4.1 Очистка воды перегонкой
4.2 Разделение смеси веществ делительной воронкой
4.3 Взаимодествие воды и окисидами
3.4 Реакция нейтрализации
4.5 Взаимодействие оксида углерода (IV) с известковой водой
4.6 Взаимодействие оксида углерода (IV) с твёрдым гидроксидом натрия
4.7 Образцы оснований
4.8 Разложение воды электрическим током
Автор идеи, режиссер, продюсер - Разумный Д.В. Постановка опытов, озвучивание - Кокуева Г.Н. Оператор - Вентцель М.П.
Прокатное удостоверение № 216010808 от 09.04.2008
Эти прокатные удостоверения были сделаны в 2008 г. взамен прежних, т.к. материал серии "Школьный химический эксперимент. 8 класс", занимавший 138 минут, вместо двух видеокассет по 70 минут, выпущенных в 2001 г.,
было решено было выпустить на трёх DVD-дисках по 44, 46 и 48 минут.
5 мин 00 сек
Чрезвычайно важный опыт. Он достаточно сложен по подготовке и длителен по времени. Поэтому его демонстрация крайне целесообразна. Кроме того, что можно познакомить учащихся с современным, собранным и работающим прибором для простой перегонки, можно наглядно показать, что растворенные в воде соли при перегонке остаются в маточном растворе. Именно для этого выбрана «цветная» соль меди. Важно обратить внимание, что пока вода испаряется из колбы и конденсируется в приёмнике, температура паров остаётся 100ºС. Это и есть точка кипения. Следует напомнить, что в большинстве случаев (за исключением азеотропных смесей) вещества в смеси сохраняют свои свойства, и поэтому смеси можно разделять. Можно обсудить, как в домашних условиях можно получить дистиллированную воду, например, надев на носик кипящего чайника чистую стеклянную банку. С неё после конденсации паров будут стекать капли чистой воды. В опыте ненавязчиво приведены правила перегонки: противоточное движение воды в холодильнике, использование кипелок, объём исходного раствора по отношению к объёму реакционной колбы, выбор момента окончания перегонки, скорость перегонки.
8 мин 40 сек
В этом фрагменте – два опыта. Первый – разделение смеси воды и подсолнечного масла. Второй – разделение смеси воды и толуола – снят более аккуратно. В нём отчётливо показана точка разделения смеси, что очень важно. Самый большой минус этого опыта состоит в том, что для опыта использована не делительная воронка, а капельная. Следует прокомментировать это для школьников, показать, что они (делительная воронка и капельная) отличаются по форме.
2 мин 20 сек
Тема урока «Оксиды». Опыты лёгкие, яркие. Важно показать разную реакцию оксидов на воду несмотря на внешнюю схожесть (порошки белого цвета). Подчёркнуто, что с водой реагируют активные оксиды. Школьникам важно увидеть и запомнить, что эти два оксида – кальция и фосфора – при обычных условиях вещества твёрдые. Ещё раз проговаривается признак реакции: окраска индикаторов метилоранжа и фенолфталеина.
2 мин 00 сек
Начать следует с того, что это – одна из самых важных мировоззренческих реакций, знать которую важно всем. Поэтому она входит в ФГОС. Опыт наглядно объясняет название этой реакции обмена – реакция нейтрализации. Мы видим превращение раствора кислоты в нейтральный раствор после взаимодействия со щёлочью. Можно добавить, что эта методика – упрощённый вариант титрования. Кислотно-основного титрования сильной кислоты сильной щелочью. Именно поэтому этот опыт уместно повторить в теме «ТЭД. Сильные электролиты. Ионные реакции.» Школьникам станет понятно, почему окраска индикатора стала меняться только при добавлении последних 2 мл шёлочи, а, если быть точнее, окраска индикатора поменяется от одной капли.
1 мин 30 сек
Этот опыт – демонстрация взаимодействия кислотного оксида со щёлочью. Важно обратить внимание школьников в начале эпизода на внешний вид известковой воды. Надо подчеркнуть, что это – бесцветный прозрачный раствор. Затем подробно показан лабораторный способ получения углекислого газа и виден уже результат реакции – мутный раствор. Факт помутнения не выделен а его следует оговорить.
Опыт полезно повторить:
- в теме «Ионные реакции», например, показать этот опыт и предложить написать ионные уравнения;
- в теме «Щёлочи», подчеркнув, что гидроксид кальция – слабая щёлочь;
- на уроках, где упоминается получение и обнаружение углекислого газа.
2 мин 20 сек
Чрезвычайно важный и эффектный опыт. Он достаточно капризный и продолжительный по времени, поэтому его демонстрация в видеозаписи так удобна. Важно его обсудить. Например, задав вопрос, почему бутылка не сжимается сразу после контакта веществ? Реакция щёлочи и углекислого газа проходит мгновенно, это факт. Причина – в экзотермичности этой реакции. Да, газ поглощён, но выделилось много тепла и остатки газа и воздуха в бутылке при нагревании расширяются. Бутылка сжимается постепенно, по мере её естественного охлаждения. Опыт проходит в течение 25–40 минут. Лучше брать бутылку меньшего объёма, эффект становится заметным гораздо быстрее. Если углекислого газа в бутылке очень много, эффект будет очень ярким (бутылка сожмётся так, что ее стенки практически слипнутся), но ждать придётся гораздо дольше. Важно объяснить, почему имеет место поглощение газа (из твердого вещества NaOH и газа СО2 получается твёрдое вещество NaHCO3). Опыт можно повторить в теме «Ионные реакции» и в теме «Углерод».
0 мин 50 сек
В опыте показаны четыре вещества из класса оснований: NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2 и Fe(OH)3. Очень важно показать, что при обычных условиях это – твёрдые, нелетучие вещества. Опыт правильно повторить в теме «Типы кристаллических решёток», показав, что основания – вещества ионного строения, имеют все свойства ионных соединений.
2 мин 40 сек
Этот опыт мало кто показывает «вживую», тогда как важность этого опыта трудно переоценить. Он длится около часа, и его демонстирируют, если есть цель доказать получение водорода и кислорода, как продуктов реакции. Опыт важно показать в темах:
- «Реакции разложения»;
- «ТЭД» напомнив, что вода вещество прочное и разрушается электрическим током;
- «Электролиз», подчеркнув, что в воду был добавлен электролит, так как дистиллированная вода ток не проводит;
- «Закон Авогадро. Молярный объём газов», подчеркнув различие в объёмах газов на катоде и аноде.
Следует обратить внимание, что объём водорода более, чем в два раза превосходит объём кислорода потому, что растворимость в воде кислорода гораздо выше, чем растворимость водорода.