Используются сюжеты:
- «Тонкое покрывало зимы» из альбома «Двенадцать месяцев. Декабрь» на этапе актуализации полученных знаний;
- «Снежные кружева зимы» из альбома «Двенадцать месяцев. Декабрь» на этапе актуализации полученных знаний;
- «Иней» из альбома «Двенадцать месяцев. Январь» на этапе объяснения нового материала.
Цель урока: провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока
Образовательные: закрепление знаний о связи между неживой и живой природой, ознакомление с зимними изменениями в природе.
Развивающие: развитие наблюдательности, связной монологической речи, внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, любознательности, чувства ответственности к окружающему миру, любви к учёбе и труду, бережного отношения к книге; воспитание твёрдой и упорной в работе личности.
Оборудование: учебники, тетради, тесты по окружающему миру 3 класс, магнитная доска, проектор, экран, компьютер.
Этап урока |
Ход урока |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1 |
Подготовка к началу урока. |
Выравниваются, проверяют свои рабочие места. |
|
2 |
- Запорошила дорожки, На прошлом уроке мы ходили в гости к зиме, рассматривали её наряды, знакомились с сюрпризами. Расскажите, что мы увидели интересного. |
Дети загадывают загадки про названия зимних месяцев, располагают их в правильном порядке. -«Году конец, а начало зиме!» |
Сюжет «Тонкое покрывало зимы» (1,5 мин) |
|
- Какова продолжительность зимних месяцев?
- Почему в феврале бывает 28 или 29 дней?
- Как животные готовятся к зиме?
-Что приносит зима людям? |
31, 31, 28 (29).
- Рассуждения о годовом движении Земли вокруг солнца по орбите.
-Рассказы о подготовке животных к зимовке.
-Рассказы о зимних забавах людей. |
|
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
|
|
3 |
- Вот сколько интересного бывает зимой! А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие изменения произошли зимой в природе и почему. Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока. Всё занятие мы будем заполнять таблицу основных положений урока, она поможет нам лучше разобраться и всё запомнить. Для начала давайте вспомним, какой бывает природа? |
Постановка проблемного вопроса.
- Неживая и живая. |
Сюжет «Тонкое покрывало зимы» (1,5 мин) |
4 |
- Что относится: к неживой природе? к живой? - Что первое мы замечаем с приходом зимы? - В чём причина изменения температуры? |
Рассуждения детей.
-Похолодание.
Рассуждения детей о положении планеты относительно Солнца с учётом угла наклона Земной оси. |
|
|
-Какая температура зимой? |
-Ниже нуля. Приведение примеров. -Изменение осадков, рассказ о снежинках. |
Сюжет «Снежные кружева зимы» |
|
- С изменением температуры связаны и другие составные части природы. - С изменением осадков можно наблюдать зимние явления. Прочитайте текст на страницах 40–41, выпишите названия зимних явлений природы.
(работа в группах)
-Заслушиваются ответы. |
- Снегопад, гололёд, метель, вьюга, пурга, изморозь, оттепель. |
|
|
Давайте посмотрим и определим, что это за зимние явления. |
|
Демонстрация зимних явлений. Сюжет «Иней» |
|
-Всю землю укрыл снег, а что же под ним? |
- Рассуждения о промерзании почвы. |
|
|
- Замёрзла почва, а что стало с растениями и животными? |
- Рассуждения о состоянии покоя в растительном и животном мире. |
|
|
- Давайте сначала посмотрим на растения. Какие бывают растения? Просмотрим сюжет о состоянии растений в зимний период и сделаем выводы. (работа в группах) |
- Деревья, кустарники и травянистые растения. |
|
|
- Что произошло с деревьями зимой? |
- Сбросили листву лиственные деревья, у них почки, висят ягоды. Продолжают зеленеть хвойные деревья, у них шишки. |
|
|
- Какие стоят кустарники? |
- Они без листьев, остались плоды. |
|
|
- Как проводят зиму травянистые растения? |
- На земле много семян, у некоторых растений наземная часть отмирает, а корень или луковица продолжают жить, только спят. |
|
|
- С растениями понятно, а что же произошло с животными? (работа в группах) |
- Многие животные спят, некоторые продолжают бодрствовать. Некоторые птицы улетели в тёплые края. |
|
|
- Чем связаны эти изменения у животных? - Какие животные уснули на зиму?
- Чем питаются те животные, которые не впали в спячку?
Давайте посмотрим фильм о животных. |
- Нехватка пищи.
-Медведи, суслики, насекомые, ежи. - Семенами, веточками, корой деревьев. |
|
5. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. |
|
|
|
- Как помогают люди животным перезимовать? |
- Делают кормушки. |
|
|
- На уроке труда мы тоже делали с вами кормушки, осталось только сделать крепёж, чтобы их повесить. Вот сейчас мы и доделаем их. А после уроков развесим на улице. |
Изготовление кормушек. |
|
6 |
- Вот сколько нового и интересного мы узнали на уроке! И прежде чем подвести итог урока, давайте закрепим наши знания и ответим на некоторые вопросы. |
Самостоятельная работа.
|
|
7 |
- В начале урока перед нами встал вопрос: какие изменения произошли зимой в природе и почему? Как на него ответить? -Выставление оценок за работу на уроке. |
Ответы детей, запись.
|
|
8 |
- Дома вы почитаете, о чём мы говорили сегодня на уроке, в учебнике на страницах 40–43. |
Запись домашнего задания. |
|
|
Сделаете задание в тетради «Проверь себя» на странице 25.
Урок окончен. Всем спасибо! |
??? |
|