Экранизация стихов о родной природе – новое средство наглядности для дошкольников и младших школьников

Разумный Дмитрий Владимирович

Публикация в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

в 2 томах. Мининский университет. 2019

     Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения наглядности в процессе изучения стихов о русской природе детьми дошкольного, младшего школьного возраста. Их жизненный опыт слишком мал, чтобы понимать, что стоит за строками стихов. Без опоры на зрительные образы дети воспринимают стихотворение скорее, как игру слов. Проанализированы  ограниченные возможности статичных средств – фотографий, рисунков и репродукций. В качестве нового средства наглядности предлагаются короткие документальные видеосюжеты, созданные автором, которые позволяют построчно проиллюстрировать те картины природы, которые достаточно точно описали наши поэты.

 

     Ключевые слова: средства наглядности в обучении, документальные видеосюжеты, изучение стихов о природе, дошкольное обучение, обучение младших школьников.

 

     Есть стихотворения, которые учат все дети, говорящие на русском языке. В этой статье я хочу проанализировать те, которые посвященные описанию зимней природы. Приведу их первые строки: «Снег летает и сверкает» И.З. Сурикова, «Под голубыми небесами» А.С. Пушкина, «Вот север тучи нагоняя» А.С. Пушкина, «Чудная картина» А.А. Фета. Во-первых, отметим, что в этих произведениях присутствует предельно точное описание картин природы, а не метафор и собственных переживаний автора, во-вторых, описаны динамические явления. С ранних лет с этими стихами знакомят детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы показать красоту русской речи и воспитать эстетическое восприятие родной природы. Для взрослых людей они легки и изящны, но у детей при разучивании этих стихов объективно возникают определенные трудности.

   Подчеркнем, что все строки посвящены описанию не городской, а загородной зимы с классическими зимними атрибутами – морозом, снежным покровом и т.д. Они написаны зрелыми людьми, у которых был опыт  и впечатления от путешествий по просторам Российской империи. Однако у современного ребенка, осознанно видевшего всего 3–4 зимы, жизненный опыт слишком мал, чтобы понять, что стоит за строками этих стихов. По данным Росстата примерно 68,3 % населения проживают в Европейской части России, 74,27 % населения РФ – городское[2]. Жизненный опыт большинства (примерно 70%) детей живущих в стране, ограничен картинами слякотных и теплых городских зим европейской части страны.

    Большинство детей просто не видели тех разноликих картин русской природы, которые воспели поэты, и без опоры на зрительные образы воспринимают стихотворение скорее как игру слов. Взрослые примерно также воспринимают слова заклинаний, мантр и церковных песнопений.

    Педагогическая классика определила условия, которые облегчают ребенку запоминание материала, среди которых выделим следующие два: абсолютное понимание смысла слов и опора на зрительные образы. При всей бесспорности этих утверждений, обеспечить их в полной мере не просто. Тысячи педагогов и родителей сталкиваются с одними и теми же проблемами – как объяснить, как проиллюстрировать то, или иное состояние природы, которое взрослый человек видел, а ребенок – нет.

   Вербальный способ объяснения значения слов и выражений однозначно самый слабый. Это апелляция или к памяти – «а помните», или воображению – «представьте себе».

  Следующий способ – иллюстрация картинками – фотографиями, рисунками, репродукциями полотен художников. Десятки издательств выпускают иллюстрированные книги для детей. Есть удачные издания с подборками репродукций полотен художников[1]. Такие репродукции позволяют проиллюстрировать лишь какую-то одну строку стихотворения. Полностью проиллюстрировать все стихотворение в печатном издании невозможно, тогда как вопросы у детей могут возникать буквально на каждой строке. Тем не менее, сложившаяся с XIX века традиция вербального заучивания этих стихотворений жива по сей день, и педагогика движется скорее в направлении внесения игровых моментов в процесс разучивания, а не повышения наглядности[3]. Игровые элементы в работе с детьми важны и полезны, но они не вносят ясности в содержание поэтических строк.

    Выше отмечалось, что в отобранных стихотворениях присутствует описание динамических явлений, которые невозможно отразить статичной картинкой. Для полноценной иллюстрации нужно живое видео. Я хочу предложить в качестве наглядного пособия для детей авторский проект экранизации стихов русских классиков. Каждый стих являет собой миниатюрный фильм с закадровым текстом и фоновой классической музыкой. Это не слайд-шоу из фотографий, а полноценное документальное видео, снятое автором статьи. Главная отличительная черта – построчная иллюстрация стихотворений. Зритель (ребенок) может воочию увидеть то, о чем написал поэт. Видеоматериалы находятся в открытом доступе на образовательном интернет-портале «Школьная видеотека Разумного» в разделе «Стихи о родной природе»[5].

   Давайте проанализируем несколько стихов и подумаем, где дети могут увидеть такие зимние картины и как им понять смысл строк. Я предложу свою трактовку как видео-оператора и натуралиста, много лет снимавшего природные явления для учебных сюжетов по окружающему миру.

    В каждом стихотворении есть как вполне ясные образы, так и непростые. В рамках статьи я буду обращать внимание большей частью на трудные для визуализации и понимания строки. Начнем со стихотворения С.Д. Дрожжина:

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает

Все долины и поля.

Все в природе замирает –

и поля и темный лес.

Снег летает и сверкает,

тихо падая с небес.

   Первые строки – отнюдь не метафора. Поэт очень точно подметил красивое, но нечасто встречающееся состояние природы. Иногда в солнечный морозный день можно увидеть, как падают мелкие сверкающие снежинки. Проиллюстрировать такое явление неподвижной картиной невозможно в принципе. «Всемогущий» Интернет здесь бессилен. На запрос «снег летает и сверкает» собственно фотографий или репродукций картин поисковый сервер не дает. Зарисовать или сфотографировать это явление невозможно. Только целенаправленная съемка позволила создать наглядный и понятный детям материал, однозначно соответствующий строкам поэта – «снег летает и сверкает».

   Вторая строка «в золотом сиянье дня» – так же не красивая выдумка поэта, а точное наблюдение. Когда падают сверкающие снежинки, солнечный свет сильно рассеивается на них и некоторая область небосклона вокруг солнца для наблюдателя представляется залитой золотым сиянием. Поэт увидел и воспел эту красоту, давайте покажем ее нашим детям.

     А.С. Пушкин, фрагмент стихотворения «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

    Для детей, живущих в деревнях и небольших поселках, особых сложностей в этом стихотворении нет. Для большинства  городских ребят – они скорее являются описанием сказочного мира. Чтобы увидеть «великолепные ковры» им должно очень повезти, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время. 

  Третья строка – «блестя на солнце, снег лежит». Чтобы увидеть, как сверкает лежащий снег, необходимо двигаться: ехать, идти, скакать. Проезжая по заснеженным просторам в солнечный зимний день, можно увидеть это сверкание, воспетое многими поэтами. Однако для неподвижного наблюдателя все это великолепие фактически исчезает, поэтому в рисунках или репродукциях сверкающего снега нет, а на фотографиях он получается крайне плохо. В одноименном сюжете «Под голубыми небесами» это сверкание удалось передать только с помощью панорамной видеосъемки.

    Следующее интересное наблюдение – прозрачный и одновременно чернеющий лес. Ничего странного в этом, оказывается, нет. Пушкин – исключительно наблюдателен. Так выглядят зимой облетевшие лиственные леса и рощи. Опушка прозрачна, а чаща чернеет. При демонстрации сюжета на это можно обратить особое внимание зрителей.

    В пятой строчке – иней. В Средней полосе России Иней на ветвях держится лишь утром, пока не пригрело солнце, а к полудню осыпается. Потому то и справедливо название стихотворения «Зимнее утро», а не «Зимний день». Любопытно, что фрагмент заканчивается картиной речки с чистым льдом, не запорошенным снегом, в то время как на полях уже лежат великолепные ковры. Такое случается чаще в начале зимы, когда только пройдет ледостав.

     Обратимся к А.А. Фету:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

   Начнем с того, что полнолуний зимой всего три. На протяжении всей нашей долгой зимы есть лишь девять ночей, когда можно увидеть полную Луну. Казалось бы не мало, но нужны еще заснеженные, а не голые или подтаявшие от дождей равнины, и ясная погода. Вероятность именно в этот момент оказаться среди белых равнин в русской глубинке у городского ребенка невысока. Для городских детей бледное пятно Луны далеко не самое яркое светило в море света фар, рекламных щитов и уличной иллюминации. Кроме того, в городах небо обычно подернуто дымкой, и поэтому звезд не видно. В полях вдали от города в полнолуние мир действительно чуден. Совершенно иное ощущение пространства, тишины, морозного воздуха, черного звездного неба и заснеженных просторов. Именно этим восторгался Афанасий Фет.

    Замечательна пасторальная картинка с санями в конце стихотворения. Для взрослого – очевидно, что это – лошадь, запряженная в возок или розвальни и бегущая рысью по просторам. Такая картина русского зимнего быта была типичной до середины прошлого века, а сейчас является экзотикой. Большинство современных детей не видели этой крестьянской утвари: ни возка, ни розвальней. Сани для них – это санки, на которых можно кататься с горки. Как это такие сани бегут? Как в сказке «По щучьему веленью»? У детей есть возможность увидеть нарядные возки только на специальных конных комплексах или во время народных гуляний на зимних праздниках. Но в стихотворении сани бегут где-то вдали, на тех просторах, которые были описаны в предыдущих строках.

    А. С. Пушкин, фрагмент из романа «Евгений Онегин»:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

    Это стихотворение исключительно насыщенно разными картинами русской зимы. Стихотворение (и видеосюжет) начинается со снеговых туч, бегущих с севера, заряда метели, вьюги. Четвертая строка – «рассыпалась». Действительно после обильного снегопада можно наблюдать удивительные россыпи, когда снег лежит на каждом сучке, каждой веточке и травинке. Пушкину было угодно отметить клоки именно на дубах, а не на липах, кленах или березах. Отличить зимой дуб от липы, ивы или вяза современные дети уже не смогут. Дуб теряет листву самым последним, поэтому, когда выпадает снег, на этом дереве еще висят последние листья, тогда как другие – стоят уже практически голые.

    На шестой строчке может возникнуть вопрос: что это за «волнистые ковры»? Это пашня, засыпанная свежевыпавшим снегом. Снег повторяет неровности распаханной земли, и издалека это действительно выглядит как волны. Когда такая пашня протирается по холмам, получается красивая картина полосатого покрывала – ковров. Пушкин был очень наблюдателен, а его строки – едва ли не самые информативные в плане описания картин русской природы.

   Обратим внимание, что в этих стихах лёд на реке запорошен «пухлой пеленою», тогда как во фрагменте стихотворения «Зимнее утро» – чистый, сверкающий лёд.

   Последние две строки очень коварны: «блеснул мороз» и «проказы матушки зимы». Особенно коварны «проказы». В течение многих лет разным людям – педагогам, художникам, натуралистам – я задавал один и тот же вопрос: что у вас ассоциируется с «проказами матушки зимы?» Ничего вразумительного я не услышал. У К.Д. Ушинского есть рассказ «Проказы старухи-зимы», но там скорее злодейства, которые озадачивают и пугают, а у Пушкина проказы радуют[4]! Что нас может радовать? Незлая шутка,  шалость, озорство. Свыше так сложилось, что я увидел и сумел снять и «проказы», и как «блеснул мороз». Читателям я не буду раскрывать все свои «ноу-хау», а предложу посмотреть, как это получилось в готовом видеосюжете «Вот север тучи нагоняя». Особо отмечу, что такие «проказы» в природе случаются крайне редко, и я благодарю Всевышнего за то, что дал мне возможность это отснять.

   На данный момент проект включает в себя десять видеосюжетов, из которых шесть – стихи о зиме, два – о весне и два – о лете. Видеоматериал целенаправленно собирался автором более 10 лет. Точки съемок разных планов для одного стиха были разделены десятками и сотнями километров. Это еще раз подчеркивает, что ребенок объективно не имеет возможности за свою небольшую жизнь увидеть такие картины. При этом очень важно, чтобы ребенок, разучивая стихи, не просто зубрил строки, как загадочные мантры, а видел те удивительные состояния природы, которые так лаконично и точно описали наши поэты.

   Использование сюжетов цикла «Стихи о родной природе», позволит при разучивании стихов дать детям опору на конкретные зрительные образы. Следует отметить, что видеосюжет является гибким инструментом в педагогическом творчестве, а современная компьютерная техника дает новые возможности педагогу. Во-первых, видеосюжет можно продемонстрировать с большого экрана, что позволяет педагогу использовать материал при групповой работе. Отметим, что большинство иллюстраций в книгах имеют весьма малые размеры, и эффективно работать с ними можно только при индивидуальном обучении. Во-вторых, на определенных кадрах можно остановить воспроизведение и дать время детям рассмотреть изображение детально.

   Методический потенциал этих сюжетов гораздо шире непосредственной иллюстрации строк поэтов. Важное значение имеет звучание грамотной русской речи за кадром. Для закрепления материала можно, к примеру, выключив звук попросить ребенка рассказать стих по памяти с опорой за видеоряд. В качестве другого варианта, еще до знакомства с самим стихотворением, также выключив звук, можно предложить учащимся (воспитанникам) рассказать, что они видят на экране, а потом попробовать угадать стихотворение. Школьникам, владеющим письмом, можно предложить кратким предложением или фразой описать каждый план в видеоряде, а затем сравнить прозаическое и поэтическое описания одних и тех же картин природы. После такого сравнения важно привести детей к пониманию значения любви к Отечеству. Только великая любовь к Родине, родной природе позволила поэтам увидеть красоту в заурядных картинах и воспеть ее в удивительных стихах.   

    Я уверен, что главная цель изучения этих стихов равно, как и демонстрации иллюстрирующих их сюжетов, – это воспитание любви к нашей Родине, нашему народу и нашему языку. Покажите нашим детям, как прекрасна наша природа, как любили и ценили ее наши поэты, как красив и напевен наш язык. Только любовь к родной земле будет неизменно проходить через века, и жить в сердце каждого русского человека.

Список литературы:

Времена года. Стихи русских поэтов. Пословицы. Приметы. – М.: Белый город, 2015. – 128 с.

Население России: численность, динамика, статистика [Электронный ресурс].

URL: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения: 01.12.2018)

Некрасова С. Как учить стихи с ребенком 3-7 лет? [Электронный ресурс].

URL: http://pedsovet.su/metodika/6471_kak_uchit_stihi_s_rebenkom_let  (дата обращения 01.12.2018)

Проказы старухи-зимы. Ушинский К.Д. [Электронный ресурс].

URL: http://hobbitaniya.ru/ushinskiy/ushinskiy28.php  (дата обращения 01.12.2018)

Школьная видеотека Дмитрия Разумного [Электронный ресурс]

URL: http://razumdv.ru/стихи-о-родной-природе/ (дата обращения 01.12.2018)