Цели
воспитывать интерес, любознательность, бережное отношение к природе
учить видеть красоту растений (первоцветов), находить отличительные особенности
обогащать словарный запас, развивать речь, учить детей отвечать на вопросы воспитателя
воспитывать желание слушать и соотносить его с увиденным
через рисунок передавать красоту первоцветов
Программное содержание обучения
внимательно смотреть видеосюжет, выделять главные особенности строения цветка, его внешнего вида, среду обитания, сходства и отличия
учить соотносить впечатления поэтического слова: музыки с видеосюжетом о природе
Методы и приемы активизации детей: добиваться, чтобы ребенок сам определял сочетание первоцветов с музыкой, цвет и настроение в музыке.
Методы умственного поиска: вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись, прочитай стихи, ответь на вопросы, созвучные сюжету и музыке.
Словарная работа: названия первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник, медуница, ветреница, гусиный лук, чистяк, хохлатка, печеночник, волчье лыко).
Материал: видеосюжет «Первоцветы» и «Пробуждение растений» из альбома «Двенадцать месяцев. Апрель», материал для рисования, искусственные цветы подснежники, иллюстрации с изображением первоцветов, угощение для детей.
Предшествующая работа: на прогулке дети наблюдали природу, отмечали признаки весны, читали рассказы, стихи о весне, рисовали раннюю весну.
Ход занятия
Часть I
Короткая беседа о весне
Воспитатель:
Какое сейчас время года? (Весна)
Назовите второй месяц весны? (Апрель)
Пословица: Апрель, апрель на дворе звенит капель.
Воспитатель: Вашему вниманию предлагаю посмотреть видеосюжет о весне, о первых весенних цветах. Внимательно посмотрите его и прослушайте, какая прозвучит музыка, что скажет диктор о весне, о первых цветах.
(Используется сюжет «Первоцветы» из альбома «Двенадцать месяцев. Апрель». )
Воспитатель: Во время просмотра видеосюжета звучала красивая музыка. Как называется произведение? (П. И. Чайковский «Подснежник»)
Воспитатель: Какая зазвучала музыка грустная или веселая? Быстрая или медленная? (Примерные ответы детей: грустная, медленная.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в цветы. Выходите на полянку.
Физкультминутка
Импровизированная поляна с подснежниками, дети исполняют пластический этюд-импровизацию «Подснежники». Движения импровизированные или по показу воспитателя.
Воспитатель: Молодцы, у вас получился очень красивый танец. А сейчас я предлагаю вам пройти в маленькую художественную галерею.
Часть II
Воспитатель: Художники пишут картины о природе. Композиторы сочиняют музыку о природе. Поэты пишут стихи о природе. Давайте вспомним, какие стихи мы знаем. Предлагаю вам почитать стихи о весне, цветах, природе.
Дети читают стихи по программе.
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам...
Фёдор Иванович Тютчев
Холодная весна
Уже весна в календаре,
Но всюду лужи во дворе,
И сад пустой и голый.
Везде вода течет рекой,
Давно пора сажать левкой
На клумбах перед школой.
Давно купили семена,
И вдруг — холодная весна.
Агния Барто
После половодья
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
Иван Алексеевич Бунин
Часть III
Воспитатель: Как много мы узнали о растениях леса! Какие еще первоцветы вам известны?
Ответы детей: Мать-и-мачеха, подснежник, медуница, ветреница, гусиный лук, чистяк, хохлатка, печеночница, волчье лыко.
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть на эти растения и полюбоваться их красотой. Детям предлагается сюжет «Пробуждение растений» из диска «Двенадцать месяцев. Весна».
Воспитатель: А еще необычные первоцветы: чистяк, печеночница, волчье лыко.
Демонстрация видеосюжета. В процессе просмотра краткие вопросы к детям:
Какого цвета цветки у растения?
Чем они отличаются друг от друга?
Продуктивная деятельность
Дети, сейчас постарайтесь нарисовать первоцветы: мать-и-мачеху или подснежники. Вспомните строения цветка, стебля, листьев (рекомендуется остановить изображение для демонстрации картинки).
Рисунки выполняются красками. Во время рисования может звучать классическая музыка П. И. Чайковского «Подснежник».
В конце занятия выставка детских рисунков.