Используется сюжет «Апрель. Птичьи гнёзда» из альбома «Двенадцать месяцев. Апрель».
Цели: рассказать детям о дне весеннего равноденствия – 22 марта, об обычаях празднования этого дня на Руси; закрепить знания русских народных закличек про весну; развивать умение отгадывать загадки, давать полные ответы на вопросы; воспитывать интерес к миру птиц и любовь к окружающему миру.
Материал: конверт с телеграммой, иллюстрации с изображением птиц, CD-диск с записью голосов птиц, альбом «Двенадцать месяцев. Апрель», угощенье для детей.
Ход занятия
Ребята, нам пришла телеграмма. Давайте посмотрим, от кого она, и что же нам пишут?
Воспитатель читает:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Мы уже совсем скоро прилетим на родину из далёких тёплых стран и принесем вам с собой весну! Ждите…»
Как вы думаете, от кого же эта телеграмма, кто принесём нам весну?
Ответы детей: Птицы, наши пернатые друзья…
Воспитатель: Молодцы, конечно же это – птицы.
А вы знаете, что в старину на Руси отмечали праздник под названием «Сорок сороков». Крестьяне верили, что в этот день – 22 марта «день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается».
А ещё говорили, что в этот день птицы возвращаются к родным гнездовьям. На этот праздник из ржаного теста хозяйки выпекали фигурки жаворонков и дети весело играли с ними, зазывая весну.
Давайте вспомним русские народные заклички про весну (заклички можно проговаривать, водя хоровод).
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму прогоните!
Тёплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
И другие…
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я загадаю вам загадки про птиц, которые скоро прилетят к нам:
Гнездо своё он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворение. (Жаворонок)
Весной прилетает птица.
Поле вспашут – там любит кормиться. (Грач)
Угадайте, что за птичка – |
||
Он прилетает каждый год |
||
|
||
Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, скоро прилетают наши пернатые друзья. А где же они будут жить? Ответы детей: В домиках, в гнёздах… Воспитатель: А хотите узнать, какие же домики бывают у птиц? Тогда смотрите внимательно. Просмотр сюжета «Птичьи гнёзда с диска» альбома «Двенадцать месяцев. Апрель».
Вопросы по просмотренному материалу Какая птичка строит своё гнездо из кусочков глины? Где любит строить свое гнездо дрозд? У какой птицы гнездо имеет форму шара? Что за нарядная птичка устилает своё небольшое гнездо мхом? А для каких птиц люди сами строят домики? Как называются такие домики? Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. А теперь давайте поиграем в игру «Перелёт птиц». Ход игры Дети стоят свободно на одной стороне зала напротив гимнастической лестницы. По сигналу «Птицы полетели!» дети бегают по залу, по сигналу «Опасность!» – «взлетают» на лестницу. (Игра проводится несколько раз) По завершении игры воспитатель подводит итоги, уточняя у детей, о каком старинном празднике они сегодня узнали, о каких птицах вспоминали. Воспитатель раздаёт детям угощенье – печенье в виде птиц. |