Стылая осень
Как растения приготовились к зиме
Заморозки
Осенние хлопоты бобра
(3 мин 50 сек)
Какая краска преобладает в природе в ноябре?
Какими стали деревья?
На что похожи последние листочки?
Какие птичьи тайны были скрыты листвой?
Каким бывает первый лёд?
Что замерзает раньше – речка или озеро?
Что делают в это время года перелетные птицы?
Какие птицы улетают одними из последних?
В музыкальном сопровождении звучит: Концерт Ре минор
часть № 2
Бенедетто Марчелло.
(3 мин 30 сек)
Как называется третий месяц осени?
- Когда растения прекращают расти?
Для чего деревья сбросили листву?
Что образовалось на ветках осенью?
Почему к зиме веточки становятся ломкими?
Что случилось с травами?
Из чего на земле образуется одеяло?
Каким травам морозы не страшны?
В музыкальном сопровождении звучит: "Canto Ostinato"
Симеона тен Хольта.
(3 мин 10 сек)
Что случается в погоде в ноябре?
На что бывает похож лёд на лужах?
На что похож иней?
Как выглядят после заморозков метёлки злаков?
Какой цвета стала трава в заморозки?
В музыкальном сопровождении звучит: "Тройка" из музыкального
альбома "Времена года"
Петра Ильича Чайковского.
(8 мин 00 сек)
Бобры одиночные животные?
Где живут бобры?
Как бобры приспособились к жизни в воде?
На что похож хвост бобра?
Зачем бобр расчёсывает мех?
Чем бобры питаются осенью?
Как бобры готовятся к зиме?
Как называется домик бобра?
Где находятся припасы?
Зачем бобры утаскивают ветки под воду?
Сюжет состоит из двух частей по 4 минуты каждая. В первой - показан внешний вид животного, как он ухаживает за шубкой, как трапезничает. Во второй части - подготовка бобров к зиме: устройство плотины, хатки и заготовка корма на зиму. Между частями есть затемнение экрана, на котором я рекомендую закончить воспроизведение для детей от 5 до 8 лет, а вторую часть показать в следующий раз.
Бобры активны большей частью в тёмное время суток. У них слабое зрение, но прекрасный слух. Отснять такие кадры было очень большой удачей в жизни, за что я благодарю Бога! Сыграла роль погода. Была бесконечная "ноябрьская" осень чуть ли не до февраля. У бобров произошёл некоторый сдвиг биологических часов, вследствие чего они были очень активны и в дневное время суток. Я снимал их где-то около полу-часа, пытаясь понемногу приблизиться к берегу. В конце концов, я нарушил "черту безопасности" и бобр, подав сиглал тревоги сильным хлопком хвоста по воде, нырнул и больше не появлялся. Но кадры уже были сделаны.
В музыкальном сопровождении звучит: "Болеро" Мориса Равеля.
Правообладатель отрезал титры, поэтому я хочу поблагодарить моего консультанта - Птицыну М.Ю. - педагога дошкольного образования с колоссальным опытом за её неоценимую помощь в создании понятного детям языка сюжетов. Огромная заслуга моего замечательно оператора - Вентцеля М.П. за дивные картинки. Два года съемок природы с ним были для меня хорошей школой, практикумом, в процессе которого я смотрел как работает настоящий мастер. Огромная благодарность Солодушкину В.В. за его знания русской природы и фенологии. В подборе музыкального сопровождения для сюжетов неоценимую помощь оказала Матвеева Т.И. Она раскрыла для меня глубину и красоту классической музыки. Огромная благодарность редактору - О. В. Вьюновой, которая заставляла меня искать варианты фраз, находить нужные слова для выражения своих мыслей. Грамотная русская речь в закадровом тексте - во многом именно ее заслуга. Сюжеты рождались непросто. Конечно, я прочел все рассказы о родной природе для детей наших классиков - В. Бианки, Соколова-Микитова, Э. Шима, М. Пришвина, К. Паустовского и др.,
но все-таки окончательные идеи для сюжетов рождались "в полях", а не в кабинете.
Прокатное удостоверение № 2160027208 от 28.01.2008 г.