Используются сюжеты:
- «Листопад» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь»;
- «Золотая осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Октябрь»;
- «Разноцветная осень» из альбома «Двенадцать месяцев. Сентябрь».
Технологии
дифференцированное обучение
ИКТ-технологии
работа в группах
Цели урока
расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений
научить учащихся наблюдать за природой
продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения
развивать мышление, наблюдательность, речь
развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав
воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу
развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства
Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для четырёх групп
Ход урока
1. Организационный момент. СЛАЙД 1.
2. Актуализация темы урока
У: Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев, и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!
Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи (по одному человеку от группы). Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2–5.
Просмотр сюжета «Октябрь. Золотая осень»
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
(Наталия Антонова)
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(Ирина Токмакова)
***
Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня —
Букет oдин
Того
Огня.
(Семен Островский)
У: Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6.
В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?
3. Минутка календаря.
У: Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий
сегодня. СЛАЙД 7.
О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.
У: Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?
Какой день был самым тёплым?
Что удивило вас в природе за неделю?
Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8.
Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.
Октябрь – месяц близкой пороши.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.
Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?
На что обращают внимание все народные приметы? (На связь неживой и живой природы.)
4. Планирование работы на уроке.
Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.
- Почему у хвойных деревьев нет листопада?
- Что происходит осенью с травянистыми растениями?
- Почему начинается листопад?
- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?
Просмотр сюжета «Октябрь. Листопад»
Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.
Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.
У: Я благодарю вас, ребята. Самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.
У: Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зелёным цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.
Исследовательская работа непростая, и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.
5. Физкультминутка для глаз. СЛАЙД 11.
6. Изучение нового материала
У: Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
У: Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.
У: Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.
Что изменяется в жизни растений осенью?
У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
Какого цвета листва сирени осенью?
У какого дерева листва желтеет первой?
Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
Где найти правильный ответ на этот вопрос?
Давайте обратимся к с. 46 учебника, которая поможет узнать, почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац.)
У: Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев.) Проверим. СЛАЙДЫ 13–15.
У: Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зелёным или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?
Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.
У: Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО. СЛАЙД 16.
У: Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб.) СЛАЙД 17.
У: Как вы думаете, почему опадают листья?
У: Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с. 46 учебника).
У: Выделите причины листопада. (Понижение температуры воздуха и почвы, замедление сокодвижения, уменьшение испарения влаги, образование пробкового слоя).
У: Какова главная причина осенних изменений в природе?
У: К чему приводят изменения в неживой природе?
У: Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18.
7. Физминутка СЛАЙД 19.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад. (И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
У: Какой вопрос подготовила Оля?
Оля: Как деревья узнают, что скоро наступит зима?
У: Какой вопрос подготовила Катя?
Катя: Одинаково ли опадают листья у деревьев?
(Пересказ текста из первого абзаца с. 47 учебника.)
У: Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие вас вопросы Оле и Кате.
Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.
У: Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (Ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?
У: О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?
У: Почему у хвойных деревьев нет листопада?
У: Познакомимся со статьёй учебника с. 47 второй абзац.
У: Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя.)
У: Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.
О сибирской лиственнице
С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.
Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35–50 м и диаметром до
На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.
У: Есть вопросы к Игорю?
У: Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.
У: На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.
У: Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.
У: Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
У: Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?
У: Какие растения ещё цветут осенью?
У: Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с. 48 учебника.
У: Завершите работу с маршрутными листами.
8. Закрепление.
А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21–49. просмотр сюжета «Сентябрь. Разноцветная осень».
9. Итог урока. Рефлексия.
У: Почему осенью в природе происходят изменения?
В какой последовательности происходят изменения в природе?
Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.
- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп.)
- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.
Хорошо, дружно работали в командах.
Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.
10.Домашнее задание.
У: Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.
1-я группа. Вопросы.
Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?
У больных или здоровых деревьев раньше начинается листопад?
Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?
2-я и 3-я группы. Вопросы.
Учебник с. 48.
4-я группа. Вопросы.
Составить кроссворд «Осенняя клумба».