Урок изучения нового матерала (урок-исследование) в 9-м классе
Князева Марина Викторовна, МБОУ СОШ № 39, г. Белгород
Цели:
образовательная: обеспечить усвоение знаний учащихся по классификации, составу и свойствам спиртов, их применению;
воспитательная: формировать стремление к здоровому образу жизни, развивать коммуникабельность, интерес к предмету;
развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний; развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи (состав – строение – свойства).
Задачи:
организация проблемно-поисковой деятельности; работа в группах; проведение самостоятельной работы по вариантам; эксперимент; обсуждение результатов; формулирование выводов.
Использованные источники:
1. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267, [5] с.: ил.
2. Альбом «Спирты и фенолы» http://razumdv.ru/Спирты-и-фенолы/
3. Войнова Т. А. Медиаурок по теме: «Спирты»//Химия в школе. – 2011. – №3. – С. 41-45.
4. Материалы по запросу «видео алкоголь просмотр» на ресурсах http://video.mail.ru , http://rutube.ru, http://www.youtube.com
5. Химический энциклопедический словарь Гл. ред. И. Л. Кнунянц. – М.: Советская Энциклопедия, 1983. 792 стр.
6. Онлайн-словарь http://www.dict.t-mm.ru/all/cpirtyi.html,
сайт «Химик. Сайт о химии» http://www.xumuk.ru,
химическая энциклопедия http://www.xumuk.ru/encyklopedia/,
советская энциклопедия http://www.xumuk.ru/bse/,
справочник по веществам http://www.xumuk.ru/spravochnik/a.html.
Пояснения для учителя выделены курсивом.
Девиз урока: «Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не одной только памяти» (Л. Н. Толстой).
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Учитель демонстрирует научный видеофлэш-ролик «Алкоголь и печень» (фрагмент №3)[4].
Вопрос. О чём пойдёт речь на уроке?
Вопрос. Какую проблему вы увидели в данной теме?
Названные учащимися проблемы учитель записывает на доске. Например:
спирт вызывает алкоголизм;
деградация личности;
спирты — это класс органических соединений.
Вопрос. Что вы знаете о спиртах?
II. Изучение нового материала.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПИРТОВ.
Учитель организует исследовательскую деятельность учащихся — работу с первоисточниками.
Вопрос. Используя энциклопедические словари [5, 6], определите понятие «спирты». Обсудите, какое определение более ёмкое, научное. Сравните с определением спиртов в тексте параграфа (Габриелян О. С. Химия. 9 класс).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА СПИРТОВ.
Учитель демонстрирует слайд презентации с формулами некоторых спиртов:
1)СН-СН2 -СН2ОН 2) СН2ОН-СН2ОН 3) СН2ОН-СНОН-СН2ОН 4) СН3ОН
Вопрос. По какому признаку можно классифицировать спирты? Попробуйте предложить свою схему классификации.
Выслушав ответы учащихся, учитель демонстрирует слайд со схемой.
СН3 - СН2
I
OH
СН2 - СН2
I I
OH OH
СН2 - СН2 - СН2
I I I
OH OH OH
Затем учитель демонстрирует формулы и названия некоторых спиртов:
СН3 — СН — СН2 2-метилпропанол-1
I I
СН3 ОН
СН2 — СН2 этандиол-1,2 (этиленгликоль)
I I
ОН ОН
СН2 — СН — СН2 пропантриол-1,2,3 (глицерин)
I I I
ОН ОН ОН
Вопрос. Сформулируйте правила номенклатуры спиртов.
Вопрос. Назовите спирты по формулам:
СН3-СН2-СН2-СН2ОН
СН3-СН2-СНОН-СН3
3. ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ СПИРТОВ.
Организация проблемно-поисковой деятельности. Работа с текстом учебника. Работа в группах.
Задание 1-ой группе. Ознакомьтесь со статьёй учебника (с. 210) Метанол. Опишите влияние метанола на организм человека.
Задание 2-ой группе. Ознакомьтесь со статьёй учебника (с. 210) Этанол. Выпишите ключевые слова.
Задание 3-ей группе. Ознакомьтесь со статьёй учебника (с. 213) Этиленгликоль. Опишите области применения этого спирта.
Задание 4-ой группе. Познакомьтесь со статьёй учебника (с.214) Глицерин. Опишите области применения этого спирта.
Обсуждение результатов.
4. ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРТОВ.
Просмотр демонстрационных опытов из альбома "Спирты и фенолы"
Опыт 1. Сравнение спиртов в гомологическом ряду. Задание №1. На основании просмотренного фрагмента постройте график зависимости растворимости спиртов в воде от строения спирта. Сделайте вывод.
Опыт 3. Взаимодействие глицерина с натрием. Задание №2. На основании просмотренного фрагмента постройте график зависимости скорости реакции взаимодействия спиртов с мет.Na от строения спирта. Сделайте вывод.
Опыт 4. Растворение глицерина в воде. Задание №3. Пользуясь материалами просмотренного фрагмента, расскажите о физических свойствах глицерина. Сравните со свойствами этанола и метанола. Что общего? В чём различия?
Опыт 5. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II). Задание №4. Пользуясь материалами просмотренного фрагмента, расскажите о химических свойствах глицерина. Что является качественной реакцией на многоатомные спирты? Составьте схему реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II). Отметьте цвет образующегося глицерата меди (II).
5. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА (можно провести, составив памятку по изученному материалу).
Предполагаемый ответ
Спирты оказывают негативное воздействие на организм. Особенно ядовит метиловый спирт. Самое незначительное количество его при попадании внутрь разрушает зрительный нерв и вызывает необратимую слепоту, 5-10 мл спирта достаточно для сильного отравления организма. При попадании внутрь 30 мл возможен смертельный исход. Метанол в школе не применяется.
Этиловый спирт — наркотик. При попадании внутрь вследствие высокой растворимости он быстро всасывается в кровь и сильно действует на организм. Препарат вызывает тяжёлые заболевания нервной системы, органов пищеварения, сердца, кровеносных сосудов, психические расстройства. Для проведения опытов учащимся выдаётся в небольших количествах.
Этиленгликоль слабо действует в виде паров, вызывая лишь хронические отравления, практически не раздражает кожу, однако очень опасен при попадании внутрь: 15-20 мл могут вызвать отравление со смертельным исходом.
Работать с этиленгликолем учащиеся могут только при постоянном контроле со стороны учителя или лаборанта.
Первая помощь: очищение, а затем промывание желудка насыщенным раствором соды.
Глицерин нетоксичен.
6. ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (выполнение лабораторных опытов; работа в парах).
Исследование химических свойств спиртов.
1. Горение этилового спирта. В фарфоровую чашку налейте небольшое количество этилового спирта. Подожгите спичкой. За пламенем наблюдайте через тёмную плёнку. Гасите пламя при помощи специальной пластинки. Запишите уравнение реакции.
2. Качественная реакция на многоатомные спирты. Выполните опыты, используя инструкцию на с. 215 учебника [1]
Вопрос. Чем обусловлены химические свойства спиртов?
Вопрос. Попробуйте сформулировать вывод.
Рефлексия
Вопрос. Как вы можете использовать полученные знания?
Вопрос. Изменилось ли ваше отношение к проблемам, поднятым в фильме?
III. Закрепление материала.
Учитель организует дидактическую игру.
На слайде показано игровое поле, состоящее из 12 клеток. Каждой клетке соответствует вопрос. Вопросы различаются по сложности: наиболее простые — 1,4,6,9, наиболее сложные — 3, 8, 10, 11. Клетки с вопросами разной сложности имеют разный цвет.
Учащиеся выбирают вопросы согласно их индивидуальным возможностям и потребностям, т. е. осуществляют сознательный выбор уровня усвоения материала по предмету.
Обсуждение ответов способствует созданию условий для осуществления процесса познания, обмена мнениями и совместной деятельности.
Вопросы
1. Что такое спирты?
2. Какое агрегатное состояние нехарактерно для спиртов при обычных условиях?
3. Какие химические свойства спиртов вы знаете?
4. Какие спирты растворимы?
5. Как можно охарактеризовать физические свойства спиртов?
6. Какие из спиртов ядовиты?
7. Какие свойства метилового и этилового спиртов находят применение?
8. Где применяют спирты?
9. Как называют функциональную группу спиртов - ОН?
10. Как образуют названия одноатомных спиртов?
11. Что такое гигроскопичность?
12. Какова общая формула предельных одноатомных спиртов?
Домашнее задание: §35.
Вопрос 1. Напишите эссе, взяв за основу высказывание: «Вино сообщает каждому, кто пьёт, четыре качества: сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и, наконец, свиньи» (Абу-ль-Фарадж).
Вопрос 2. В Бразилии, Японии и других странах конструируют двигатели внутреннего сгорания, работающие на спиртах. На каком свойстве спиртов основано это применение? Подумайте, в чём преимущества данного вида топлива.