1.1 Химические явления.
Горение свечи, обнаружение продуктов реакции
1.2 Горение магния в парах воды
1.3 Признаки химических реакций:
выпадение осадка, растворение осадка, изменение цвета,
звуковой эффект, образование осадков разной структуры,
выделение газа,
эксперимент задача - "вулкан"
1.4 Смеси. Разделение смеси с помощью хроматографии
1.5 Сложные вещества и смеси. Смесь железа и серы, сульфит железа
1.6 Закон сохранения массы веществ
1.7 Один моль разных веществ
1.8 Шаростержневые модели молекул
1.9 Образцы металлов и неметаллов
1.10 Типы химических реакций
Автор идеи, режиссер, продюсер - Разумный Д.В. Постановка опытов, озвучивание - Кокуева Г.Н. Оператор - Вентцель М.П.
Прокатное удостоверение № 216010608 от 09.04.2008
Эти прокатные удостоверения были сделаны в 2008 г. взамен прежних, т.к. материал серии "Школьный химический эксперимент. 8 класс", занимавший 138 минут, вместо двух видеокассет по 70 минут, выпущенных в 2001 г.,
было решено было выпустить на трёх DVD-дисках по 44, 46 и 48 минут.
1 мин 00 сек
Этот опыт, как впрочем, и все остальные, можно использовать на разных уроках. Например:
1. Демонстрация химических явлений: исчезновение материала свечи; помутнение известковой воды.
2. В теме «Углерод» в 9-м классе как способ получения простого вещества, углерода, в виде тонкодисперсной сажи. Именно она образует в раскалённом состоянии светящуюся часть пламени свечи.
3. В теме «Оксиды» в 8-м классе как способ получения оксидов в качестве продуктов реакций окисления и простых, и сложных веществ. Если материал свечи – парафин, то имеет место горение высших алканов. Например, С18Н38.
4. Демонстрация качественной реакции на углекислый газ – обнаружение его по помутнению известковой воды.
1 мин 10 сек
1. Это – образец химической реакции. Можно видеть исчезновение исходных веществ и появление новых.
2. Следует обратить внимание на признаки реакции: выделение света и тепла.
3. Можно отметить, что горение может происходить не только на воздухе или в кислороде, а и в воде, как в данном опыте.
4. Опыт можно показать
- в теме «Са и Mg» для демонстрации сравнительной характеристики активности этих металлов;
- в теме «Периодический закон» вместе с реакцией натрия с водой, кальция с водой с целью демонстрации изменения свойств металлов в главной подгруппе и в периоде.
выпадение осадка, растворение осадка,
изменение цвета, звуковой эффект,
образование осадков разной структуры, выделение газа,
эксперимент-задача - "вулкан"
7 мин 10 сек
В этом видео семь фрагментов, каждый из которых представляет собой самостоятельный опыт, ярко демонстрирующий тот или иной признак химической реакции.
1. и 2. (Образование осадков и растворение осадков) можно использовать как: а) демонстрацию окрашенных катионов (их мало по сравнению с бесцветными); б) способ получения нерастворимых оснований; в) образец мгновенной реакции ионного обмена в теме «ТЭД»; г) гидратированные ионы меди, кобальта, никеля представляют собой комплексные соединения глубокой окраски в отличие от безводных солей; д) хорошо виден гидроксид тетраамин меди как комплексное соединение яркосинего цвета.
3. Полезно показать, как выглядит иодид свинца и на уроке «Галогены», и в уроке «Рb»
4. Сульфат бария в теме «Сера» и в «Металлы II группы» как качественную реакцию.
5. Широко применяющуюся реакцию образования хромата серебра и в теме «Хром» и в теме «Серебро». В последнее время вопросы про цветные осадки всё чаще используют и на ЕГЭ, и на олимпиадах разного уровня.
6. Взаимодействие оксида фосфора с водой можно повторить в теме «Кислотные оксиды и их свойства», а также в теме «Фосфор и его соединения».
7. Выделение газа при действии кислоты на карбонат – и как качественную реакцию на карбонат, и на любую кислоту; и как способ получения газа в реакциях ионного обмена в теме «ТЭД»
8. Разложение дихромата аммония полезно рассмотреть как а) свойство соли аммония к разложению, а также к окислению; б) свойство хрома в степени окисления +6 иметь соответствующую окраску и быть окислителем; в) образец реакции внутримолекулярного окисления-восстановления; г) реакцию, где признаки реакции подсказывают, какие продукты реакции образовались. Темы: «Соли аммония», «Хром и его соединения», ОВР.
6 мин 40 сек
Хроматография – один из распространённых методов разделения однородной смеси. Широко применяется для анализа. После демонстрации опыта можно предложить школьникам выполнить его в домашних условиях, взяв в качестве элюента столовую ложку водки или этилацетата (продается как жидкость для снятия лака).
8 мин 40 сек
Классический опыт о различии смеси и сложного вещества. Можно повторить его в теме «Расчёты в химии», пояснив, что в чистоте этот опыт надо вести между 2 г серы и 3,5 г железа. Это обеспечит равенство количества частиц, а поэтому и отсутствие избытка.
1 мин 40 сек
Опыт классический, простой и изящный, и имеет важное мировоззренческое значение. Современному человеку в нем все понятно: если ничего не добавлять и ничего не выпускать, то и масса не будет меняться, но до XVII века это было совсем не очевидно и очень спорно. Закон сохранения массы исторически понимался как одна из формулировок закона сохранения материи. Одним из первых его сформулировал древнегреческий философ Эмпедокл (V век до н. э.). В 1673 году опыты Роберта Бойля поставили закон сохранения массы под сомнение — у него при химической реакции с нагреванием вес вещества увеличился. Бойль из этого сделал вывод, что носитель теплоты («флогистон», по тогдашней терминологии) имеет вес. Эта гипотеза восстанавливала доверие к сохранению массы. Однако сразу после публикации Бойля французский химик Шерубен д'Орлеан (1679 год) указал на ошибку Бойля: увеличение веса происходило за счёт воздуха, а в запаянном сосуде вес сохранялся неизменным. Позднее, в 1755 году об этом писал и М. В. Ломоносов в письме Л. Эйлеру, на основании чего в СССР именно М.В. Ломоносова объявили автором закона.Лавуазье в «Начальном учебнике химии» (1789) привёл точную количественную формулировку закона сохранения массы вещества, однако не объявил его каким-то новым и важным законом, а просто упомянул мимоходом как давно известный и достоверно установленный факт.
Следует обратить внимание на сосуд Ландольдта:
он обеспечивает важное условие соблюдения закона –
замкнутость системы.
1 мин 30 сек
Очень важный опыт. Его необходимо непременно показать. Можно в качестве «затравки» для создания проблемной ситуации. Можно в качестве иллюстрации к объяснению. Можно в конце урока для закрепления и подведения итогов. Всё зависит от состава класса и цели урока.
4 мин 20 сек
В этом опыте приводятся модели следующих веществ: Н2, O2, H2O, SO3, CO2, NH3, CH4, S8, P4O10. Показать модели молекул, если нет возможности провести это лабораторно, можно на одном из первых уроков, в теме «Индексы и коэффициенты». Очень уместны эти модели будут и на уроке «Типы кристаллических решеток». Можно обратить внимание на линейность, а значит, и неполярность молекулы углекислого газа и плоскостное строение, а значит, и полярность молекулы серного ангидрида. Вследствие этого – разница в свойствах: точках кипения и отношение к воде. Эти же модели можно использовать и на уроке о типах гибридизации для расширения кругозора и закрепления материала, например, задав такие вопросы:
а) сколько σ- и π- связей в молекулах углекислого газа и серного ангидрида;
б) каков тип гидридизации атомов углерода и серы в этих соединениях.
Конечно, эти модели можно продемонстрировать в соответствующих уроках по неорганической химии (кроме молекулы кислорода).
7 мин 10 сек
Здесь сняты ампулы 22 простых веществ с краткой аннотацией их свойств.
Это (по порядку): In, Al, Br2, Si, Cu, Au, Ag, Co, Ga, Ir, W, Re, Ru, V, Cr, Ta, Ti, Sr, Ba, Cs, Mg, Li. Совсем не обязательно показывать весь фрагмент «за раз». Это несколько утомительно. Разумнее использовать его частями на разных уроках.
5 мин 00 сек
В этом фрагменте показаны два опыта: реакция замещения на примере железа и раствора сульфата меди и реакция разложения на примере основного карбоната меди. Кроме темы «Типы реакций» в 8 классе эти фрагменты можно использовать:
первый опыт
a) в теме «Ряд напряжений металлов» (показать смысл замещения – железо растворяется и на каждый атом железа, перешедшего в раствор, приходится один атом меди, вставший на его место),
б) в теме «Железо» (подчеркнуть, что в данной реакции получается двухвалентное железо),
в) в теме «Медь и её соединения» (цвет ионов меди, цвет металлической меди), покрытия металлов (меднение);
второй опыт
а) классификация солей (демонстрация основной соли),
б) соединения меди,
в) как способ получения оксида меди,
г) в теме «Свойства карбонатов» демонстрация лёгкости разложения,
д) получение углекислого газа и его идентификация.