"Зимние изменения в природе" 

Урок объяснения нового материала в 3-м классе

Хлебникова Оксана Александровна, учитель начальных классов 

МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП

Используются сюжеты:

- «Тонкое покрывало зимы» из альбома «Двенадцать месяцев. Декабрь» на этапе актуализации полученных знаний;

- «Снежные кружева зимы» из альбома «Двенадцать месяцев. Декабрь» на этапе актуализации полученных знаний;

- «Иней» из альбома «Двенадцать месяцев. Январь» на этапе объяснения нового материала.

Цель урока: провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока

Образовательные: закрепление знаний о связи между неживой и живой природой, ознакомление с зимними изменениями в природе.

Развивающие: развитие наблюдательности, связной монологической речи, внимания, памяти, логического и творческого мышления.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, любознательности, чувства ответственности к окружающему миру, любви к учёбе и труду, бережного отношения к книге; воспитание твёрдой и упорной в работе личности.

Оборудование: учебники, тетради, тесты по окружающему миру 3 класс, магнитная доска, проектор, экран, компьютер.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Примечания

1

Подготовка к началу урока.

Выравниваются, проверяют свои рабочие места.

 

2

- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

На прошлом уроке мы ходили в гости к зиме, рассматривали её наряды, знакомились с сюрпризами. Расскажите, что мы увидели интересного.

Дети загадывают загадки про названия зимних месяцев, располагают их в правильном порядке.

-«Году конец, а начало зиме!»
Вот так загадку загадали мне.
Морозы, и вьюга, и снег во дворе,
К нам в гости приходит зима в …
- По счёту первый он идёт,
С него начинается новый год,
Открой скорее календарь,
Читай, написано …
- Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он …

 

 

Сюжет

«Тонкое покрывало зимы»

(1,5 мин)

 

- Какова продолжительность зимних месяцев?

 

- Почему в феврале бывает 28 или 29 дней?

 

 

 

- Как животные готовятся к зиме?

 

 

 

-Что приносит зима людям?

31, 31, 28 (29).

 

 

- Рассуждения о годовом движении Земли вокруг солнца по орбите.

 

-Рассказы о подготовке животных к зимовке.

 

-Рассказы о зимних забавах людей.

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 

3

- Вот сколько интересного бывает зимой! А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим,

какие изменения произошли зимой в природе и почему. Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока. Всё занятие мы будем заполнять таблицу основных положений урока, она поможет нам лучше разобраться и всё запомнить. Для начала давайте вспомним, какой бывает природа?

Постановка проблемного вопроса.

 

 

- Неживая и живая.

 Сюжет

«Тонкое покрывало зимы»

(1,5 мин)

4

- Что относится: к неживой природе?

   к живой?

- Что первое мы замечаем с приходом  

  зимы?

- В чём причина изменения

  температуры?

Рассуждения детей.

 

-Похолодание.

 

Рассуждения детей о положении планеты относительно Солнца с учётом угла наклона Земной оси.

 

 

-Какая температура зимой?

-Ниже нуля. Приведение примеров.

-Изменение осадков, рассказ о снежинках.

Сюжет

«Снежные кружева зимы»

 

- С изменением температуры связаны и другие составные части природы.

- С изменением осадков можно наблюдать зимние явления. Прочитайте текст на страницах 40–41, выпишите названия зимних явлений природы.

 

(работа в группах)

 

-Заслушиваются ответы.

- Снегопад, гололёд, метель, вьюга, пурга, изморозь, оттепель.

 

 

Давайте посмотрим и определим, что это за зимние явления.

 

Демонстрация зимних явлений.

Сюжет

 «Иней»

 

-Всю землю укрыл снег, а что же под ним?

- Рассуждения о промерзании почвы.

 

 

- Замёрзла почва, а что стало с растениями и животными?

- Рассуждения о состоянии покоя в растительном и животном мире.

 

 

- Давайте сначала посмотрим на растения. Какие бывают растения?

Просмотрим сюжет о состоянии растений в зимний период и сделаем выводы.

(работа в группах)

- Деревья, кустарники и травянистые растения.

 

 

- Что произошло с деревьями зимой?

- Сбросили листву лиственные деревья, у них почки, висят ягоды. Продолжают зеленеть хвойные деревья, у них шишки.

 

 

- Какие стоят кустарники?

- Они без листьев, остались плоды.

 

 

- Как проводят зиму травянистые растения?

- На земле много семян, у некоторых растений наземная часть отмирает, а корень или луковица продолжают жить, только спят.

 

 

- С растениями понятно, а что же произошло с животными?

(работа в группах)

- Многие животные спят, некоторые продолжают бодрствовать. Некоторые птицы улетели в тёплые края.

 

 

- Чем связаны эти изменения у животных?

- Какие животные уснули на зиму?

 

- Чем питаются те животные, которые не впали в спячку?

 

Давайте посмотрим фильм о животных.

- Нехватка пищи.

 

-Медведи, суслики, насекомые, ежи.

- Семенами, веточками, корой деревьев.

 

5.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 

 

 

- Как помогают люди животным перезимовать?

- Делают кормушки.

 

 

- На уроке труда мы тоже делали с вами кормушки, осталось только сделать крепёж, чтобы их повесить. Вот сейчас мы и доделаем их. А после уроков развесим на улице.

Изготовление кормушек.

 

6

- Вот сколько нового и интересного мы узнали на уроке! И прежде чем подвести итог урока, давайте закрепим наши знания и ответим на некоторые вопросы.

Самостоятельная работа.

 

 

7

- В начале урока перед нами встал вопрос: какие изменения произошли зимой в природе и почему? Как на него ответить?

-Выставление оценок за работу на уроке.

Ответы детей, запись.

 

 

8

- Дома вы почитаете, о чём мы говорили сегодня на уроке, в учебнике на страницах 40–43.

Запись домашнего задания.

 

 

Сделаете задание в тетради «Проверь себя» на странице 25.

  • Что было на уроке непонятно?
  • Что понравилось больше всего?
  • Когда мы проведём подобный урок?

Урок окончен. Всем спасибо!

???