Используется видеосюжет «Береги животных» из альбома – «Правила поведения в природе или Пять лесных заповедей»
Этап: Первичное усвоение новых знаний. Цель использования видеосюжета: установление причинно-следственных связей, воспитание бережного отношения к природе.
Каторгина Наталья Вадимовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).
РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать представления о лесе, расширять кругозор.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать познавательный интерес; формировать бережное отношение к природе, к живым существам.
Задачи урока:
- учить определять принадлежность животного к своей группе;
- углубить знания детей о животных леса, полученные в 1-м классе;
- познакомить детей с правилами поведения в природе;
- развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
Ход урока
1. Организационный момент
У: Послушайте загадку. О чем в ней говорится?
Дом открыт со всех сторон,
В доме – тысячи колонн.
Над колоннами – шатры,
Под колоннами – ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и в шатрах. (Лес)
У: Как вы догадались? Что сравнивается в загадке с колоннами, шатрами, коврами?
(Ответы детей: стволы деревьев, кроны деревьев, трава.)
2. Мотивация учебной деятельности
У: Сегодня мы отправимся в лес и познакомимся с теми, кто живет на коврах, в колоннах и шатрах. Узнаем, как правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить его обитателям.
3. Актуализация знаний
Работа в малых группах по 3-4 человека. Каждая группа получает карточки-загадки. По описанию нужно догадаться, о каком животном идет речь. После совместного обсуждения записать свой ответ в кроссворде. (Кроссворд выведен на доску.)
Карточка 1
Это самое многочисленное семейство в змеином царстве. На голове два жёлтых пятна. Эта змея не ядовитая. (Уж)
Карточка 2
Я – хитрая и умная. Как начну мышковать, ни одна мышка не спрячется от меня. Хвост пушистый мне в этом помогает, следы заметает. (Лиса)
Карточка 3
В стае серый, словно тень,
Рыщет по лесу. Лишь день
Тихо склонится к закату,
Он начнёт петь серенаду!
Разлетится песнь как вести! –
Вмиг замрёт вся жизнь на месте:
Заяц в поле не бежит –
Под кустом сидит, дрожит!
И олень, и даже мыши
Ночь не спят, коль с ветром слышат
Долетевшую волну –
Вой протяжный на Луну!
Кто же это? Отгадай.
И кроссворд наш разгадай! (Волк)
Карточка 4
Солнца яркого боится.
Ночью – хищник эта птица.
Появляется ночами.
Где её мы повстречаем? –
На суку в лесу сидит,
Зорко мышек сторожит. (Сова)
Карточка 5
Я – пернатый обитатель леса. Редкий человек, хотя бы раз в жизни гулявший по лесу, может сказать, что не слышал моей барабанной дроби. Меня называют лесным доктором за то, что я защищаю деревья от вредителей.
Карточка 6
Этот грызун очень похож на белку, только шубка у него полосатая. Хорошо лазает по деревьям и прыгает. Свою нору обычно устраивает под старым пнёт или деревом. (Бурундук)
Карточка 7
«Пятнистая хищница, леса гроза,
На ушках по кисточке, злые глаза.
Живёт она в тёмной чащобе лесной
И лучше её обходить стороной. (Рысь)
Карточка 8
Это насекомое – добросовестный труженик. Он способен переносить тяжести,
во много раз превышающие вес и размеры собственного тела.
Всё время несёт в свой дом сосновые иглы, веточки, мох, листья.
Это насекомое уничтожает вредителей леса. (Муравей)
4. Первичное усвоение новых знаний
У: Посмотрите на кроссворд.
Какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце?
(Дети читают слово «животные».)
У: Правильно, мы должны хорошо запомнить, что все плавающие, бегающие, ползающие, летающие живые существа – животные. Внимательно рассмотрите таблицу:
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
Название группы |
Количество ног |
Покровы |
Звери |
4 ноги |
шерсть |
Птицы |
2 ноги |
перья |
Рыбы |
плавники |
чешуя |
Насекомые |
6 ног |
|
Земноводные |
4 ноги |
голая кожа |
Пресмыкающиеся |
4 ноги или нет ног |
роговые чешуйки |
У: Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся – это животные. Они живут, т. е. передвигаются, дышат, дают потомство, развиваются и умирают.
У: Животные (каждый по-своему) приспосабливается к жизни в лесу. Внешний вид птиц, зверей и других животных позволяет им быть незаметными среди растений леса. Но порой самую грозную опасность представляет для животных человек.
Просмотр видеосюжета «Береги животных»
5. Первичная проверка понимания
Обсуждение просмотренного видеосюжета.
У: Ребята, каких животных вы увидели в этом фильме?
( Дети перечисляют увиденных животных.)
У: Как должен вести себя человек в лесу?
(Человек должен вести себя осторожно, чтобы не навредить животным леса.)
6. Первичное закрепление
Сюжетная игра «Расскажу вам о себе» по мотивам просмотренного видеосюжета. Класс делится на команды «Звери», «Птицы», «Земноводные», «Насекомые». Дети берут на себя роли животных, которые встретились в видеосюжете, и от первого лица рассказывают об их особенностях. В своем представлении каждая команда должна хотя бы раз использовать слово «животное».
Примерные ответы детей
Команда «Звери»
«Я – ёжик, самое колючее животное леса. А иголки мне нужны для того, чтобы защититься от врагов. Я – дикий зверь. Меня нельзя брать домой и кормить колбасой».
Команда «Птицы»
« Я – скворец. Если ты увидишь птенца, не трогай его. Мы, его родители, рядом. Просто ты нас не видишь. Не бери птенчика домой и не касайся его руками. В домашних условиях он может заболеть и даже погибнуть, ведь мы – лесные животные. Обходи наши гнёзда стороной. Будь деликатным, не вмешивайся в нашу жизнь».
Команда «Земноводные»
«Я – лягушка, а я – ящерица. Не лови меня. Даже в древние времена люди уважали этих животных. Лучше наблюдай за мной со стороны. Ты можешь узнать много интересного!»
Команда «Насекомые»
«Я – муравей. Ты, конечно, видел меня в лесу не раз. Я – очень трудолюбивое животное. Целыми днями я строю дом-муравейник. Не ломай его! Если муравьи погибнут, то деревья останутся без защиты, ведь мы уничтожаем вредителей».
7. Рефлексия
Сегодня я узнал… |
Для меня было открытием, что… |
Я почувствовал, что… |
Я научился… |