Используются сюжеты:
- «Первоцветы» из альбома «Двенадцать месяцев. Апрель»;
- «Птицы весной» из альбома «Осёдлые и перелетные птицы».
Программное содержание
• развивать логическое мышление – учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и последовательность явлений в живой природе в весенний период
• формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде
• развивать умение анализировать и синтезировать названия весенних месяцев.
• воспитывать любовь к родной природе, формировать умение ценить ее красоту и разнообразие
Цели
• развивать представление о времени года
• систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной
• познакомить детей с профессией лесника
• воспитывать уважение детей к профессии лесника
• формировать любовь к родному краю, воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: водоплавающие, насекомоядные, линька, лесник, хохлатка, ветреница, подснежник, медуница, волчье лыко.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы «Весна в лесу» И. Соколова-Микитова, «Весенние ручьи» И. Сладкова. Повторение стихов о весне «Весна» Ф. Тютчева, «Весенняя песенка» С. Маршака.
Наблюдение на прогулке за природными явлениями в весенний период.
Просмотр телепередач вместе с родителями на заданную тему.
Чтение и заучивание стихов, загадок, пословиц о перелётных птицах.
Дидактические игры.
Настольно-печатные игры на заданную тему.
Рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц.
Рассматривание иллюстраций с изображением весенних цветов.
Задачи
• воспитывать бережное отношение к природе.
• расширять и систематизировать знания детей о перелетных птицах, первоцветах, обогащать знания детей о профессиях (знакомство с профессией лесника).
• развивать познавательные способности детей (память, мышление, внимание, словарный запас) с помощью специально организованных игр и упражнений.
• развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.
Материал к занятию
Рисунки птиц: грач, скворец, жаворонок.
Рисунки цветов: хохлатки, подснежники, мать-и-мачеха, ветреница.
Две вазы с ветками.
На каждого ребёнка: карточки с изображением геометрических фигур.
сюжеты из альбомов «Двенадцать месяцев. Апрель» и «Оседлые и перелётные птицы».
Проектор с набором слайдов.
Музыкальное сопровождение: CD-диск с песенкой из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Методика проведения занятия
Воспитатель. Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И не бегемот конечно,
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит:
Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Весна. Какая она?
Дети. Нежная, радостная, звонкая, тёплая.
В. Что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко?
Д. Тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, расцветают цветы.
В. А чем пахнет весна?
Д. Талым снегом, цветами.
В. Какие звуки мы слышим весной?
Д. Журчание ручья, капель, треск льда, щебет птиц.
(дети сели на ковер)
Игра «Подскажите словечко»
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки).
Картинка на экране (проталины).
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу.
Звонко капает… (капель).
Картинка на экране (капель).
На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лёд идёт,
Это значит… (ледоход).
Картинка на экране (ледоход).
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась… (верба).
Картинка на экране (верба).
В. А сейчас найдите родственные слова к слову «весна».
Д. Веснушки, веснянка, весенний.
В. О чём можно сказать «весенний»?
Д. Ручеёк, дождь, день, сад.
В. Весенняя?
Д. Трава, лужа, проталинка, капель.
В. Весеннее?
Д. Облако, солнце, небо, утро.
В. У каждого времени года есть свои три месяца. Назовите весенние
(подходим к доске).
Д. Март, апрель, май.
В. Март в народе называют «протальник», почему? (ставлю чёрный квадрат)
Д. Потому что в лесу появляются первые проталинки.
В.Апрель – «снегогон», почему? (синий квадрат)
Д. Потому что снег тает.
В. Май – «травень», почему? (зелёный квадрат).
Д. Потому что появляется первая трава.
В. В каком месяце весна ранняя?
Д. В марте.
В. В каком месяце поздняя?
Д. В мае.
В. А теперь мы с вами отправимся в путешествие к леснику. Это человек, который следит за лесом, помогает животным, следит, чтобы не возникали пожары, чтобы никто не мусорил в лесу, не разорял птичьи гнезда, не ломал деревья, не ловил животных. А на чём мы отправимся? Нужно отгадать загадку:
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
Д. Поезд.
В. Правильно, поезд. А для того чтобы занять места в вагоне, нужно получить билет. На каждом билете геометрическая фигура, которая соответствует фигуре на спинке стула. Дети садятся в соответствии с геометрическими фигурами на стуле.
А теперь мы с вами отправляемся в путешествие. Смотрите на экран.
Просмотр сюжета «Первоцветы». (03:30)
Вот мы и приехали! Выходите на полянку. Давайте поиграем.
В. Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.
Игра подвижная «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)
(подходим к доске)
В. А как называются цветочки, которые самые первые появляются из земли?
Д. Первоцветы.
В. Как называется цветочек желтого цвета?
Д. Мать-и-мачеха.
В. А какие ещё вы знаете первоцветы?
Д. Хохлатка, подснежник, ветреница, печеночница, медуница, волчье лыко.
В. Скажите, дети, а можно рвать цветы в лесу?
Д. Нет.
В. Правильно. Посмотрите. Первоцветов не так много. Если люди их будут рвать, их вообще не останется. Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу, т. е. охраняются законом.
А теперь поиграем в игру.
Игра «Подбери листок к цветку»
В. Продолжаем наше путешествие. Садимся в поезд.
(Дети садятся на стульчики)
Просмотр сюжета «Птицы весной». (2.10)
В. Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Чем питаются грачи?
Д. Поедают насекомых и их личинок.
В. За грачами прилетают скворцы. Главная забота прилетевших птиц – жильё. Мы можем им помочь. Как?
Д. Построить и развесить скворечники и синичники.
В. В конце апреля прилетают дрозды. Гнёзда дрозды делают высоко в ветках
деревьев. После строительства гнёзд другая забота птиц – прокормить своё потомство.
В. Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, например грачи, зяблики. Для них важны проталины, где они могут собирать семена.
Чуть позже, как только вскроются ото льда водоемы, – водоплавающие. Примерно в это же время прилетают и хищники: на проталинах можно ловить мышей, ящериц и прочую живность.
Самыми последними прилетают насекомоядные, ведь они питаются исключительно насекомыми (мухами, мошками, комарами, жучками). Трясогузки, стрижи, ласточки.
Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.
Игра «Расставь птиц (грач, скворец, дрозд)»
Дети делятся на три подгруппы у каждой свой домик (обруч). По команде воспитателя дети занимают свой домик, когда назовут название их птицы.
В. У всех зверей весной происходит линька: густая шерсть меняется на более редкую. Как изменяют свою окраску заяц и белка.
Д. Заяц был белым – стал серым.
Белка была серой – стала рыжей.
В. Кто просыпается после спячки?
Д. Медведь, барсук, ёж.
В. Просыпается, оживает каждое дерево.
(Подходим к вазам с ветками.)
Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они набухают и лопаются и появляются первые листья.
(На первых ветках – листья, на вторых – почки набухли)
В. Ну вот, ребята, мы с вами гуляли по лесу и, наконец, дошли до домика лесника.
На экране появляется изображение лесника. Лесник – это человек, охраняющий лес. Это такая профессия. Он отвечает за лес. Каждый лесник должен хорошо знать свой лес, заботу о котором доверило ему государство. Хороший лесник знает свой лес очень хорошо. Каждое дерево, каждую полянку, каждую тропинку, каждый ручеёк. Лесники ведут большую работу по охране леса от пожаров, следят, чтобы в лесу не рубили деревья и не устраивали мусорных свалок.
Главные беды леса – пожары от костров, самовольные рубки живых деревьев и мусор.
В. Можно ли в лесу жечь костры?
Д. Нет.
В. Правильно, от костров возникают пожары.
В. Дети, скажите в лесу можно рубить деревья?
Д. Нет.
В. Правильно, без разрешения лесника можно только собирать упавшие ветки, а рубить
деревья нельзя.
В. Можно ли в лесу оставлять мусор?
Д. Нет.
В. Правильно, мусор из леса надо выносить с собой и выбрасывать в мусорные
контейнеры.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд на свои места. (На экране появляется изображение поезда звучит песенка из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)
Вот мы с вами и приехали в наш детский сад.
(Дети встают со стульчиков.)
Итоги