14. Разложение карбоната кальция при нагревании
15. Разложение гидрокарбоната натрия при нагревании
16. Отношение кварца к нагреванию
17. Получение геля кремниевой кислоты
18. Гидролиз гиброкарбоната натрия, карбоната натрия и
силиката натрия
19. Качественная реакция на карбонат-ион
20. Качественна реакция на силикат-ион
21. Частичное растворние стекла в воде
22. Образцы природных карбонатов и силикатов
23. Виды стекла
Автор идеи, режиссер, продюсер - Разумный Д.В. Постановка опытов, озвучивание - Кокуева Г.Н. Оператор - Вентцель М.П.
Прокатное удостоверение № 21604804 от 19.11.2003
1 мин 50 сек
Классический опыт разложения. В этом опыте, как, впрочем, и в любом другом, важно отследить признаки реакции. Здесь применён изящный приём: обнаружение не углекислого газа, а оксида кальция. Это выглядело вполне убедительно, особенно в сравнении с действием фенолфталеина на не прокалённый кусок мела. Можно уточнить более жесткие условия разложения средних карбонатов по сравнению с кислыми. Кроме того, важно напоминать про окраску классических индикаторов. Можно использовать на уроке в 8 классе в теме Оксиды.
2 мин 50 сек
Абсолютно базовый прибор для проведения реакций и улавливания, идентификации плохо растворимых в воде газообразных веществ. Можно обратить внимание на приёмы работы с лабораторным оборудованием: проверку прибора на герметичность, правила монтажа прибора с резиновыми пробками (движения вращательно-поступательные), порядок действий при завершении опыта. Демонстрацию можно использовать и в 8 классе при изучении типов реакций. Отдельно следует подчеркнуть лёгкость разложения кислой соли, разложение начинается уже при 1000С.
2 мин 30 сек
Кварцевая посуда – редкость в школьных лабораториях. Но только с ней можно продемонстрировать способность кварца не расширяться при нагревании и не сжиматься при охлаждении. Таких веществ не много. Следует понимать, что кварц тоже хрупок, как и стекло, даже термостойкое. Он твёрже стёкла и поэтому оставляет на нём царапины. Можно заметить, что кварцевую посуду применяют для получения особо чистых веществ, например, для получения бидистиллята, чтобы избежать даже небольшой растворимости обычного стекла при сильном нагревании.
2 мин 40 сек
Гель отличается от золя текучестью. При этом они оба прозрачны или полупрозрачны, как в случае кремниевой кислоты. И золь, и гель – состояние коллоидного раствора. Кремниевая кислота – один из типичных представителей коллоидных дисперсных систем.
1 мин 00 сек
Опыт важен для понимания силы электролитов. Соли слабых электролитов подвергаются гидролизу. И чем слабее электролит, тем сильнее отклонение рН раствора от нейтрального. В данном случае важно показать различие в степени гидролиза средней и кислой соли угольной кислоты, тем более, что люди сталкиваются с ними в повседневной жизни. И то, и другое вещество называются содой, но их ни в коем случае нельзя спутать, т.к. одна – питьевая (пищевая), а другая – стиральная. Опыт можно повторить и в теме «Гидролиз солей»..
1 мин 40 сек
Следует подчеркнуть, что обнаружение карбонат- и гидрокарбонат-ионов основано на свойствах угольной кислоты: она – слабая и непрочная. Слабая – означает, что она может быть вытеснена из солей более сильной кислотой – практически любой, кроме кремниевой и сероводородной. Непрочная – вещество распадается уже в момент образования. Как любой гидроксид, он разлагается на оксид и воду. Признак реакции – выделение плохо растворимого в воде углекислого газа. Напомним, что в молекуле углекислого газа атом углерода находится в sp-гибридизации, валентный угол в молекуле – 180º, что и обуславливает неполярность молекулы СО2, а следовательно, и низкую точку плавления, и практически нерастворимость в полярных растворителях.
1 мин 20 сек
Реакция основана на слабости и нерастворимости кремниевой кислоты. Пожалуй, это единственная из доступных реакций для рассмотрения нерастворимых кислот.
2 мин 00 сек
Опыт – парадокс! Невероятно: стекло растворимо в воде. Изящным является обнаружение признаков этой реакции – фенолфталеин обнаруживает щелочную среду. Следует обсудить, что растирание стёкла в ступке увеличивает площадь поверхности твёрдой фазы. В раствор переходит натриевая соль (соли натрия, как правило, растворимы в воде). Растворимая соль натрия кремниевой кислоты в растворе сильно гидролизуется как соль слабой кислоты, а фенолфталеин обнаруживает продукт реакции гидролиза. Можно подчеркнуть, что фенолфталеин обнаруживает сильно щелочную среду, так как рН перехода этого индикатора больше 10. Т. е., кремниевая кислота ОЧЕНЬ слабая. Опыт можно показать и в теме «Гидролиз солей».
6 мин 30 сек
Сюжет наглядно демонстрирует, что химия – везде вокруг нас. Как важно видеть химическую картину мира! Важно подчеркнуть распространённость кремния на нашей планете (25% земной коры), а также природное многообразие вещества, формула которого SiO2. Песчаная роза привезена из Туниса, часть кристаллов найдена на Урале, другая – на Черноморском побережье Крыма и Кавказа. Для пробуждения любознательности учеников стоит задать вопросы: из чего это сделано, это рукотворно или нерукотворно? Обязательно порекомендовать посетить Минералогический Музей им. А. Е. Ферсмана в Нескучном саду. Вот где нерукотворная красота форм и красок!
5 мин 30 сек
Методически грамотно и оправдано познакомиться с этой коллекцией, обратив внимание учеников на то, что химия – везде вокруг нас, независимо от того, знаем мы об этом или нет. Коллекции много лет, но трудно переоценить важность знакомства с ней. Первое стекло на Руси стало активно изучаться и применяться еще в XVIII веке. Целесообразно сопроводить демонстрацию коллекции выдержками из «Письма о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Вся ода достаточно большая – около 10 книжных страниц, на уроке достаточно продекламировать те фрагменты, которые описывают свойства стекла. Для педагога это замечательная возможность продемонстрировать мета- (или меж-) предметные связи с русской литературой и напомнить, что Ломоносов – наш первый университет – был не только учёным, но и поэтом.