомых)
- Какие растения можно увидеть у водоёма? (камыш, листья рогоза, ряска)
- Как изменилась длительность дня? (день стал длиннее, а ночь – короче, солнце ходит по летним высоким дорожкам)
- Чем интересен день 22 июня? (самый длинный день и самая короткая ночь – день летнего солнцестояния)
ИЮНЬ. Вальс цветов
- Чем богато июньское лето? (цветами)
- Какое растение на лугу наполняет воздух густым медовым ароматом? (подмаренник)
- Почему мышиный горошек так называется? (стручки похожи на горох, только очень маленькие)
- Какие лекарственные травы вы видели? (пастушья сумка, чистотел)
- Какие ещё цветы вы запомнили? (купырь, сурепка, клевер, нивяник, вероника, герань, разные злаки)
- Какие колючие заросли покрылись в июне душистыми цветами? (шиповник)
ИЮНЬ. Зелёная мозаика листьев
- Чем хороши листья в июне? (ярко-зелёные и целые, так как их ещё не объели гусеницы)
- Какой формы листья клёна? (звезда с острыми концами), липы? (овальный с острыми зубчиками), у дуба? (овальный с плавными вырезами)
- Чем интересны листья осины? (зелёные с одной стороны и серебристые с другой, резной край и длинный тонкий черенок; листья трепещут на ветерке, сверкают серебристыми маячками на ветру)
- Что образуют листья? (мозаику, зелёный шатёр)
ИЮНЬ. Тополиная метель
- Почему летом на улице бывает белая метель? (это тополиный пух)
- Откуда появляется этот пух? (на тополе созревают семена, появляется пух, похожий на вату, ветер несёт пух и с ним семена тополя)
- Чем помогает людям тополь? (он очищает воздух от пыли)
ИЮНЬ. Выкармливание птенцов
- Для кого много хлопот в июне? (для птиц)
- Чем заняты птицы? (у них подрастают птенцы и родители от зари до зари носят им еду)
- Какой пищей кормят птенцов дятлы? (личинками, гусеницами, стрекозами, жучками), цапли? (рыбёшками, лягушками, ящерицами), дрозды? (дождевыми червями), трясогузка? (насекомыми), сороки? (мышами, чужими яйцами и птенцами), канюк? (мясным кормом – мышами, лягушками).
- Почему каменка имеет такое имя? (строит гнёзда в расщелинах камней)
- Чем интересна птица пищуха? (у неё гнездо под корой ели, она ловит для птенцов насекомых со ствола дерева)
ИЮЛЬ. Макушка лета
- Как называется второй месяц лета? (июль)
- Почему июль называется макушкой лета? (самый тёплый и солнечный месяц; до июля лето разгорается, а после - угасает)
- Что дарит июль? (дарит сочные травы, тень листвы, буйство цветов)
- Какими стали луга и поля? (травы на лугах радуют яркими красками, в полях заколосились хлеба)
- Какой стала листва в отличие от начала лета? (листва с дырочками – ею хорошо покормились гусеницы)
- Какими стали птенцы птиц? (птенцы подросли, стали ростом с родителей)
- Как отличить повзрослевших птенцов от родителей? (по остаткам серого пуха)
ИЮЛЬ. Июльский цвет
- Какого цвета июль? (самый разноцветный: белый, сиреневый, синий…)
- Какие цветы вы запомнили? Какого они цвета? (лиловый василёк, иван-чай, нежно-сиреневый колокольчик, мята, иван-да-марья, голубая незабудка)
- Как используют мяту? (заваривают душистый чай, добавляют в сладости), цикорий? (заваривают напиток, похожий на кофе), липу? (заваривают от простуды, ценится и липовый мёд), донник? (делают лекарство, используют мёд с донника)
- Чем интересен цветок иван-да-марья? (цветочки жёлтые, а синие – листики)
- Какие растения можно увидеть на воде? (кубышка, кувшинка)
ИЮЛЬ. Первые ягоды
- Какой первый урожай приносит лес в июле? (лесные ягоды)
- Какая ягода созревает обычно первой? (земляника)
- Какая ягода богата веществами, полезными для зрения? (черника)
- Какие ещё съедобные, вкусные, душистые ягоды созревают в июле? (костяника, малина, ежевика, чёрная смородина)
- Какие ядовитые для человека ягоды можно встретить в лесу? (вороний глаз, жимолость или волчьи ягоды, волчье лыко)
ИЮЛЬ. Облака, дождь и гроза
- Все ли облака одинаковые? (нет)
- Какие бывают облака? (кучевые, перистые, слоистые, грозовые тучи)
- Какие облака называют «облаками хорошей погоды»? Почему? (кучевые; из них никогда не идёт дождь)
- Какие облака предсказывают появление туч? (перистые – размытые белые полосы)
- Какие облака несут мелкий дождик? (слоистые – серые хмурые облака)
- Какое настроение у этого дождика?
- Что можно ждать от грозовых облаков? (ливень и грозу)
- Как изменился характер погоды во время грозы?
- Что можно иногда наблюдать после дождя? (радугу)
ИЮЛЬ. Жизнь насекомых
- Какие насекомые собирают нектар с цветов? (пчёлы, шмели, осы, бабочки, жуки)
- Как собирают нектар пчёлы? (достают нектар длинным хоботком, собирают пыльцу в специальные «корзиночки» на задних лапках)
- Чем интересно осиное гнездо? (сделано из материала, похожего на бумагу)
- Какое хищное насекомое обитает возле водоёма? Чем оно интересно? (стрекоза; у неё стремительный полёт, стрекоза – самый прекрасный летун среди насекомых)
- Все ли гусеницы одинаковые? (нет, одни мохнатые, другие – нет; гусеницы бывают разной окраски)
- Кто появится из гусениц? (бабочки, например)
- Каких бабочек вы видели? (белянка и перламутровка)
- Кто стрекочет в траве? (кузнечики и кобылки)
- Как их можно отличить? (кузнечики стрекочут крыльями, а кобылки- задними лапками)
- Какие жуки встретились нам в фильме? (жук-бронзовка, навозник, жук-усач)
- От кого прятался жук? (от птиц)
АВГУСТ. Закат лета
- Как называется последний летний месяц? (август)
- Как изменилась листва в августе? (выгорела на солнце)
- Кто в лесу рад множеству вьющихся насекомых? Почему? (птицы, это для них сытный корм)
- Как изменились к августу птенцы? (птенцы подросли, утята стали ростом с родителей)
- Какие краски стали всё больше появляться в природе в августе? (жёлтая, рыжая)
- Что происходит с травами? (отцвели, стебли засыхают и желтеют, на травах созрели семена)
- Что происходит с деревьями? (появляются первые жёлтые пряди – приметы наступающей осени)
- Что говорят про август? (август – закат лета)
АВГУСТ. Поздние ягоды
- Какие ягоды созревают в конце лета? (брусника, боярышник, шиповник, калина, черноплодная рябина)
- Чем хороши эти ягоды? (брусника полезна для здоровья, боярышник богат витаминами, из шиповника готовят полезные и вкусные сиропы и отвары, калина горькая, но полезная)
- Какие ядовитые и несъедобные для человека ягоды созрели в августе? (паслён, ландыш, бересклет, бузина)
- Можно ли рвать и пробовать эти ягоды? (нет)
- Кто кормится ягодами бузины? (птицы, например, дрозды)
АВГУСТ. Первые грибы
- Что за старички нарождаются в августе? (грибы)
- Что нужно сделать, чтобы рассмотреть гриб? (поклониться)
- Какие съедобные грибы встречаются в лесу? (сыроежки, моховики, опята, лисички, подосиновики, белые грибы)
- Какие красивые, но ядовитые грибы можно увидеть в лесу? (мухоморы, они красный с белыми точками и юбочкой на ножке)
АВГУСТ. Утренний туман и роса
- Когда можно наблюдать туман? (ранним погожим утром, когда солнце ещё не взошло)
- На что похож туман? (на молочное покрывало, на белую реку)
- Как изменяет туман видимость? (туман укрывает всё, что вдали)
- Что происходит с восходом солнца? (туман пропадает, он превращается в росу)
- На что похожа роса? (на бусинки, светящиеся гирлянды, драгоценные камни)
АВГУСТ. Муравьи
- Как живут муравьи? (они всегда в работе)
- Чем заняты муравьи? (пасут тлей, собирают корм, носят из глубины муравейника веточки и иголочки для просушки, переносят яйца и куколки в надёжное место, охраняют муравейник)
- Где могут быть устроены муравейники? (в кочках на земле, в старом бревне)
- Из чего сделаны большие муравейники? (из миллионов еловых иголок и щепочек)