8 КЛАСС. КИСЛОРОД

2.1 Получение и собирание кислорода: 

    - получение из перманганата калия и собирание способом вытеснения воздуха,

    - получение из перманганата калия и собирание способом вытеснения воды

2.2 Получение кислорода каталитическим разложением    

       бертолетовой соли и собирание способом вытеснения воды

2.3 Горение серы в кислороде

2.4 Горение фосфора в кислороде

2.5 Получение кислорода из селитры, обнаружение кислорода углём и серой 

2.6 Каталитическое разложение перекиси водорода

2.7 Образцы оксидов

Автор идеи, режиссер, продюсер - Разумный Д.В. Постановка опытов, озвучивание - Кокуева Г.Н. Оператор - Вентцель М.П.

Прокатное удостоверение № 216010708 от 09.04.2008

Эти прокатные удостоверения были сделаны в 2008 г. взамен прежних, т.к. материал серии "Школьный химический эксперимент. 8 класс", занимавший  138 минут, вместо двух видеокассет по 70 минут, выпущенных в 2001 г., 

было решено было выпустить на трёх DVD-дисках по 44, 46 и 48 минут.

2.1 Получение и собирание кислорода: 

А) получение из перманганата калия и 

собирание способом вытеснения воздуха

4 мин 10 сек

На этом примере следует подробно обсудить такой вопрос как собирание газообразного вещества. В данном фрагменте как вытеснение воздуха. Отметить его плюсы (всё-таки, собираем, хотя правильнее будет сказать увеличиваем концентрацию, т.е. получаем не 20%-ный, а 30- ,40%-ный воздух) и минусы (из-за маленькой разницы в молярных массах воздуха и кислорода кислород сильно рассеивается). Можно отметить, что для получения используется эндотермическая реакция разложения, знать которую надо.  Она часто встречается в тестах и задачах.

2.1 Получение и собирание кислорода:

Б) получение из перманганата калия

и собирание способом вытеснения воды

3 мин 00 сек

Следует заострить внимание на том, почему газ кислород можно собирать вытеснением воды. Если подготовка класса позволяет, можно обсудить: как изменить опыт, чтобы уменьшить потери? Например, налить в кристаллизатор тёплую (горячую) воду. Или насыпать в кристаллизатор с водой соли.

2.2 Получение кислорода каталитическим разложением хлората калия

2 мин 10 сек

Этот опыт можно использовать и как образец каталитической реакции. Урок «Марганец».  Его следует показать и в теме «Галогены», и  на уроке «ОВР». Хлорат калия – сильный окислитель. Надо помнить, что в РФ работать с ним детям запрещено. Доказано, что при попадании внутрь он не выводится из организма.

2.3 Горение серы в кислороде

1 мин 40 сек

Это – не только реакции горения как химическое свойство простого вещества кислорода. Опыт можно повторить в темах неорганической химии «Сера» и «Фосфор». Эти опыты также являются наглядной иллюстрацией закона действующих масс, влияния концентрации на скорость реакции. Здесь можно привести аналогию с кислородным дутьём в промышленности.

2.4 Горение фосфора в кислороде

См. комментарий к опыту 2.3

2 мин 30 сек

2.5 Получение кислорода из селитры, обнаружение кислорода углём и серой

3 мин 30 сек

Этот опыт больше иллюстрирует окислительную способность нитрат-иона. Собрать кислород при разложении селитры, как известно, нельзя. Поэтому более уместно его предметно обсудить в теме «Азот» и «ОВР». Можно отметить, что смесь калийной селитры, угля и серы, именуемая порохом, при горении даёт другие продукты. Здесь мы имеем цепочку последовательно-параллельных реакций. Реакция очень эффектная, яркая. Демонстрировать её надо при выключенной в лаборатории пожарной сигнализации.  

2.6 Каталитическое разложение перекиси водорода

1 мин 20 сек

Эта реакция в жизни и медицинской практике используется как способ получения атомарного кислорода. Как известно, гем крови тоже содержит каталазу, ускоряющую эту реакцию разложения. Уместно будет о ней вспомнить и в теме «Скорость реакции. Катализ», и в теме «Мn». Диоксид марганца достаточно распространённое вещество.

2.7 Образцы оксидов

0 мин 50 сек

В этом фрагменте показаны твёрдые оксиды: СаО, Fe2O3, P2O5, PbO, CuO, MgO, MnO2. Конечно, их можно просто показать как иллюстрацию к теме «Оксиды».Можно отметить цветные, не белые, порошки. Mожно показать его и для закрепления и опроса, если запустить без звука и попросить школьника назвать вещества и указать тип оксида (основный, амфотерный, кислотный).