Используется сюжет: "Оседлые птицы" из альбома «Оседлые и перелётные птицы».
Цели урока: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, развитие их познавательной деятельности.
Задачи урока:
ХОД УРОКА
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (1-й вариант – изображения птиц и зверей,
2-й вариант – карточки с названиями).
ВОРОБЕЙ, КУРИЦА, ИНДЮК, ПЕТУХ.
СОБАКА, ВОЛК, ВОРОНА, ЛИСА.
У.: Назовите животных, которые изображены на картинках. (Прочитайте названия животных.)
Какая картинка (карточка) в каждой строчке лишняя? Почему?
2. Формулирование темы урока.
У.: Воробей, ворона – мы видим этих птиц зимой. Назовите их одним словом.
Значит, сегодня мы говорим о зимующих птицах.
III. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1. Словарь урока (учебник «Знакомство с окружающим миром», стр. 106–107).
У.: Какие ещё птицы называются зимующими? (Вывешиваются картинки.)
Прочитайте слова, которые помогут нам на уроке. Все ли слова подходят нам сегодня? Выберите только те, которые мы будем использовать в работе.
2. Работа с иллюстрацией («Птицы на кормушке» по выбору учителя).
а) Ответы на вопросы.
У.: Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:
Куда дети повесили кормушку?
Куда насыпали корм?
Откуда вылетел воробей?
Куда села синица?
б) Составление вопросов.
У.: Придумайте свои вопросы о синице, вороне, голубе. Задайте их друг другу.
Какие ещё птицы прилетели к нашей кормушке? Откуда они? (Из леса.) Узнаёте вы их? Что можете рассказать?
IV. ФИЗМИНУТКА (по выбору учителя)
V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Работа с сюжетом «Оседлые птицы».
а) Понятие «оседлые птицы» (до 54 секунды).
У.: Сейчас вы посмотрите видеосюжет о птицах, которые остаются с нами зимовать. Обратите внимание на то, как называют зимующих птиц.
У.: Как вы понимаете «оседлые птицы»? О каких птицах говорилось?
б) Птицы лесов, полей и т.д.
У.: Какие ещё птицы круглый год живут в наших местах? (Смотрим дальше очень внимательно. Стараемся запомнить названия птиц, которые встретятся в сюжете).
в) Итог просмотра (самостоятельная работа).
У.: Возьмите листочки и запишите в таблицу названия птиц, которые вы запомнили. Вспомните, чем они питаются. (Если дети затрудняются в выполнении работы самостоятельно, то работа выполняется совместно с учителем.)
Название птицы |
Корм |
1. Большой пёстрый дятел 2. Малый пёстрый дятел 3. Королёк 4. Ворон и т.д. |
|
2. Работа с учебником (Задание 2).
У.: Надо составить предложения по нашей теме, отобрав нужные слова.
СНЕГИРЬ, ГРАЧ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦ, ЛЕБЕДИ, ЖУРАВЛЬ.
ПРИЛЕТАЮТ, ОТЛЕТАЮТ, ПОДЛЕТАЮТ К КОРМУШКЕ, СОБИРАЮТСЯ В СТАИ, МЁРЗНУТ НА МОРОЗЕ, КРАСНОГРУДЫЙ КРАСАВЕЦ, СКАЧЕТ СЕРЫЙ КОМОЧЕК, ПЕРВАЯ ВЕСЕННЯЯ ПТИЦА.
VI. ИТОГ УРОКА
У.: На каком уроке мы сегодня побывали? О ком говорили? Сегодня на уроке нет… (Называется ученик, который отсутствует в классе). Что вы расскажите ему о зимующих птицах?
Обеспечение урока
1. Худенко Е. Д., Терехова И. А. Знакомство с окружающим миром: Учебник. – М.: Аркти, 2006.
2. Изображения птиц и зверей или карточки с названиями.
3. Сюжетная картинка «Птицы на кормушке».
4. Карточки с таблицей для выполнения самостоятельной работы.