"Весна идёт - весне дорогу"

Занятие по экологическому воспитанию детей старших и подготовительных групп Птицына Марина Юрьевна

заведующая ДОУ № 16 "Забава" г. Королёв, Московской обл. 

Цели

  • воспитывать интерес, любознательность, бережное отношение к природе

  • учить видеть красоту растений (первоцветов), находить отличительные особенности

  • обогащать словарный запас, развивать речь, учить детей отвечать на вопросы воспитателя

  • воспитывать желание слушать и соотносить его с увиденным

  • через рисунок передавать красоту первоцветов

Программное содержание обучения

  • внимательно смотреть видеосюжет, выделять главные особенности строения цветка, его внешнего вида, среду обитания, сходства и отличия

  • учить соотносить впечатления поэтического слова: музыки с видеосюжетом о природе

Методы и приемы активизации детей: добиваться, чтобы ребенок сам определял сочетание первоцветов с музыкой, цвет и настроение в музыке.

Методы умственного поиска: вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись, прочитай стихи, ответь на вопросы, созвучные сюжету и музыке.

Словарная работа: названия первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник, медуница, ветреница, гусиный лук, чистяк, хохлатка, печеночник, волчье лыко).

Материал: видеосюжет «Первоцветы» и «Пробуждение растений» из  альбома  «Двенадцать месяцев. Апрель», материал для рисования, искусственные цветы подснежники,  иллюстрации с изображением первоцветов, угощение для детей.

Предшествующая работа: на прогулке дети наблюдали природу, отмечали признаки весны, читали рассказы, стихи о весне, рисовали раннюю весну.

Ход занятия

Часть I

Короткая беседа о весне

Воспитатель:

  • Какое сейчас время года? (Весна)

  • Назовите второй месяц весны? (Апрель)

Пословица: Апрель, апрель на дворе звенит капель.

Воспитатель: Вашему вниманию предлагаю посмотреть видеосюжет о весне, о первых весенних цветах. Внимательно посмотрите его и прослушайте, какая прозвучит музыка, что скажет диктор о весне, о первых цветах.

(Используется сюжет «Первоцветы» из альбома «Двенадцать месяцев. Апрель». )

Воспитатель: Во время просмотра видеосюжета звучала красивая музыка. Как называется произведение? (П. И. Чайковский «Подснежник»)

Воспитатель: Какая зазвучала музыка грустная или веселая? Быстрая или медленная? (Примерные ответы детей: грустная, медленная.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в цветы. Выходите на полянку.

Физкультминутка

Импровизированная поляна с подснежниками, дети исполняют пластический этюд-импровизацию «Подснежники». Движения импровизированные или по показу воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, у вас получился очень красивый танец. А сейчас я предлагаю вам пройти в маленькую художественную галерею.

Часть II

Воспитатель: Художники пишут картины о природе. Композиторы сочиняют музыку о природе. Поэты пишут стихи о природе. Давайте вспомним, какие стихи мы знаем. Предлагаю вам почитать стихи о весне, цветах, природе.

Дети читают стихи по программе.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –  
Всё вторит весело громам...

                                          Фёдор Иванович Тютчев

Холодная весна

Уже весна в календаре,
Но всюду лужи во дворе,
И сад пустой и голый.

Везде вода течет рекой,
Давно пора сажать левкой
На клумбах перед школой.

Давно купили семена,
И вдруг — холодная весна.

                                            Агния Барто

 

 После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

                            Иван Алексеевич Бунин

 

Часть III

Воспитатель: Как много мы узнали о растениях леса! Какие еще первоцветы вам известны?

Ответы детей: Мать-и-мачеха, подснежник, медуница, ветреница, гусиный лук, чистяк, хохлатка, печеночница, волчье лыко.

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть на эти растения и полюбоваться их красотой. Детям предлагается сюжет «Пробуждение растений» из диска «Двенадцать месяцев. Весна».

Воспитатель: А еще необычные первоцветы: чистяк, печеночница, волчье лыко.

Демонстрация видеосюжета. В процессе просмотра краткие вопросы к детям:

  • Какого цвета цветки у растения?

  • Чем они отличаются друг от друга?

Продуктивная деятельность

Дети, сейчас постарайтесь нарисовать первоцветы: мать-и-мачеху или подснежники. Вспомните строения цветка, стебля, листьев (рекомендуется остановить изображение для демонстрации картинки).

Рисунки выполняются красками. Во время рисования может звучать классическая музыка П. И. Чайковского «Подснежник».

В конце занятия выставка детских рисунков.