Раздел: «Развитие речи (пересказ)».
Используется сюжет: «Птицы на кормушках» из альбома «Двенадцать месяцев. Февраль».
Сюжет применяется в середине занятия, для подготовки к пересказу и лучшему пониманию темы занятия, усилению наглядности.
Перед просмотром сюжета детей просят внимательно посмотреть на экран и обратить внимание, как ведут себя птицы зимой.
После просмотра сюжета могут быть заданы вопросы:
Какие птицы прилетают на кормушку?
Зачем вешают кормушки?
Что можно положить в кормушку?
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Учить пересказывать с опорой на серию сюжетных картинок.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширение и активизация словаря по теме;
- совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие:
-развитие навыков связного рассказа с опорой на серию сюжетных картинок;
- упражнение в подпоре синонимов;
- упражнение в употреблении предлогов.
- упражнение в отгадывании птиц по их описанию.
Коррекционно-воспитательные:
- развитие внимания и логического мышления;
- воспитание у детей интереса к поведению пернатых обитателей природы,
бережного отношения к ним.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки к рассказу «Кармашка», мультимедийная установка.
Предварительная работа: логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы», направленное на знакомство с новым материалом и расширение словаря; занятия воспитателей по ознакомлению с окружающим миром, рисование, лепка.
Ход занятия
Введение в занятие и создание положительного настроения.
Дети в кругу. Выполняют движения по тексту вместе с логопедом.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй друг,
Здравствуй друг,
Здравствуй наш весёлый круг!
2.1. Кормушка. У кормушки птицы. Кто лишний
(снегирь, сорока, ласточка, воробей, кукушка, голубь, ворона, синица)?
2.2. «Где птичка?» Практическое употребление в речи предлогов.
Сорока летит над домом.
Голубь сидит на земле.
Синица сидит в кормушке.
Ворона сидит на ветке.
2.3. «Узнай по описанию».
Пёстрый, серо-коричневый, шустрый, драчливый, смелый (воробей).
Красногрудый с чёрной шапочкой, крупнее воробья, важный, несуетливый (снегирь).
Желтогрудая, размером с воробья, юркая, весёлая, задорная со звонкой песенкой (синица).
Красноголовый в чёрном фраке, больше воробья и снегиря, неутомимый лесной барабанщик (дятел).
Пёстрая, светло-коричневая, большеглазая, размером с дятла, бесшумная, активная ночью и малоподвижная днём (сова).
2.4. Физминутка.
«ВОРОБЕЙ»
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. |
(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.) |
Воробушек – пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей.
|
(Дети встают лицом к кругу, идут приставным шагом. “Воробей” пытается “вылететь” из круга; “голуби”, взявшись за руки, не пускают его.)
|
2.5. Просмотр фильма «Птицы на кормушках» (альбом «Двенадцать месяцев. Февраль»).
Давайте сейчас внимательно посмотрим видеосюжет. После чего вы догадаетесь, о чем мы с вами продолжим разговор.
2.6. Составление рассказа.
Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
Почему дети решили сделать кормушку?
Что им для этого понадобилось?
Где дети повесили кормушку?
Кто с радостью прилетал к кормушке?
Как нужно заботиться о птицах зимой?
Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.
Логопед просит придумать имена детям.
Примерный пересказ.
Логопед зачитывает примерный рассказ детей:
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил её на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
Пересказы детей.
2.7. Рассказы детей.
Логопед просит детей ещё раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Спросить детей, о том, что им понравилось в занятии? Каких зимующих птиц они знают? Зачем нужно делать кормушки для птиц?