О царствах живой природы
Урок обобщения знаний и объяснения нового материала в 3-м классе
Охрана животных
Сюжет «Береги животных» из альбома «Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей»
Цели урока:
- создание условий для усвоения знаний о Красной книге и животных, которые в
нее внесены;
- формирование целостного взгляда на проблемы сохранности живой природы и
места человека в ней.
Обучающие задачи:
- формировать представления о негативном и позитивном влиянии деятельности
человека на многообразие видов животных;
- сформировать понятие о Красной книге, заповедниках, заказниках;
- познакомить учащихся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу;
- рассмотреть правила поведения в природе, которые должны выполнять люди.
Развивающие задачи:
- расширить и углубить знания детей о животном мире;
- развивать речь, экологическое мышление, умение делать выводы, анализировать
свои ответы и ответы товарищей.
Воспитательные задачи:
- воспитать бережное отношение к природе, животному миру, а также
коллективизм и взаимовыручку.
Пояснительная записка
Данный урок составлен с использованием ИКТ и ТСО. Урок по окружающему миру состоит из слайдов. Каждый слайд разъясняет тему урока, которая была изучена по разделу «О царствах живой природы». Данные слайды помогают раскрыть понятия «Красная книга», повторить, что мир животных разнообразен, что животные – это живые существа, которые дышат, питаются, растут, размножаются. На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос обучающихся, выполнение заданий с использованием раздаточного материала и ИКТ. Это позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на протяжении всего учебного времени. На этапе закрепления нового материала используется просмотр видеосюжета «Береги животных» из альбома «Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей» с целью повышения уровня наглядности, эмоциональности на уроке, формирования устойчивого познавательного интереса к предмету «Окружающий мир», воспитания художественного восприятия природы и любви к животным, развития у учащихся наблюдательности, мышления, памяти.
Урок начинается с организационного момента и мотивации учебной деятельности:
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Далее учащиеся читают стихотворение о природе, которое является девизом урока.
Во время чтения стихотворения на экране чередуются слайды с картинами природы в разное время года.
На этапе «Проверка домашнего задания» переходим к фронтальному опросу по ранее изученной теме «Размножение и развитие животных» с использованием ИКТ.
(6 слайд)
На какие группы можно разделить всех животных?
Какие животные мечут (откладывают) икру?
Какие животные откладывают яйца?
Какие животные рождают живых детёнышей?
Подумай и скажи: какое слово пропущено:
(7 слайд) Яйцо – … – взрослая птица
(8 слайд) Икринка – … – лягушка
(9 слайд) Яйцо – личинка – … – бабочка
(10 слайд) … – малёк – взрослая рыба
(11 слайд) Кто лишний и почему: чайка, бабочка, белка.
(12 слайд) Кто лишний и почему: жук, лебедь, лягушка, крокодил.
Далее идет введение в новую тему.
Постановка проблемы (рассказ–задача), беседа.
Послушайте, какой случай произошел однажды с ежатами…
У ежихи появились маленькие, мягкие, пушистые ежата. Чтобы им не было холодно, мама грела их своим телом. Но ежат надо было и кормить, да оставлять малышей одних страшно: вдруг замерзнут. Если ежиха будет их только греть, то ежата останутся голодными, поэтому ежиха-мать решила пойти и быстро добыть корм для своих детенышей. Вдруг из-за кустов появились мальчишки. Они увидели ежиху и взяли ее домой. Маленькие ежата остались одни. Им холодно и голодно.
Учитель: Как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? (Они погибнут.)
Учитель: Будет ли природе хуже, если погибнут маленькие ежата?
(Это – маленькая рана, нанесенная природе. Ведь в природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. Природе трудно залечивать как большие, так и самые маленькие раны.)
Учитель: Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?
(Надо отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой.)
Учитель: К чему приводит такое отношение людей к природе?
(Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают.)
Учитель: Как вы думаете, это положительное отношение человека к природе или отрицательное? (Отрицательное.)
Учитель спрашивает: «Чтобы животные не исчезли, надо их…? Кто догадался, как называется тема урока?»
Звучит ответ: «Охрана животных».
После этого переходим к изучению основного материала урока.
Учитель обращает внимание учащихся на стенд «Сохраним удивительный мир животных».
На стенде фотографии животных. Звучит тихая музыка.
Учитель спрашивает: «Не правда ли, прекрасны творения природы?! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство. Многие из них занесены в Красную книгу, и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли. Что нам расскажут об этом экологи?»
Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов, сообщениями учащихся о причинах исчезновения животных.
Выступление ребят-экологов.
1-й эколог. На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие – из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественной среды обитания и ее загрязнение.
2-й эколог. С древних времен люди охотились на животных, используя мясо и шкуру. Человек стал убивать большее количество животных, чем ему было необходимо для поддержания жизни. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель. Так, в результате неумеренной охоты исчезли стеллеровы коровы, лошадь тарпан, европейский тур, квагги (вид африканских зебр), странствующие голуби, сумчатые волки.
Учитель рассказывает о том, что начиная с 1600 года на планете Земля вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько не брать у нее, все само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. По вине людей стали редкими многие виды животных. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список Красной книгой (показать Красную книгу).
Учитель спрашивает: «Для чего нужна эта книга?»
Следуют ответы детей, что Красная книга информирует, какие растения или животные находятся в опасности, в беде и нуждаются в охране.
Чтение стихотворения «Красная книга».
Учитель говорит, что Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.
Учитель спрашивает мнение учащихся, почему Красная книга переиздавалась?
Следуют ответы, что появились новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения.
Учитель продолжает объяснение: в нашей стране принимаются меры по охране животных – действует Закон об охране животных и использовании животного мира, создаются заповедники, заказники и природные парки. Помогают спасению редких животных и зоопарки.
Во всем мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Рыбная ловля тоже ограничена. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Когда в заповеднике или зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места.
Животные связаны между собой в цепи питания. Оберегая одних животных, ты помогаешь и другим. Если, к примеру, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветков нужен для питания. Не забывайте и о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, вы помогаете зверям, птицам и насекомым, которые скрываются в их зарослях.
Далее учитель рассказывает о заповедниках, о том что в настоящее время в России 101 природный заповедник и 39 национальных парков. Первый в России Баргузинский заповедник был создан в 1915 году на озере Байкал для сохранения соболя. В Московской области, в городе Серпухове, находится государственный Приокско-террасный заповедник, который был создан 19 июня 1945 года.
Затем идёт необычная физкультминутка – «Песенка защитников природы». Дети поют и одновременно выполняют танцевальные движения.
Учитель рассказывает, что редкими стали бобр, куница, соболь, зубр, белый медведь, розовый фламинго, тигр, журавль стерх, морж, лебедь, самый крупный орел – беркут, жук-красотел, выхухоль и многие другие. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
Учитель спрашивает: «Как вы думаете, для чего животные необходимы людям?»
(Употребляем их в пищу, у некоторых из них ценный мех, кроме того все животные очень красивы и интересны.)
В слайдах основного материала проводится путешествие по страницам Красной книги РФ. Дети делают сообщения о животных, внесенных в Красную книгу РФ.
На этапе закрепления новых знаний учитель предлагает учащимся просмотр видеосюжета «Береги животных» (6 мин 20 с) на DVD-диске «Экология. Правила поведения в природе, или Пять лесных заповедей» ООО «Телекомпании СГУ ТВ». Учитель просит ребят внимательно смотреть, слушать и запоминать всё, что они увидят в видеосюжете.
Далее после просмотра видеосюжета проходит обсуждение.
Учитель задаёт вопросы:
- От чего зависит жизнь животных?
- К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение всех птиц?
(Погибнет урожай, так как птицы уничтожают в день огромное количество вредных насекомых, ловят на полях грызунов, распространяют семена растений, радуют нас своим пением, украшают нашу жизнь.)
- Так что должен делать человек, чтобы сохранить редкие виды животных?
(Запретить охоту на животных, занесенных в Красную книгу.
Создавать как можно больше заповедников, национальных парков для сохранения мест обитания редких видов животных и ограничить доступ населения к месту их пребывания.)
Далее проводится обобщение причин исчезновения животных с нашей Земли.
1. Охота на животных, ради употребения в пищу.
2. Охота на животных из-за ценного меха или ради охотничьего трофея.
3. Охота на животных для получения материала для украшений, например клыков моржей.
4. Гибель животных из-за загрязнения водоемов.
5. Гибель животных из-за ухудшения экологических условий.
Делается вывод о том, что беречь нужно не только редких животных, которые внесены в Красную книгу, но и самых обычных. Это хорошо известные белки, ежи, синицы, дятлы, лягушки и многие другие. Все животные связаны друг с другом. Гибель одних приводит к гибели других. В природе нет ни вредных, ни полезных животных. Вредными или полезными они могут быть только для человека.
Две ученицы читают стихотворения Бориса Заходера «Про всех на свете».
Учитель говорит ученикам, что жизнь животных часто зависит от них, от их поведения в природе.
Учитель просит назвать правила поведения в природе. Дети называют правила.
Затем ребята выполняют индивидуально самостоятельную работу на листочках с последующей проверкой и разгадывают кроссворд. Дети читают выделенное по вертикали слово «Береги».
Учитель спрашивает: «Что должен делать человек, чтобы сохранить редкие виды животных?»
(Запретить охоту на животных, занесенных в Красную книгу.
Создавать как можно больше заповедников, национальных парков для сохранения мест обитания редких видов животных и ограничить доступ населения к месту их пребывания.)
Берегите и охраняйте природу. Как можно и как нельзя относиться к ней, вы уже знаете и умеете. Но еще больше предстоит узнать и научиться. По тому, как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
Животные – часть природы. Природа, как раненая птица, кричит и просит о помощи.
Затем учитель читает слова М. М. Пришвина:
«Мои милые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца, с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Двое учащихся читают стихотворение «Опомнись, вздрогни, человек!»
Урок заканчивается подведением итогов.
Затем даётся домашнее задание – чтение статьи учебника и работа в рабочей тетради на печатной основе.
Актуальность данного урока состоит в том, что при помощи слайдов презентации и просмотра видеосюжета «Береги животных» обучающиеся могут обобщить, закрепить и сделать вывод по изученному материалу. Для формирования осознанного восприятия правил в видеосюжете объяснено, почему то или иное делать не следует, и показаны варианты альтернативных действий.
Видеосюжет обладает высокой эмоциональностью, что помогает формированию внутренней позиции настоящего гражданина.