Осень. Изменения в природе

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических представлений

у детей с общим недоразвитием речи cтаршего дошкольного возраста

 

Карпова Елена Владимировна, Нессонова Людмила Константиновна

учителя-логопеды, ГБОУ детский сад № 735 г. Москвы

Используется сюжет «Приметы осени» из альбома «Двенадцать месяцев. Сентябрь»

Видеосюжет используется в середине занятия.
 

Педагогическая целесообразность использования:

1. Наглядный материал в виде познавательного сюжета является незаменимым помощником при ознакомлении дошкольников с ОНР с  явлениями природы, особенно в условиях города, где педагог лишен возможности продемонстрировать большинство явлений природы.
2.  Строгая дозированность и методическая грамотность видеоматериала, даёт возможность педагогу

- длительно удерживать интерес детей,

- простым нажатием кнопки «пауза» остановиться на наиболее интересном или наоборот непонятном моменте, лучше рассмотреть редкие, быстротечные явления природы,

- повторить его, что особенно важно для детей с ОНР,

- соблюдать нормы СанПина при организации видеопросмотров.
3.  После просмотра познавательного фильма дети значительно лучше усваивают знания. Особенно хочется отметить, что у детей возникает потребность в передаче этих знаний родителям и другим детям, ведь для детей это большое событие - «смотреть кино на занятии»

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ТЕМА: «ОСЕНЬ» (обобщение)

 

1.Организационный момент: Используются варианты: сообщение темы занятия, отгадывание загадок или отбор картинок  о соответствующем времени года и т.д.

 

2. Основная часть:

2.1. Просмотр фрагмента познавательного фильма

2.2. Краткое обсуждение содержания (несколько основных обобщающих фраз о чем данный фрагмент)

 

3. Физкульт-минутка (речедвигательные упражнения, подобранные по тематике.)

 

4. Закрепление знаний в игре и более подробное обсуждение просмотренного фильма, подкрепленное картинным материалом.

 

5. Итог занятия. Уточняющие вопросы.

 

ЦЕЛИ:

  1. Закрепление представлений об осени и её приметах.
  2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».
  3. Совершенствование грамматического строя речи.
  4. Развитие связной речи.

 

ЗАДАЧИ:

  1. Закрепить представления детей об основных признаках осени.
  2. Закреплять у детей навык подбирать слова, подходящие по смыслу.
  3. Закреплять у детей навык образования относительных прилагательных.
  4. Совершенствовать у детей навык употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  5. Формировать временные и пространственные представления у детей.
  6. Совершенствовать умение внимательно слушать и смотреть.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

- демонстрационный материал: предметные картинки, изображение осени; изображение деревьев; изображение вазы; цветные ведёрки.

- раздаточный материал: предметные и сюжетные картинки: приметы осени; разноцветные листья.

- технические средства: мультимедийная система; магнитная доска; магниты.

 

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 20 – 25 минут.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: музыкальный или физкультурный зал

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

ОРГМОМЕНТ.

Логопед: Ребята, вы хотите, чтобы произошло волшебство?

Логопед: Для этого нужно назвать слова ласково. Подходим ко мне по одному и называем слово ласково: (закрепление навыка употребления уменьшит.-ласкат. форм сущ.)

Солнце – солнышко                       туча - …                         дождь - …

Лист - …                                         птица - …                       берёза - …

Ветер - …                                        ветка - …                        куртка - …

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам пришла … (ОСЕНЬ)

Логопед: Нарядилась осень в пёструю одежду и ведёрки с красками взяла.

 

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ФИЛЬМА «ПРИМЕТЫ ОСЕНИ» (сентябрь)

Логопед: А сейчас давайте вместе нарисуем осень. Я взмахну волшебной кисточкой, и мы превратимся в художников. Закрыли глазки. Раз, два, три – волшебство к нам приходи! Теперь мы с вами художники и можем смело приступать к работе.

- Вспоминайте, какие приметы осени назывались в фильме, а помогут нам картинки, которые заменят краски.

 

ИГРА «КТО ЗНАЕТ, ТОТ ПРОДОЛЖАЕТ» (закрепление вопросно-ответной формы; закрепление навыка подбирать слова, подходящие по смыслу)

ОСЕНЬЮ встает все позже и греет слабее … (солнце).

ОСЕНЬЮ небо затянуто серыми … (тучами).

ОСЕНЬЮ часто идут долгие, моросящие … (дожди).

Осенью дует сильный, холодный … (ветер).

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  УПР. «ОСЕНЬЮ» (координация речи с движением; совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимать колени)

Логопед приглашает детей выйти на ковёр, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,                   Поднимаются на носочки, поднимают вверх

                                                               перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.            Прыгают на носочках, держат руки на поясе.

Долго дождик будет плакать.

Разведёт повсюду слякоть.                 Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и руки на дороге,                      Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

 

Л. Немного отдохнули, продолжаем рисовать картину осени.

ОСЕНЬЮ яркие краски у … (деревьев).

ОСЕНЬЮ желтеют, краснеют, опадают … (листья).

Логопед: Облетают листья с веток. Тихо по ветру летят, прямо под ноги ребят!

 Посмотрите сколько листочков упало. Соберём букет из листьев и поставим в вазу (. Пожалуйста, каждый выберет себе лист, который ему понравился, назовет его и поставит в вазу закрепление навыка образования относительных прилагательных):

Это лист березовый                                    Это лист кленовый

Это лист дубовый                                        Это лист рябиновый

Это лист осиновый                                      Это лист каштановый

Логопед: А сейчас продолжим рисовать осень.

ОСЕНЬЮ не поют, прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают в тёплые края … (птицы).

ОСЕНЬЮ стараются спрятаться … (насекомые).

ОСЕНЬЮ готовятся к зиме, запасают корм … (животные).

ОСЕНЬЮ на улице холодно, сыро и люди … (одевают теплую одежду).

ОСЕНЬЮ дети пошли в … (школу).

ОСЕНЬЮ убирают … (урожай). На огороде убирают … (овощи). В саду убирают … (фрукты).

 

ИТОГ:

Логопед: Вот мы и нарисовали с вами картину «Осень». Посмотрите, какая красочная, яркая, красивая она получилась. Давайте вспомним ещё раз и расскажем, что же такое «Осень».

ДЕТИ по цепочке читают стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся

Это время года Осенью зовётся.

Логопед: Молодцы, вы сегодня были замечательными художниками. А сейчас я взмахну волшебной кисточкой и вы превратитесь в обычных ребят. Закрыли глазки. Раз, два, три – волшебство от нас уйди. Вы снова обычные ребята в детском саду. До свидания до новых встреч!

 

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  2. Киселёва Г.А. Книжка – Учишка.  Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4 – 6 лет. Выпуск 1. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.
  3. КрупенчукО.И. Научите меня говорить правильно!/ пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
  4. Ходякова М. Стихотворение «Если на деревьях листья пожелтели …»