Двенадцать месяцев. Ноябрь

Стылая осень

Как растения приготовились к зиме

Заморозки

Осенние хлопоты бобра

Из осенних сюжетов вы узнаете: каких мух называют сонными и почему,

какие съедобные грибы растут на дереве и что раскрашивает осень,

какой гриб называют «дедушкин табак» и чем замечательны мхи,

почему на замерзших лужах образуются темные и светлые кольца,

почему бобр делает свои припасы на зиму под водой

и для чего он расчесывает свою шубку,

под каким деревом зимой меньше всего снега,

чем страшен снегопад для осенних деревьев,

какие деревья осенью не желтеют,

какие деревья облетают первыми,

какие растения зимуют зелеными?

 

Стылая осень

(3 мин 50 сек)

Какая краска преобладает в природе в ноябре?

Какими стали деревья?

На что похожи последние листочки?

Какие птичьи тайны были скрыты листвой? 

Каким бывает первый лёд?

Что замерзает раньше – речка или озеро?

Что делают в это время года перелетные птицы?

Какие птицы улетают одними из последних?

В музыкальном сопровождении звучит: Концерт Ре минор

часть № 2

Бенедетто Марчелло.

Как растения приготовились к зиме

(3 мин 30 сек)

Как называется третий месяц осени?

- Когда растения прекращают расти?

Для чего деревья сбросили листву?

Что образовалось на ветках осенью?

Почему к зиме веточки становятся ломкими?

Что случилось с травами?

Из чего на земле образуется одеяло?

Каким травам морозы не страшны?

В музыкальном сопровождении звучит: "Canto Ostinato" 

Симеона тен Хольта.

Заморозки

(3 мин 10 сек)

Что случается в погоде в ноябре?

На что бывает похож лёд на лужах?

На что похож иней?

Как выглядят после заморозков метёлки злаков?

Какой цвета стала трава в заморозки?

В музыкальном сопровождении звучит: "Тройка" из музыкального

альбома "Времена года"

Петра Ильича Чайковского.

Осенние хлопоты бобра

(8 мин 00 сек)

Бобры одиночные животные? 

Где живут бобры?

Как бобры приспособились к жизни в воде? 

На что похож хвост бобра? 

Зачем бобр расчёсывает мех? 

Чем бобры питаются осенью?

Как бобры готовятся к зиме? 

Как называется домик бобра?

Где находятся припасы? 

Зачем бобры утаскивают ветки под воду?

Сюжет состоит из двух частей по 4 минуты каждая. В первой - показан  внешний вид животного, как он ухаживает за шубкой, как трапезничает. Во второй части - подготовка бобров к зиме: устройство плотины, хатки и заготовка корма на зиму. Между частями есть затемнение экрана, на котором я рекомендую закончить воспроизведение для детей от 5 до 8 лет, а вторую часть показать в следующий раз. 

Бобры активны большей частью в тёмное время суток. У них слабое зрение, но прекрасный слух. Отснять такие кадры было очень большой удачей в жизни, за что я благодарю Бога! Сыграла роль погода. Была бесконечная "ноябрьская" осень чуть ли не до февраля. У бобров произошёл некоторый сдвиг биологических часов, вследствие чего они были очень активны и в дневное время суток. Я снимал их где-то около полу-часа, пытаясь понемногу приблизиться к берегу. В конце концов, я нарушил "черту безопасности" и бобр, подав сиглал тревоги сильным хлопком хвоста по воде, нырнул и больше не появлялся. Но кадры уже были сделаны

В музыкальном сопровождении звучит: "Болеро" Мориса Равеля.

Правообладатель отрезал титры, поэтому я хочу поблагодарить моего консультанта - Птицыну М.Ю. - педагога дошкольного образования с колоссальным опытом за её неоценимую помощь в создании понятного детям языка сюжетов. Огромная заслуга моего замечательно оператора - Вентцеля М.П. за дивные картинки. Два года съемок природы с ним были для меня хорошей школой,  практикумом, в процессе которого я смотрел как работает настоящий мастер. Огромная благодарность Солодушкину В.В. за его знания русской природы и фенологии. В подборе музыкального сопровождения для сюжетов неоценимую помощь оказала Матвеева Т.И. Она раскрыла для меня глубину и красоту классической музыки. Огромная благодарность редактору - О. В. Вьюновой, которая заставляла меня искать варианты фраз, находить нужные слова для выражения своих мыслей. Грамотная русская речь в закадровом тексте - во многом именно ее заслуга. Сюжеты рождались непросто. Конечно, я прочел все рассказы о родной природе для детей наших классиков - В. Бианки, Соколова-Микитова, Э. Шима, М. Пришвина, К. Паустовского и др.,  

но все-таки окончательные идеи для сюжетов рождались "в полях", а не в кабинете.

Прокатное удостоверение № 2160027208 от 28.01.2008 г.