3.1 Лабораторный способ получения и собирания водорода,
проверка водорода на чистоту
3.2 Обнаружение продуктов реакции цинка с кислотой
3.3 Взрыв кислорода с водородом
3.4 Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)
3.5 Действие раствора кислот на индикаторы
3.6 Отношение кислот к металлам
3.7 Взаимодействие кислот с основными оксидами
3.8 Демонстрация образцов кислот и солей
3.9 Реакция обмена между оксидом меди и серной кислотой
Автор идеи, режиссер, продюсер - Разумный Д.В. Постановка опытов, озвучивание - Кокуева Г.Н. Оператор - Вентцель М.П.
Прокатное удостоверение № 216010708 от 09.04.2008
Эти прокатные удостоверения были сделаны в 2008 г. взамен прежних, т.к. материал серии "Школьный химический эксперимент. 8 класс", занимавший 138 минут, вместо двух видеокассет по 70 минут, выпущенных в 2001 г., было решено было выпустить
на трёх DVD-дисках по 44, 46 и 48 минут.
3 мин 50 сек
В опыте подробно показан способ получения и собирания водорода в лабораторных условиях. Следует познакомить учеников с устройством и работой аппарата Киппа. Нодо подчеркнуть, что аппарат Киппа сделан из толстостенного стекла, а поэтому не может быть использован для проведения реакций, сопровождающихся заметным тепловым эффектом, или требующих для проведения нагревания. Можно спросить, какие реакции можно проводить в аппарате Киппа. Далее во фрагменте показан лабораторный прибор для получения газов – прибор Кирюшкина. Если предполагается провести лабораторную или практическую работу, то целесообразно показать этот фрагмент школьникам, чтобы их действия были грамотными и осознанными.
1 мин 30 сек
Простой, доступный опыт чрезвычайно важен для школьников с точки зрения сути химической реакции. Можно поставить рядом склянку с хлоридом цинка, показав тем самым, что соли при обычных условиях – твёрдые вещества. Многие из них растворимы в воде. Этот опыт можно повторить в теме «Соли».
1 мин 10 сек
Кроме урока, где изучаются свойства водорода, этот опыт можно использовать в теме «Скорость химической реакции» как пример мгновенно протекающей реакции – взрыва.
1 мин 40 сек
Чрезвычайно важный опыт. Восстановление металлов из оксидов. Также он будет уместен:
- на уроке по теме «ОВР»,
- на уроке про основные оксиды, из которых можно получить металлы с помощью восстановителя,
- в теме «Металлы», как способ получения металлов из оксидов. Следует добавить, что таким образом можно получить не очень активные металлы. Очень активные (щёлочные и щёлочно-земельные) - будут реагировать с водородом с образованием гидридов.
1 мин 10 сек
Этот фрагмент показывает действие индикаторов на кислоты. Для примера взяты слабая органическая уксусная и сильная минеральная соляная. А также два индикатора. Изменение окраски лакмуса видно отчётливо. Изменение окраски метилового оранжевого не так ярко.
2 мин 00 сек
Демонстрируются параллельно три опыта: Аl, Fe и Cu с соляной кислотой. Это только для 8-классников.
3 мин 40 сек
В этом фрагменте два опыта: оксид меди и азотная кислота; оксид магния и соляная кислота. Первый опыт показывает, как правильно нагревать пробирку с реакционной смесью, как появляется признак реакции (голубая окраска гидратированного иона меди). Во втором опыте использован более активный оксид, который реагирует при обычных условиях, но параллельно проходит и растворение карбоната как примесь в оксиде.
1 мин 50 сек
Тема: «Кислоты». Показаны образцы твёрдых кислот: стеариновая, щавелевая, борная и растворы серной, соляной, азотной, уксусной. Тема: «Соли». CaCl2, Na2SO4, ZnSO4, KNO3, K2CrO4, NiSO4. Фрагмент можно использовать в теме «Типы кристаллических решеток» как демонстрацию ионных и молекулярных соединений.
5 мин 50 сек
Классический лабораторный опыт. Даже если таковая лабораторная работа предстоит школьникам, имеет смысл показать заранее, КАК греть, КАК фильтровать, КАК упаривать. А также каков результат эксперимента. Можно обратить внимание на то, как работать с лабораторным штативом: как закрепляется колба, воронка, выпарительная чашка.